| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Записки Императорского Русского Географического общества по отделению этнографии, том второй издан под редакцией действ. члена Л. Н. Майкова, 1869 г. Е.К. Огородников МУРМАНСКИЙ И ТЕРСКИЙ БЕРЕГА ПО “КНИГЕ БОЛЬШОГО ЧЕРТЕЖА”.(продолжение, часть 11) [648] Следующая за тем по Кн. Б. Ч. р. Еконга встречается на всех картах, как одна из значительнейших по длине течения рек этого края. С этою рекой Русские могли познакомиться довольно рано, по соседству ее со Святым Носом, мимо которого плавание неминуемо совершалось. Но положительно известно, что Русские были на берегах Еконги у тамошних Лопарей в 1532 году, когда, как говорит летопись, русские священники, отправленные к Лоплянам с рек Колы и Тутоломи (для освящения церквей) “самих многих крестиша за Святым Носом Лоплян”. Выражение “за Святым Носом” мы понимаем так, что во время плавания этих духовных лиц от берегов Двины, они должны были, по пути в Кольскую волость, к р. Коле, обогнуть Святой Нос и за ним, на р. Еконге, крестили ее обитателей, Лопарей с Еконги, кои, как известно, уже до 1575 года принадлежали к Понойскому погосту и к приходу Петра и Павла. В 1664 году там упоминается даже Еконский погост. В настоящее время на Еконге нет ни одного погоста; по крайней мере, ни о каком постоянном населении на этой реке не упоминается в Списках населенных месть Арханг. губернии; но есть о том указание в путешествии адмирала Литке (1822 года), где [649] означен на р. Еконге Летний Иоканский погост. По замечанию одного из современных нам путешественников, посетивших этот край, г. Максимова, Лопари Терского берега, теперь семьями встречаются только в селе Поное и южнее его, а на остальном пространстве Терского берега их можно найти в тамошних селениях только по одиночке, в работниках у богатых русских хозяев1. О положении Святого Носа и его давней известности Русским говорить нет надобности. А от речки Еконги до усть речки Лунбы брегом 100 верст, а прямо не брегом 60 верст; а у речки Лунбы против устья на море два острова. А от усть речки Лунбы до усть речки Пещанки Городецкия 30 верст. А от речки Пещанки Городецкия до усть речки Пещанки Качковы (Кочковы) 20 верст. А от Пещанки Качковы до речки до Орловки 30 верст. А от устья речки Орловки со устья речки Поноя 20 верст (от Колы 612 верст). На этом пространстве, по берегу Терскому от устья р. Еконги до устья р. Поноя, на расстоянии, определяемом, по Кн. Б. Ч., в 200 в., представляются по картам следующие указания. По карте Ст. Ком., более других подробной в отношении к этому берегу, кроме разных губ, мысов и речек, в стоверстном расстоянии от Еконги показана губа Лумбовская и близь нееt три острова, из которых один назван Лумбовским. При этой губе означена речка Песчанка, очевидно, вместо речки Лумбы, так как в след за этою Песчанкой показаны по берегу рч. Городецкая и рч. Качковка, соответствующая упомянутым в Кн. Б. Ч. Песчанки Городецкой и Песчанки Качковой. За Качковкой в недальнем расстоянии показана рч. Орловка, с Орловскою сальмой и с носом Орловым. На карте Шуберта из этих речек показана только одна Орловка; положение остальных, раньше ее упомянутых, поясняется только указанием некоторых губ и мысов: против рч. Лумбы, в губе ее показаны два острова (о коих упоминается в Кн. Б. Ч.), названные Лумбовскими; про[650]тив рч. Песчанки Городецкой (рч. Городецкой) показаны два мыса: Большой и Малый Городецкие; против Песчанки Качковой (Качковки) назван залив