Представляем подборку материалов из русских газет начала XX века.
(по материалам сайта "Московские старости")
|
26 (13) сентября 1914 года
Северная экспедиция Шарля Бенара.
Прибыл французский путешественник, капитан Шарль Бенар, прошедший Новую Землю и составивший карту Костина Шара, представляющего три больших фиорда, не отмеченных на картах.
Затем прошел от Белушской бухты до Гусиной бухты, где он набросал карту этих бухт и островов вплоть до Кармакули. Прибыв туда он был встречен священником русской станции.
Спустя 5 дней он встретил капитана Исламова, сообщившего Бенару об объявлении войны в Европе и принявшего Бенара на борт полярного корабля «Берта». (ПТА). |
21 (08) сентября 1914 года
Вести об экспедиции Русанова.
«Арх.» передает, что архангельским обществом изучения русского Севера получена из Бревикботтена от Норвежца Гаральда Гамста при письме от 21 (8) июля найденная им в бутылке записка, брошенная экспедицией В. А. Русанова 16 июля 1912 г. S W от Шпицбергена.
Письмо Гамста следующего содержания:
«Бутылка с этим билетом найдена прибитой волной к берегу Бревикботтена на острове Сере в Норвегии. Остров Сере в Норвегии находится в той части Норвегии, которая зовется Финмаркен, на северо-востоке от Северного Ледовитого океана. Бревикботтен на острове Сере находится в расстоянии 10 миль от города Гаммерфеста. Бутылка была найдена в среду 1 июля сего года, считая по календарю, которым пользуются в Норвегии. Бутылка найдена нижеподписавшимся земледельцем Гаральдом Гамстом. Надеюсь, мне выдадут подходящее вознаграждение за мое беспокойство с этим сообщением, а также оправдают почтовые расходы.
Бревикботтен—Гаммерфест, 21 июля 1914 года. Гаральд Гамст». |
20 (07) сентября 1914 года
Экспедиция капитана Ислямова.
АРХАНГЕЛЬСК. Возвратилось судно «Герта» из полярной экспедиции капитан Ислямова, посланной на поиски Седова. Экспедиция вышла из Христиании 29 июня и отправилось на Землю Франца-Иосифа. Здесь экспедиция нашла оставленные «Фокой» документы. Согласно документам, экспедиция осмотрела весь берег Новой земли, придя к заключению, что «Фока» льды прошел. Экспедиция вступила с Архангельском в связь по радиотелеграфу.
Экспедиция искала оставленных членов экспедиции Седова, но не нашла следов. Брусиловская экспедиция также не найдена. |
01 сентября (19 августа) 1914 года
Г. Я. Седов.
(Некролог).
Один из участников экспедиции Г. Я. Седова к северному полюсу, д-р Кушаков, из маленького местечка Рынды-пристани, находящейся на Кольском побережье Северного Ледовитого океана, телеграфирует о смерти начальника экспедиции, старшего лейтенанта Г. Я. Седова.
Г. Я. Седов происходил из торговых моряков, родился в 1877 г. Долгое время плавал в торговом флоте Черного, Азовского и Средиземного морей, сначала помощником капитана, а затем капитаном. Не удовлетворившись службой в торговом флоте, Г.Я.Седов бросил его и приехал в Петербург. Здесь, по выдержании экзамена за полный курс морского корпуса, он поступил в главное гидрографическое управление. Через несколько месяцев работы в этом ведомстве его приняли гидрографическую экспедицию, отправленную в 1902 году в Северный Ледовитый океан под начальством генерал Варнека. Две подряд бывшие экспедиции, по словам самого Г. Я., развили в нем любовь к северному морю и впервые кажется натолкнули на мысль заняться изучением и исследованием приполюсных пространств. Во время русско-японской войны, покойный путешественник командовал миноносцем в Николаевске, на Амуре, охраняя в числе других устье Амура от вторжения неприятеля. После окончания военных действий с Японией, он под начальством генерала Дриженка работал изучению Каспийского моря. В 1909 году был руководителем экспедиции по исследованию устья р. Колымы; в 1910 году работал над исследованием Крестовой губы, что на Новой Земле; в 1911 году еще раз был командирован на Каспийское мope. далее..
После открытия Амундсеном южного полюса и после его намерения в 1913 году отправиться для открытия северного полюса, Г.Я. Седов, давно мечтавший об экспедиции на северный полюс, стал готовиться к этой экспедиции. В августе 1912 года экспедиция в составе 27 человек тронулась в далекий путь.
20 сентября экспедиция вынуждена была зазимовать около Панкратьевых островов находящихся поблизости Новой Земли. После того как пять человек из состава экспедиции под командой капитана судна «Св. Фока» Захарова вернулись обратно, экспедиция в составе 17 лиц: д-ра Кушакова, геолога Павлова, геолога Визе, художника Пинегина, помощника капитана Сахарова, механика Зандера и матросов двинулась дальше на север. С той поры об экспедиции мы не имели ни одной вести. Сегодня д-р Кушаков телеграфирует, что во время второй зимовки экспедиции. бывшей у острова Гуккера, принадлежащего к группе островов земли Франца-Иосифа, умер механик Зандер, а руководитель экспедиции Г.Я.Седов на пути к северному полюсу заболел и скончался у острова Рудольфа, где и похоронен бывшими с ним матросами. Вечная ему память! |
10 августа (28 июля) 1914 года
Агентские телеграммы.
ВАЙГАЧ, 26,VII-8,VIII. Со слов команды пришедшего парохода «Андромеда», на полуострове Панкратьев нашли записку Седова, извещающую, что экспедиция покинула зимовку 22-го августа 1913 года и пошла к мысу Флора, и что на севере Панкратьева полуострова, на вершине находится знак, указывающий на устройство склада провизии, где оставлены и карты.
Команда, пришедшая на вершину, нашла устроенное для склада помещение, но провизии и карт не нашла. Есть предположение, что Седов их не оставлял. |
04 июня (22 мая) 1914 года
Розыски экспедиций Седова, Брусилова и Русанова.
Командир экспедиций, посылаемых морским министерством для розысков лейтенанта Седова, Брусилова и Русанова, капитан Ислямов в настоящее время ведет переговоры с русскими авиаторами об их участии в экспедиции.
Морское министерство предлагает авиаторам жалованье 500 р. в мес, и страхование на казенный счет в 25,000 руб. Авиаторы приглашаются для экспедиции по розыскам Седова на полтора года, а по розыскам Брусилова и Русанова — на один год.
Имена авиаторов, которые примут участие в экспедиции, выяснятся в конце текущей недели.
К услугам авиаторов решили прибегнуть также две промысловые экспедиции, отправляющиеся в полярные воды.
Суда, отравляемые в полярные воды, предполагается снабдить бипланами Фармана, так как спуск на этих аппаратах представляет меньше опасности. |
24 (11) апреля 1914 года
Поиски пропавших экспедиций.
АРХАНГЕЛЬСК, 10,VI. По инициативе члена Государственной Думы Кривоногова, состоялось собрание сведущих лиц при обществе изучения русского Севера.
Обсуждался вопрос об организации поисков пропавшей без вести экспедиции капитана Седова.
Все участники совещания пришли к заключению, что пропавшая экспедиция находится на Новой Земле, и что для поисков ее достаточно отправки двух судов к Новой Земле.
Совещание высказалось далее за необходимость отправки двух судов в Берингов пролив – на поиски затерявшейся там экспедиции Русанова и Брусилова.
Материалы совещания депутат Кривоногов доложит Государственной Думе. |
18 (05) ноября 1913 года
АМУНДСЕН УЧИТСЯ ЛЕТАТЬ.
Знаменитый полярный исследователь, норвежец Амундсен обессмертил свое имя тем, что он первый достиг южного полярного полюса и водрузил там норвежский флаг.
Амундсен сделался даже невольным убийцею английского капитана Скотта и его четырех спутников. Ведь по последней версии, Скотт и его друзья отравились с отчаяния, когда, достигнув южного полюса, увидели там оставленный норвежцами флаг на пирамиде из льда.
Ныне капитан Амундсен собирается открыть и северный полюс.
Он хочет взять с собою два аэроплана в полярное путешествие 1914 года.
На-днях Амундсен начинает брать уроки авиации у французских пилотов. |
31 (18) октября 1913 года
Экстренное заседание Седовского комитета с участием профессора Фритьофа Нансена.
17 октября в 11 часов утра состоялось экстренное заседание комитета по снаряжению к Северному полюсу экспедиции старшего лейтенанта Седова, на котором присутствовал известный исследователь полярных стран, профессор Фритьоф Нансен. Заседание состоялось в помещении редакции «Нового Времени».
Ровно в 11 часов утра прибыл профессор Нансен, любезно отозвавшийся на приглашение комитета высказаться.. далее..
по вопросу об экспедиции Седова и о научной ценности произведенных ею работ.
Знаменитому полярному исследователю комитетом был преподнесен золотой жетон. Вслед за этим секретарь комитета, кап. 2-го ранга П.И.Белавенец, сделал, на английском языке, доклад о настоящем положении экспедиции Седова и о произведенных ею научных изысканиях и работах.
Профессор Ф.Нансен с большим интересом выслушал, иллюстрированный картами и фотографиями, доклад и нашел, что работы: экспедиции Седова представляют громадный научный интерес.
— Если бы даже,—сказал Ф.Нансен, — Седову и не удалось достичь земли Франца-Иосифа и полюса, то и в таком случае собранный им научный материал достаточен, чтобы считать результаты экспедиции очень и очень полезными.
Что касается необходимости посылки вспомогательной экспедиции, то, по мнению Ф.Нансена, таковая настоятельно необходима. С этим вопросом нужно поспешить, чтобы уже к июлю будущего 1914 года она могла выйти на соединение с Седовым. У Седова полный недостаток в угле, а без него достичь земли Франца-Иосифа можно только при полном отсутствии льдов, на что конечно нет никакого основания рассчитывать. Пробиваться через лед без угля «Св. Фока» не может без риска быть ими затертым, а в таком случае гибель экспедиции неизбежна. Правда «Св. Фока», несмотря на свой преклонный возрасту оказался еще очень крепким, но ему все-таки не выдержать напора полярных льдов.
Самое благоразумное, что может сделать Седов, это еще раз перезимовать на Новой Земле и уже в 1914 году, дождавшись вспомогательной экспедиции, посылка которой безусловно необходима, двинуться на землю Франца-Иосифа. Если же Седов рискует пробиваться через лед в этом году, всего вероятнее «Св. Фоку» раздавит льдами и тогда положение экспедиции будет очень критическим. Смогут ли они добраться пешком по льду до Новой Земли или до земли Франца-Иосифа — большой вопрос, так как льды постоянно находятся в движении. Это последнее обстоятельство может очень затруднить розыски экспедиции, носящейся на льдине по Ледовитому океану. Если бы, в случае гибели «Св. Фоки», экспедиции удалось достичь пешком земли Франца-Иосифа, то тогда конечно необходимость помощи еще настоятельнее.