Качковский, за ним р. Орловка с мысом Орловым. По атласу Пядышева очень мало пригодных нам указаний, и разумеется, не показано самых речек по малозначительности их2. Относящиеся к этим местам указания в актах и летописях могут быть найдены всего вернее в актах, принадлежащих Троицкому Сергиевскому монастырю, так как в конце XVI столетия промысловые угодья по р. Поною находились в оброчном владении этого монастыря и именно были даны Терскими Лопарями погосту Понойскому. Упоминаемая в Кн. Б. Ч. за р. Орловкою р. Поной показана на всех картах. Эта река, с ее погостом и церковью Петра и Павла, как не раз о том приводилось говорить выше, по актам известна Русским с второй половины XVI века. Когда там началось просвещение Лопарей – в точности указать трудно, но очевидно, что это случилось гораздо ранее 1575 года, ибо под этим годом упоминается, что церковь Петра и Павла в Поное уже запустила и “ныне (т. е. в 1575 году) Лоплян крестить некому”3. Что берега этой реки были постоянно заняты Лопарями, это доказывается и тем, что даже в настоящее время там Лопари живут целыми погостами, каковы: села Поной, и Пурначь (по реке Пурначу), погосты Лундский (при устье Лундуски) и Каменный (при устье Ерды). Все эти речки принадлежат к бассейну р. Поноя4. А от Поноя до усть речки Сосновки 60 верст. А от Сосновки до уст речки Бабьи (Барьи) 30 версте. А от Бабьи до усть речки Пулонги 20 верст. А от Пулонги до речки до Талицы (Пялицы) 20 верст. А от речки от Талицы до усть речки Чипомы (Чапомы, Чепомы) 20 верст. От Чипомы к речке Стрельной (Стрелке) 30 верст. А от Стрельной к речке к Чавунге (Вачунге) 30 верст. А от Чавунги к усть реке Варзуге 20 верст, а Варзуги реки протоку 200 верст; а на устье [651] реки Варзуги по обоим берегам 2 погоста (от Поноя до Варзуги, 230 верст). Расстояние от Поноя до Варзуги, в 230 верст, как указано и в самой Кн. Б. Ч., может быть вполне объяснено по картам; но и здесь карта Ст. Комит., сравнительно с прочими, дает больше сведений. Начнем с нее. По берегу от р. Поноя до Варзуги много показано мелких речек, и среди них все те, кои нам нужны для объяснения слов Кн. Б. Ч. Находящейся, по Кн. Б. Ч., в 60 в. от Поноя, рч. Сосновке соответствует речка с тем же названием, и почти против нее недалеко от берега в Кандалагской губе показан остр. Сосновец (он есть на картах Шуберта, Оперманна и в атласе Пядышева); за Сосновкой следует рч. Бабья, означенная под тем же названием и с озером, из которого она вытекает (Бабозеро, ошибочно у Шуберта названное Кабозером); за рч. Бабьей – рч. Пулонга, под тем же названием, с озером Пялостным, из которого она вытекает (этой речки на карте Шуберта нет, и показано только селение Пулонга, действительно стоящее при р. Пулонге; по карте Оперманна она, вероятно, неправильно, названа Кулонгой)5. За Пулонгой р. Талица или Пялица означена под этим последним названием (она есть на картах Оперманна и Шуберта); за Пялицей – Чипома или Чапома, под этим последним названием (она есть у Шуберта, но не на своем месте; на карте Оперманна она означена под именем Чаповой); за Чапомой – Чавунга, или точнее, Чаванга с озером Чуповским, из которого вытекает (она вместе с озером под теми же названиями показана на картах Шуберта и Оперманна); за Чавангой следует Варзуга Большая, имеющая протоку 200 верст (эта река есть на всех картах). На устье ее, по обоим берегам показано два погоста без названий. По карте Ст. Ком. на р. Варзуге есть также два селения: Кузомень – при впадении Варзуги в