Достичь земли Франца Иосифа, по мнению знаменитого путешественника, возможно далеко не всегда. Из Тромсе ежегодно отправляются к ее берегам норвежские зверопромышленники, но очень часто льды преграждают им дорогу. Кроме того, стоянка на якоре в виду берегов этой негостеприимной страны сопряжена с большой опасностью, по причине льда, зимовка же в одной из ее бухт совершенно безопасна.
Путь, избранный Седовым, единственный возможный в этой части Ледовитого океана. Именно с южной своей стороны земля Франца-Иосифа наиболее доступна, заход же с запада всегда заполнен льдами.
— Выбор провизии по-видимому сделан удачно, так как цинги, как видно из писем самого Седова, а также и других участников экспедиции, не было.
То обстоятельство, что часть членов экспедиции возвратилась обратно, дает возможность дольше сохранить запасы провизии. Надо полагать, что ее осталось еще приблизительно на 2 ? года. Тем не менее нужно стараться разнообразить стол охотой, так как отсутствие свежей провизии сильно способствует возникновению скорбута, этого бича полярных стран. В южно-полярных экспедициях Скотта и Дисковери после злоупотребления консервами наблюдались случай цинги, но ее удалось быстро прекратить, разнообразя стол добытыми на окоте свежим мясом. Существенным для экспедиции Седова вопросом является недостаток собак. Как и можно было ожидать, архангельские собаки не смогли выдержать тяжести полярной зимовки и почти все околели. Зато сибирские собаки оказались на высоте. Седову необходимо послать побольше собак, но исключительно западно-сибирских, например, обдорских или тобольских, которые единственные сохранили чистую породу ездовых собак. Bсе же другие собаки в настоящее время представляют собой помесь с собаками европейскими, а потому мало пригодны для упряжи. Собак нужно послать Седову побольше, без чего он вряд ли сможет добраться до полюса. На вопрос, можно ли полагать, что попытка Седова добраться до полюса на прирученных белых медведях будет иметь успех, профессор Ф.Нансен высказался в том смысле, что эта идея не нова.
— Еще перед экспедицией к южному полюсу Амундсена содержатель гамбургская зоологического сада Гагенбек предлагал ему воспользоваться для этой цели специально дрессированными белыми медведями, но Амундсен отклонил это предложение, не будучи уверен в пригодности к упряжи медведей и не желая ставить результата своей экспедиции в зависимость от могущих быть случайностей.
— Несомненно однако, что белый медведь обладает сравнительно с собакой громадными преимуществами благодаря своей колоссальной силе и выносливости. Кроме того он может в течение месяца ничего не есть, питаясь за счет подкожных жировых отложений. Однако вопрос о пригодности этих животных для упряжной езды, как никем не испробованный, остается открытым. Быть может как раз Седову суждено исследовать этот вопрос и тем внести в науку о полярных странах новые данные, которые несомненно произведут переворота в снаряжениях полярных экспедиций.
В заключение профессор Нансен, пожелав всего лучшего экспедиции Седова и еще раз подтвердив необходимость посылки в будущем 1914 году вспомогательной экспедиции, снялся в общей группе с членами комитета и, сердечно простившись с ними, уехал около 12 часов дня
Мурманский колонист.
|
02 октября (19 сентября) 1913 года
Экспедиция Седова не погибла.
АРХАНГЕЛЬСК, 18-го Сентября. (Срочная). Пароход «Ольга» в Маточкином Шаре принял капитана Седовской экспедиции Захарова с четырьмя больными из команды. Экспедиция Седова зимовала в Панкратьевых островах. Седов и все участники экспедиции здоровы. Захаров расстался с Седовым 29-го Июня и на шлюпке приехал в Маточкин Шар.
«Св.Фока» исправлен и переименован в «Суворин». Седов вступил в командование. В половине Августа Седов собирался на землю Франца-Иосифа. Запас угля составляет 1000 тонн. |
16 (03) августа 1913 года
Как ищут экспедицию кап. Седова?
После того как известия об экспедиции капитана Седова перестали приходить, комитет по организации экспедиции к северному полюсу обратился в министерство внутренних дел с просьбою принять меры к отысканию отважных» исследователей. Министерство внутренних дел в свою очередь обратилось в министерство торговли и промышленности с предложением разыскать следы экспедиции кап. Седова, причем предлагало, чтобы с этой целью было отправлено судно «Ермак». С.И.Тимашев очень сочувственно отнесся к этому пожеланию, однако заявил.. далее..
что не считает возможным послать «Ермака» в Ледовитое море, так как он для этой цели не пригоден. После этой неудачи министерство внутренних дел обратилось в морское министерство с соответствующей же просьбой. Здесь также сочувственно отнеслись ит предложили послать судно «Бакан». Министерство внутренних дел обратилось в главное гидрографическое управление с просьбой сделать соответствующее распоряжение «Вайгачу» и «Таймыру», чтобы сообщать все, что им будет известно о судьбе экспедиции кап. Серова. Ответ из главного гидрографического управления еще не последовал, но ничего утешительного управление не может ответить. Дело в и том, что «Вайгач» и «Таймыр» уже ушли в свое обычное плавание несколько недель назад и сообщить им об этом распоряжении сейчас уже нет возможности.
Министерство внутренних дел уведомило губернаторов Архангельской, Тобольской, Енисейской и Якутской губерний о необходимости принять все зависящие от них меры к отысканию следов кап. Седова.
|
11 июня (29 мая) 1913 года
Англичане в русских водах.
АРХАНГЕЛЬСК, 28,V. Прибыл первый на русском Севере пароход англичанина К.Спаде, специально приспособленный для ловли сельди. Вся команда набрана исключительно из английских рыбаков, с шотландским специалистом по засолке сельди, во главе. По отзыву знатоков, беломорская сельдь по своим качествам гораздо выше шотландской, и, при хорошем засоле, сбыт ее в России может считаться вполне обеспеченным. |
03 июня (21 мая) 1913 года
В Мезенском заливе непроходимые льды.
АРХАНГЕЛЬСК, 20-го Мая. Вышедший в Мезень 15-го Мая первым срочным рейсом пароход мурманского товарищества «Вайгач» не мог доти до Мезени, встретив в Мезенском заливе непроходимые льды. Команда видела несколько иностранных пароходов, тщетно старавшихся пробиться в Мезень через лед. |
17 (04) января 1913 года
Вести об экспедиции Седова.
Проживающая в Архангельске Анастасия Иосифовна Уткина получила из Александровска от своего племянника Виктора Каторина письмо, доставленное ею в редакцию «.Сев. У.». В этом письме Виктор Каторин, между прочим сообщает, что получено письмо от брата Василия Каторина, находящегося в экспедиции Г. Я. Седова. Письмо прислано ему с Новой Земли. Василий Каторин сообщает, что все они живы и здоровы. Некоторое время экспедиция стояла в Крестовой Губе, отстаиваясь от шторма, которым у них сорвано с мостика две шлюпки и вынесло паруса. Слухи, ходившие в Александровске и в Норвегии о гибели «Св. Фоки», неверны. Письмо, полученное г-жой Уткиной, датировано 5 декабря 1912 г. и в Архангельске было получено 20 декабря. |
30 (17) ноября 1912 года
Телеграмммы.
АРХАНГЕЛЬСК. Завтра выезжает в Петербург губернатор С.Д. Бибиков в связи с рядом возбужденных им вопросов, имеющих громадное значение для Русского Севера, а именно: Наделение крестьян землею, реорганизация крестьянских учреждений и органов земского хозяйства, увеличения содержания медицинскому и ветеринарному персоналу, организация наживочного дела на Мурмане, выдача ссуд на обзаведение промысловыми моторными судами, регулирование правил охоты и рыбной ловли с целью ограждения от истребления наиболее ценных пород зверя и рыбы: песца, лося, дикого оленя и семги, устройство ветеринарно-бактериологической лаборатории-школы для подготовки прививателей. |
08 ноября (26 октября) 1912 года
Погибло парусное судно «Белое море». На мурманском берегу найдены обломки судна. Команда вся погибла. |
01 ноября (19 октября) 1912 года
Слухи о гибели экспедиции лейтенанта Седова.
(От нашего корреспондента). АРХАНГЕЛЬСК. Команде пришедшего с моря парохода «Опыт» передала вашему корреспонденту, что среди норвежских моряков, промышлявших на Новой Земле, упорно держится слух о гибели судна экспедиции лейтенанта Седова «Св. Фока».
Согласно этим данным «Св. Фока» был затерт льдами.
Передают, что три человека команды Седова достигли Новой Земли. |
10 октября (27 сентября) 1912 года
АРХАНГЕЛЬСК, 26, IX. Пароход «Королева Ольга Константиновна» доставил с Новой Земли следующую телеграмму печальника шпицбергенской экспедиции Русанова, оставленную 18-го августа на Новой Земле: «Колонии Maточкин Шар окружены льдами. На юг от Шпицбергена, у острова Надежды, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли. Оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь ближайшим путем к островам Уединения, Новосибирским и Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов”.
АРХАНГЕЛЬСК 26, IX. Экспедиция к северному полюсу, под начальством старшего лейтенанта Седова, на судне «Святой Фока», выйдя 1-го августа из Архангельска, провела ночь на баре. Лишь утром 15-го августа она двинулась в дальнейший путь. Выйдя в море, «Святой Фока» взял курс на Крестовую губу Новой Земли, чтобы запастись пресной водой, так как, далее..
вследствие перегрузки судна, вода была выкачана в Архангельске. Был настолько сильный северный ветер, что судно свалило на бок, и оно должно было повернуть обратно, дойти до Трех островов, где и оставалось до 17-го августа. 17-го августа, снявшись с якоря, судно взяло курс на норд-ост, но сильный шторм, превышающий 11 баллов, свалил судно к Белужьей губе, на южный остров Новой Земли, откуда удалось выйти лишь 22-го августа. Пришли в Крестовую губу 24-го августа и простояли здесь до 30-го августа. Сняли с борта боцмана, помощника механика, как и двух матросов, оказавшихся больными. За время шторма волной снесло в океан две шлюпки. 30-го августа Седов вышел из Крестовой губы и взял курс к Земле Франца-Иосифа. По словам матроса, сообщившего эти сведения, запас угля на «Святом Фоке» так незначителен, что едва ли пароход возвратится в Архангельск, тем более, что в командном составе теперь нет лица, умеющего управляться с парусами. Снятые со «Святого Фоки» больные служители доставлены 24-го сентября в Архангельск на возвратившемся с Новой Земли пароходе Мурманского товарищества «Королева Ольга Константиновна». |
14 (01) июля 1912 года
Хроника.
Парусно-паровое судно «СВ. ФОКА», зафрахтованное лейт. Седовым для его экспедиции к северному полюсу. Судно доставит экспедицию на Землю Франца-Иосифа и затем возвратится обратно.
Имеет дубовый корпус, постройки 1870 года, очень крепкое, с ледорезным носом, обшитым железом. Неоднократно плавало уже у берегов Земли Франца-Иосифа и Гренландии. Грузоподъемность его 600 тонн. Машина 200 индикаторных сил. |
12 июля (29 июня) 1912 года
События дня.
Лейтенант Седов произвел все закупки для экспедиции к северному полюсу и арендовал пароход «Св. Фока», на котором будет установлен радиотелеграф. |
03 июля (20 июня) 1912 года
По стопам Норденшельда.
В гавани Христиании в настоящее время снаряжается шхуна «Св. Анна», бывшая «Пандора», построенная английским адмиралтейством в 1847 году для поисков северной экспедиции Франклина. Несмотря на такой почтенный возраст, «Св. Анна» считается до сих пор прекрасным судном. Ее приобрели на частные средства русские лейтенанты флота Брусилов и Андреев и на днях выходят на ней в Архангельск, а оттуда с половины июля будут идти северным великим морским путем к Берингову проливу, как шел Норденшельд.
Цель устроителей экспедиции двойная: во-первых, повторить путь Норденшельда впервые после него и под русским флагом, во-вторых обследовать промысел на морского зверя и торговлю с побережными жителями. Теперь промыслом занимаются исключительно Американцы, и наши Чукчи, например, так привыкли к ним, что даже научились говорить по-английски, а по-русски не понимают ни слова. Русские промышленники почти ничего не делают, хотя поле возможной деятельности весьма обширно. «Св. Анна» пойдет под командой лейтенанта Брусилова, с помощником лейтенантом Андреевым, имея на борту механика, гарпунщиков (для битья морского зверя) и промысловых охотников. На ней имеется, кроме того, 13 кают, которые могут быть предоставлены лицам, желающим участвовать в экспедиции в качестве спортсменов. Если не помешают льды, весь переход будет совершен в одну кампанию. Морское министерство оказывает экспедиции всяческое содействие, а главное гидрографическое управление пришло ей на помощь, снабдив бесплатно необходимыми инструментами и картами. |
03 июля (20 июня) 1912 года
На белых медведях к полюсу.
Предложение совершить такое путешествие оказалось бы шуткою, если бы Фритиоф Нансен, знаменитый исследователь полярных стран, не говорил о нем с самым серьезным видом.
В статье, помещенной в журнале „Scribner Magazine“, он касается опытов дрессировки белых медведей в гамбургском зоологическим саду Гагенбека, где уже достигнуты весьма удовлетворительные результаты.
— До сих пор, пишет Нансен, в полярных областях не делали попыток приручить это животное; если бы это было возможно, перед исследователями открылись бы новые возможности. Как упряжное животное, белый медведь — идеален; его сила и выносливость несравнимы; он, как и собака, может питаться консервами; он может, что не под силу собаке жить долго без пищи. Я опасаюсь только, как бы он не оказался несколько опасным спутником, потому что не всегда легко жить с ним в хороших отношениях. |
30 (17) июня 1912 года
Экспедиция на Шпицберген.
АРХАНГЕЛЬСК, 16 июня. Выехали на Мурман члены экспедиции на Шпицберген во главе с начальником Русановым. Экспедиция выедет с Мурманского берега на купленном в Норвегии моторно-парусном судне "Геркулес" 20-го июня. |
31 (18) мая 1912 года
Открытие Северного Полюса отменено.
СОВЕТ МИНИСТРОВ ПРОТИВ ОТПУСКА ДЕНЕГ НА ЗКПЕДИЦИЮ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ.
Совет министров признал неприемлемым внесенное 17 марта за подписью 51 члена государственной думы законодательное предположение «об отпуске из государственного казначейства средств на организацию экспедиции к северному полюсу», находя, что задуманное капитаном Ceдовым предприятие не достаточно обосновано.
|
29 (16) мая 1912 года
Льды в Белом море.
АРХАНГЕЛЬСК. Десятки пароходов, парусных судов и заграничных каботажных не могут прорваться сквозь льды, забившие горло Белого моря. Опасаются на открытых водах Ледовитого океана аварии судов лавирующих среди льдов более двух недель. Такого позднего стояния льдов не наблюдалось уже двадцать лет. |
05 мая (22 апреля) 1912 года
Промысловые вести.
АРХАНГЕЛЬСК. Радио-телеграф в Ледовитом океане.
В текущем году предполагается постройка радио-телеграфа на берегу Ледовитого океана. В настоящее время во дворе центральной почтово-телеграфной конторы спешно идет постройка для служащих радио-телеграфа зданий, которые и будут отправлены на пароходах при первой возможности, где предположено соорудить радио-телеграфные станции, а именно: на северной оконечности острова Вайгача, на Югорский шар, на восточный берег Карского моря в пункт именуемый Марсалье, и на материк, против острова Вайгач.
***
По сведениям, полученным из Александровска, в Вардэ улов трески 100 пуд. на бот; цена 673 коп. пуд. В марте сетями добыто на мурманских колониях около 2000 тюленей; цена 2 р. 50 к.; пуд сала со шкурой 3 руб. В Поное набито палками 1500 тюленей; цена 10 р. штука. (Северное Утро, №80). |
22 декабря 1911 г.
Рыбные хищники.
АРХАНГЕЛЬСК. В Ледовитом океане в 10 милях от Харловского маяка замечено 9 иностранных траулеров. |
6 ноября 1911 года
АРХАНГЕЛЬСК. На днях вернулся в Архангельск принадлежащий мелекесскому купцу Масленникову пароход «Никола», который под командой отважного капитана Антуфьева совершил трехмесячное плавание в водах Северного Ледовитого океана и Карского моря. Он близко подходил к устьям Енисея, откуда только за недостатком угля повернул обратно. Добыто 57 моржей. Это наибольшее количество добычи промыслового года не только русских, но и иностранных судов. |
7 октября 1911 года
Полет Петербург - Канадалакша.
АРХАНГЕЛЬСК, 23, IХ. Из Кандалакши приехали авиаторы Прутченко, Шабский и Гебадер, вылетевшие из Петербурга и опустившиеся в Кандалакше, на берегу Белого моря. Перелет в 860 верст совершен в 15 1/2 часов. Авиаторы летели все время среди облаков, почти в темноте. Это - первый полет на Далекий Север. |
27 апреля 1911 года
АЛЕКСАНДРОВСК НА МУРМАНЕ
Пароход мурманской научно-промысловой экспедиции «Андрей Первозванный» сегодня окончил работы в Северном-Ледовитом океане по международной программе исследования морей, выполнив гидрологические и другие работы вдоль Кольского меридиана до 75 град. сев. шир. и отчасти по линии к Новой Земле. До самой северной станции не было встречено льда, лишь на пути к Новой Земле лед воспрепятствовал дальнейшим работам. |
20 марта 1911 года
Борьба за территориальные воды
АРХАНГЕЛЬСК. Норвежский охранный крейсер «Хеймедаль» задержал в Варангеровском заливе английский траллер «Лорд Робертс», занимавшийся промыслом в территориальных водах Норвегии. Траллер арестован и доставлен в Варде. В конце февраля у берегов Финмаркена замечено было 20 английских траллеров. Норвежская печать считает совершенно недостаточным четырехмесячное крейсерство «Хеймедаля». |
05 февраля 1911 года
ИНОСТРАННЫЕ ХИЩНИКИ В РУССКИХ ВОДАХ
АРХАНГЕЛЬСК, 22 января. Набеги иностранных траулеров в мурманские воды продолжаются; 17-го января с парохода «Витте» видели в 4-х милях от Харловки 8 траулеров, 18-го января у самого берега Семи Островов отстаивались 17 траулеров, 19-го января на семиостровском рейде находилось уже 22 английских траулера из г. Гулля и 1 из Флитвуда. Названия траулеров известны губернской администрации. Ежедневно прибывают новые траулеры. |
11 ноября (29 октября) 1910 года
На Севере
АРХАНГЕЛЬСК, 28,Х. Сегодня в Архангельск прибыл из Ледовитого океана, с Канина Носа, ледокол Масленникова «Николай» с грузом наваги. «Николай» пробивался сквозь лед более 50-ти верст. |
24 сентября 1910 года
Возвращение Новоземельской экспедиции
АРХАНГЕЛЬСК, 10 сентября. В Александровск возвратилась после двухмесячного плавания на парусно-моторном судне "Димитрий Солунский" организованная губернатором Новоземельская экспедиция под начальство Русанова. Впервые совершено плавание вокруг северной части Новой Земли от полуострова Адмиралтейства до мыса Желания. Далее экспедиция с большим и затруднениями пошла заполненным льдами Карским морем в Маточкин Шар. Экспедицией собраны новые научные материалы и коллекции, обнаружено 5 норвежских поселений - три на Архангельской губе, одно в заливе Норденскольда и одно открытое экспедицией в прошлом году на Крестовой губе. Для выселения норвежцев с Крестовой губы губернатором на пароходе "Королева Ольга" командирован вице-губернатор с отрядом стражников. |
21 марта 1910 года
АРХАНГЕЛЬСК. С Мурмана телеграфируют о массе мойвы, китов и трески. Колонисты Финляндцы голыми крюками поддевают трески от 50 до 100 пудов за выезд. Четыре норвежских парохода ловят мойвы в виду берега. Видно несколько иностранных траулеров, нет только русских судов, русских промышленников и охраны. |
02 марта (17 февраля) 1910 года
Женщина-городовой.
В норвежском городе Ставангер местная коммуна назначила женщину на пост полицейского. Норвежские блюстители порядка отличаются замечательной простотой своей организации. Никакого вооружения, даже нет «английской палочки», простая форма с парой светлых пуговиц и двумя медными номерками на воротнике. Только в беспокойных опасных местах у каждого городового припасены кандалы - тонкая цепочка с двумя браслетами: один для руки городового, другой для руки пойманного преступника. Просто, дешево и симпатично. |
14 августа 1909 г.
Мурманская экспедиция
На днях сюда пришел экспедиционный пароход «Андрей Первозванный» с грузом камбалы и пикши, возвратившись с 1-го рейса на Канинские банки, где производились исследования как площади этих богатейших рыбой мест, так и всех условий жизни промысловых рыб. Привезенная рыба, в количестве 1200 пудов продана на местный рынок. Начальник экспедиции сделает в понедельник доклад о результатах работы за текущий год.
***
По архангельской епархии число праздных (вакантных) священно-церковно-служительских мест за последний месяц значительно сократилось. К 30 июля их значится: протоиерейских (при Кольском соборе) - одно, священнических - 16 псаломщических - 6 вакансий на диаконские места совсем не имеется. |
27 февраля 1909 г.
На Севере
АРХАНГЕЛЬСК, 13,II. Купец Масленников, вложивший уже сотни тысяч в организацию усовершенствованного лова рыбы, основывает факторию в становище Цып-Наволок, на Рыбачьем полуострове Мурманского берега, на семидесятой параллели. Там сосредоточится главная деятельность предприятия. Фактория соединена телеграфной линией с общей сетью. На средства Масленникова с полуострова к берегу будет проложен кабель стоимостью 21 000 руб. |
12 декабря (29 ноября) 1908 года
Норвегия.
ХРИСТИАНИЯ, 28,ХI-11,ХII. Три промысловых судна отчасти с русской командой ушли летом в Белое море с провиантом на три месяца. Все три судна до сих пор не вернулись. Опасаются, что они затерты льдом, и команде теперь грозит голод. Печать требует снаряжения спасательной экспедиции. |
1 сентября 1908 г.
АРХАНГЕЛЬСК, 18, VIII. Мурман. Рыбопромышленному бюро телеграфируют, что промысла нет, так как свирепствуют штормы. Поморы выезжают домой. В Норвегии обильный улов сельди. В Мурмане выброшено на берег судно «Биндер» с грузом леса. |
9 августа 1908 г.
ХРИСТИАНИЯ, 26,VII-8,VIII. По инициативе Норвегии, добивающейся права собственности на Шпицберген в виду найденных там минеральных богатств, состоится вскоре международная конференция. По этому вопросу Норвегия рассчитывает на поддержку Франции и Англии. |
18 апреля 1908 г.
Закладка двух ледоколов для полярной экспедиции
Сегодня, в 1 час дня на Невском судостроительном заводе состоялась закладка двух ледоколов по типу ледокола «Ермак», предназначенных для полярной экспедиции, организуемой морским министерством.
После молебствия закладку совершил начальник главного гидрографического управления ген. -лейт. А. И. Вилькицкий, в присутствии других чинов морского министерства, командиров ледоколов капитанов Колчака и Матисена и высшей администрации завода.
Ледоколы предполагается закончить в предстоящем году. |
11 сентября 1907 г.
Случай на «С. Витте»
23 августа в 8 часов вечера на пароходе «С. Витте» официант 1-го класса Мельчинов неосторожно выстрелил из револьвера «Монте-Кристо». Пуля попала в правый бок одного из служащих, Раненый упал и лишился сознания, пуля, однако, попала не в опасное место, да и револьвер был слабого боя. Раненый был освидетельствован приехавшим доктором и фельдшером. При освидетельствовании присутствовал пристав 2 пол. части. |
06 сентября (24 августа) 1907 года
На белых медведях к северному полюсу
Один из известных полярных мореплавателей, капитан Амундсон, собирается совершить новое путешествие к полюс, северному или южному. И, так как капитан, углубляясь в ледяные пространства, намерен широко использовать способ передвижения на санях то в виду опыта будет впрягать в них не собак, а белых медведей, которые дрессируются для него теперь в Гамбурге известной фирмой Гагенбека, торгующий всеми заморскими зверями. Для дрессировки употребляются Гагенбеком кастрированные белые медведи, утрачивающие вследствие этого свой лютый нрав. |
27 августа 1907 г.
ХРИСТИАНИЯ, 13 (26),VIII. Со Шпицбергена сообщают, что экспедиция американского журналиста Велльмана к северному полюсу на воздушном шаре уже готова к отправке. Шар наполнен газом. Ждут только благоприятной погоды. |
14 августа 1907 г.
Приезд адмирала Дубасова
(От нашего архангельского корреспондента).
Сегодня, 28-го июля, прибыл в Архангельск ген. адъют. Ф. В. Дубасов, осматривавший мурманское побережье на крейсере «Алмаз», с целью изыскания гавани для устройства военного незамерзающего порта.
В 12 час. дня в зале городской думы состоится сегодня же представление адмиралу Дубасову чинов правительственных учреждений города. <...> |
18 июля 1907 г.
Вопрос о новом порте
4 Июля вечером ушло из Кронштадта посыльное судно «Алмаз» назначенное в распоряжение генерал-адъютанта адмирала Дубасова. Адмирал отправляется на нем кругом Норвегии на Мурман, где будет решаться чрезвычайно важный вопрос о постройке незамерзающего порта - преимущественно для военных целей. Вопрос этот впервые вступает на практическую почву по почину комитета государственной обороны. Все плавание продлиться около шести недель. |
29 мая 1907 г.
ХРИСТИАНИЯ, 15(28),V. Английское промысловое судно открыло на Мурманском берегу, неподалеку от Канина Носа, богатейшее рыбное место. Добыча шести дней составила 6500 пудов трески, при чем отдельные рыбины необыкновенной величины. |
25 мая 1907 г.
На севере
ОНЕГА, 11, V. Сегодня прибыл первый пароход из Архангельска. Жители сотнями отправляются из деревень на рыбный промысел на Мурманский берег.
|
3 ноября 1906 г.
На Мурмане
АРХАНГЕЛЬСК, 20,Х. На лесопильном заводе шведской компании в Мурмане произошло столкновение между рабочими русскими и финнами. Есть легкие поранения от выстрелов.
(От «С.Петербургского Телеграфного Агентства») |
5 августа 1906 г.
АЛЕКСАНДРОВСК, 21 июля. Пароход Мурманской экспедиции «Андрей Первозванный» возвратился из двухнедельного рейса в Ледовитом океане.
Исправлено географическое положение острова Надежда на карте. Собран значительный гидрологический и биологический материал. На севере льдов, за исключением ледяных гор, нет. Вдали от берегов промысловой рыбы мало. <...> |
12 мая 1906 г.
АЛЕКСАНДРОВСК НА МУРМАНЕ, 27 апреля. Пароход мурманской научно-промысловой экспедиции «Андрей Первозванный» сегодня окончил работы в Северном-Ледовитом океане по международной программе исследования морей, выполнив гидрологические и другие работы вдоль Кольского меридиана до 75 град. сев. шир. и отчасти по линии к Новой Земле. До самой северной станции не было встречено льда, лишь на пути к Новой Земле лед воспрепятствовал дальнейшим работам. <...> |
20 марта 1905 г.