Кандалагскую губу, и дер. Варзугская – при впадении рч. Малой Варзуги в Большую Варзугу; но оба селения показаны с правой стороны последней, тогда как по [652] Кн. Б. Ч. два безыменные погоста означены по обоим берегам реки. Может быть, одно из этих селений именно дер. Варзугская, ошибочно показана на правой стороне; это предположение подтверждается картой Оперманна, где на Большой Варзуге есть также два селения, стоящая, согласно указанию Кн. Б. Ч., по обоим сторонам этой реки: одно при устье реки Большой Варзуги, а другое при устье реки Малой Варзуги. Но и здесь также, по видимому, есть ошибка в расстановке селений: там, где по карте Ст. Ком. (и по карте Шуберта) стоить Кузомень, показано сел. Варзуга, а на месте деревни Варзугской, на рч. Варзуге, показано Кузомень (деревни Варзугской на карте Шуберта нет). Оба эти селения упоминаются в Списке насел. мест Арх. губ. и означены при р. Варзуге, что в сущности не противоречить тексту Чертежа. Наконец, у Рейнеке говорится только, что на р. Варзуге два селения: близ устья на песчаном мысе Кузомень (с часовней и 40 дв.), и село Варзуга, в 18 верстах по реке (с двумя церквами и 120 дв.); но также не объяснено, находятся ли эти селения на одном берегу, или на разных. Таким образом, если для приурочения двух погостов, упоминаемых в Кн. Б. Ч., принять эти два селения, то сообразно с картой Ст. Ком. (исправленной относительно положения селения Варзугского на левом берегу Большой Варзуги), за один из погостов должно принять настоящее селение Варзугское, а за другой нынешнее село Кузомень (где находится становая квартира 4-го стана Кемского уезда). Самое древнее известие о р. Варзуге по летописям относится к началу XV века, когда Мурманы в 1419 году, после или до разорения Придвинских Новгородских монастырей и селений, в своих “бусах и шнеках” заходили в Кандалагскую губу и, вероятно, в р. Варзугу и разорили ее прибрежье или, как выражается летописец, “повоеваша в Варзуге за морем погост Корельский”; с вероятностью можно предполагать, что этот Корельский погост был один из двух, упоминаемых в Кн. Б. Ч., но который именно из двух, Кузомень или Варзугское, – это решить трудно. Во всяком случай существование на р. Варзуге погоста до 1419 года дает понять, что вероятно, уже ранее XV века Русте успели водворить там [653] христианскую веру. Обсуждая вопрос о происхождении погостов, Неволин применяет к лопарским поселениям, в роде вышеупомянутых, то именно значение слова “погост”, в котором оно ныне употребляется в Архангельской губернии, и по которому в каждом лопарском селении вместо церкви есть часовня, дающая населенной местности название погоста6. А от усть реки Варзуги к усть речки Талчины (Танчины) 30 верст. А от речки Талчины к Каранцам 20 верст. А от Каранцов к речке 60 верст. А от тоя речки к реке Куз 40 верст, у морского берега гора. А от горы к усть реки Унбы (Умбы) 45 верст, а против реки Унбы на море остров, да на устые же Унбы погост. А от усть Унбы реки до усть реки Порьей губы 50 верст. А от усть реки Порьей (Порые губы) у моря монастырь Кукуев. А от Кукуева монастыря до усть реки Нивы 80 верст; а Нива река вытекла из езера из Ирмандра и пала в море; а на устье Нивы реки монастырь Кандалакша, а по брегу тою езера горы Будринские, вдоль Имандра езера 400 верест; а от Нивы реки, за тем езером Иман дром с полунощныя страны, и из иных озер не подалеку вытекла река Кола и пала под градом под Колою. Протяжение берега Кандалагской губы от р. Варзуги до р. Нивы