АЛЕКСАНДРОВСК НА МУРМАНЕ. 4-го марта, при объезде колонии Мурмана на пароходе "Андрей Превозванный" врачом мурманской экспедиции доктором Гаусманом обнаружены 21 больной цынгой, причем выяснилась значительная нужда населения в провизии, которой роздано экспедицией на 650 р. Затем розданы населению потребные лекарства. <...> |
11 ноября (29 октября) 1903 года
АЛЕКСАНДРОВСК (Арх.). 28 октября. Пароход Мурманской экспедиции вернулся из исследования, по международной программе антициклонного характера. Полярная темнота позволила дойти только до 72 градуса северной широты; сделав гидрологический разрез русла Гольфштрема, констатирована здесь промысловая рыба. |
22 марта 1903 г.
АЛЕКСАНДРОВСК, 8-го марта. Открыто пароходное сообщение Мурман - Вардэ с походным почтовым отделением. В колониях Мало-Оленье, Средняя Ура и Западная Лица открываются телеграфные и промысловые посты. Рыбы нет, но тюленя и белуги много; у Лафроденских островов (Норвегия) появилась треска. |
25 (12) февраля 1903 года
Население северной Норвегии страшно голодает. Если помощь заставит себя долго ждать, то тысячи рыбаков погибнут. Отсутствие рыбы приписывается нашествию тюленей с русского побережья. |
2 июня 1901 г.
АРХАНГЕЛЬСК, 18-го. Пароход "Сергий Витте" доставил из Поморья прямо на восточный Мурман шестьсот промышленников. На Мурмане шторм и снег. Научно-промышленная экспедиция на тендере "Помор" 17-го мая отправилась с Мурмана. |
24 июня 1901 г.
ПЕТЕРБУРГ. По телефону
(от наших корреспондентов)
11-го июня выезжает полярная экспедиция в Ледовитый океан, под началом вице-адмирала Макарова на ледоколе "Ермак". |
|
Кольские карты - новые поступления
Актуальноe |
Метео |
Прямой эфир |
Снимок со спутника |
Наши партнеры |
|
|
2015 г. |
|
Камера №1, вновь в работе. |
|
«Дневник Володи Локтева» — хроника военного Мурманска в записях юного горожанина (видео). |
|
Первомайская демонстрация в Мурманске, 1958 г. (28 уникальных документальных снимков). |
|
Мурманск, 1957 г. Проводы норвежской делегации из Мурманска в Москву |
|
Купание серого коня. |
|
Фотоархив полностью восстановлен. |
|
Машина времени. Мурманское фотоалье 30-х г. |
|
Добавлена вторая камера прямой трансляции из космоса. |
|
«От Таймырского залива до мыса Челюскин» — опубликована очередная глава из словаря “Топонимика морей советской Арктики”. |
|
«Берег Норденшельда» — продолжается оцифровка работы “Топонимика морей советской Арктики”. |
|
«Берег Харитона Лаптева» — глава из книги “Топонимика морей советской Арктики”. |
|
Представляем обновленную подборку материалов из русских газет начала XX века. |
|
“О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей”, начало большой главы. |
|
Метеоритное вещество (фото). |
|
Представляем исследование С. Дурылина о северных лабиринтах «Кандалакшский “вавилон”». |
|
Завершаем третью главу книги «Русские лопари», описанием торговли, извозничества и др. побочных занятий русских лопарей. |
|
Очередная статья Н. Харузина — оружие лопарей, охота, отношение к больным сородичам, перекочевки, способы торговли. |
|
Пропал охотник! (фото). |
|
"Хабар", выемка, октябрь 2014 г. (видео). |
|
“Эхо войны”. Короткий сюжет из 90-х (видео) |
|
Публикуем воспоминания о ранее неизвестных широкой аудитории фактах и обстоятельствах, связанных с историей Кольской энергосистемы. |
|
Продолжаем публикацию книги «Русские лопари», лопари-охотники, лопари-оленеводы и лопари рыболовы, оленеводство и охота. |
|
Недавно, под Луганском, при оказании помощи в разминировании погиб наш земляк — Михаил Репкин. Помянем.. |
|
Сообщение о гибели контр-адмирала Кетлинского К.Ф. (Главный начальник Мурманского укрепленного района), 29 января 1918 г. |
|
Документ от 21 октября 1917 г. “Состояние Мурманской железной дороги к октябрю 1917 года” |
|
Обновлена “Большая карта Северных стран”, 1601 г. |
|
Подробная финская двухкилометровка района Петсамо, 1933 г. |
|
Очередная часть книги Харузина, «Русские лопари» - 1890 г., одежда и жилища лопарей. |
|
Добавлены три телеграммы с Мурмана за 1914 г. |
|
Очередная часть книги Харузина, «Русские лопари» - 1890 г., демография и кухня народа. |
|
«Северные лабиринты», 1904 г. |
|
«Случай в пути». Восточный Мурман. (видео) |
|
«Итоги летней экспедиции в Рынду». (видео). |
|
«Спасательные крейсеры на Мурмане» (1902-1914 годы) |
Читать все новости | Подписаться на новости
|
Русская Лапландия – в фотографиях |
Военно-морской слэнг:
ШЛАНГОВАТЬ — бездельничать, уклоняться от работы.
|
Весь словарь..
Будем признательны, если вы разместите на своем сайте нашу кнопку. |
|
|