исчислено по Кн. Б. Ч. в 265 верст, конечно, приблизительно, так как между р. Порьей и Кукуевым монастырем есть кажется, небольшой пропуск. На карте Ст. Ком. западнее Варзуги, по берегу Кандалагской губы, показан руч. Точильный, соответствующий р. Талчине, которая показана по Кн. Б. Ч. в расстоянии 30 в. от Варзуги; за Точильным ручьем должна бы следовать рч. Каранцы, но ее на картах нет, а по карте Ст. Ком., в некотором расстоянии от Точильного ручья показано селение Кашкаранское (существующее по ныне и показанное по Спискам нас. мест Арх. губ. при Белом море в 45 в. от Кузомени). Может быть, у этого селения и есть речка, впадающая в Кандалагскую губу и называемая Кашкаранцой; а если расстояние от Кузомени до Кашкаранского считается 45 вер., то без 30 верст, [654] приходящихся до Талчины, до Кашкаранцев будет только 15, а не 20 верст, как показано в Кн. Б. Ч.; за селением Кашкаранским по карте следуют две речки Сальница и Оленица (у Оперманна обе эти речки безназванья, у Шуберта наместе Сальницы показано сел. Сальница, ныне существующее в 65 верстах, и рч. Оленица, с селением при устьй ее Оленицей же, ныне существующим в 80 вер. от Кузомени). Обеих этих речек нет в Кн. Б. Ч., и вместо их сказано: “От Каранцов к речке 60 верст”. Думаем, что это указание скорее может быть отнесено к Оленице, хотя до нее насчитывается ныне 80 верст; думаем так потому, что расстояние от Оленицы до Куз реки, следующей по Чертежу (в 70 вер.), будет менее, чем расстояние от Сальницы. За Оленицей (или речкой), как сказано в Кн. Б. Ч., следует Куз река (показанная у Оперманна без названия) с селением Кузрецким, ныне называемом Куз Рекой и находящимся от Кузоменя в 110 в., следовательно, от Оленицы в 30 в., а не в 10, как говорится в Кн. Б. Ч. За Куз рекой по карте следует р. Умба с Конбозером, из которого она вытекает, с тремя островами, лежащими в ее устье: Устьенским, Валеостровом и Кандренским, с селением Умбским (существующим и ныне при р. Умбе, в 137 верстах от с. Кузоменя, след. в 27, а не в 25 верстах от Куз реки, как показано в Кн. Б. Ч.). Против устья речки Умбы, как сказано в Кн. Б. Ч., на море остров, а на устье Умбы погост. Островов в устье Умбы, как уже замечено выше, три: который из них разумелся в Кн. Б. Ч.? Может быть, ближайший к устью, то есть, Устьянский. Погосту соответствует село Умбское, лежащее при устье р. Умбы, на правой ее стороне. Расстояние между Куз рекой и Умбой, пожалуй, и выйдет 27 в., если принять во внимание точный смысл указаний по Кн. Б. Ч., где сказано: “От... речки к реке Куз 10 верст, у морского берега гора, а от горы к усть речки Умбы 15 верст”. Между Куз рекой и горой, как кажется, расстояние не определено; но на картах по правому берегу Куз реки, действительно, показаны возвышения, которые могли быть названы горой и иметь в ширину до 2-х верст, которых недостает по счету Кн. Б. Ч. 1 Ист. Г. Росс, VII, пр. 371; Акты Арх. Эксп., I, 289; Доп. к Акт. Ист., IV, 143; Путеш. Ф. П. Литке, стр. 243 в 244; Год на сев. Макс, I, стр. 293. [649] 2 Карта Ст. Ком., Кольск. у.; Карта Шуб., л. 11; Атл. Пяд., 48, а. [650] 3 Акты Арх. эксп., I, стр. 334. [650] 4 Спис. нас. мест Арх. губ., №№ 510, 511, 512 и 513. [650] 5 Спис. нас. мест Арх. губ., № 468. [651] 6 Полн. Собр. Л., III, Новг. I, стр. 109; Зап. Геогр. Общ., т. VIII, стр. 73. [653] < предыдущая часть | в начало^ | следующая часть > © OCR Игнатенко Татьяна, 2012 © HTML Воинов Игорь, 2012 |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |