В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Д. Семенов, ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ. ВЫПУСК I.СЕВЕРНЫЙ КРАЙ и ФИНЛЯНДИЯ. 1864 г.


[201]

4. Сайменский канал.

От Иматры до станции Лауритсала (Lauritsala), где начинается канал, 32 в. Дорога прелестная. На 8-й в. за Ситолой1, на лево от дороги, открывается обширная и глубокая долина, имеющая впрочем чрезвычайно однообразный и дикий вид. Мелкий песок прерывается зеле[202]ными лугами и красноватыми купами: это сожженный хворост на местах, приготовленных для пашен. Кое-где мелькают уединенные домики финнов. Кстати об них. Часто вы едете 20 и более верст и не встретите ни одного признака человеческого жилья. Трактиров и заезжих домов по дорогам вовсе нет, потому что курить и продавать вино позволяется каждому; деревни ушли подальше от проезжих путей. Каждая семья поселилась особняком среди своей земли, чтобы не далеко было ездить в поле. От того во всей Финляндии вы не увидите ни одной большой деревни, как у нас в России; отсутствие их придает краю еще более пустынный, первобытный характер. Уже за 25 верст до ст. Лауритсала начинает показываться из-за лиса озеро Сайма; а когда взберемся на гору, то открывается самый обширный и великолепный вид на озеро. Вдали виднеется необозримое зеркало озера со множеством лесистых островов, с высокими крутыми берегами, поросшими густым лесом, из-за которого выглядывают лысины обнаженных гранитных утесов. Был хороший ясный день и озеро имело чудный нежно-голубой цвет неба; лучи солнца играли по гладкой, тихой поверхности озера, отражая пурпурно-золотые столбы, которые, казалось, погружались в самую глубь озера. У ног расстилается глубокая долина, служащая естественным продолжением озера. Песчаная почва и молодая растительность доказывают, что долина не так еще давно была покрыта водою. Небольшие лесистые холмики, рассеянные по долине, были когда то маленькими островками. Разбросанные небольшими группами домики, желтеющие нивы, зеленые луга, пасущиеся стада, бряцанье глухих колокольчиков, привязанных к шеям коров и лошадей, оживляют долину. Не достает, только рыцарских замков и красивых шале, чтобы этот ландшафт мог вполне напомнить один из швейцарских видов. [203] Не доезжая 7 в. до Вильманштранда, мы остановились в великолепной гостинице, у самого начала Сайменского канала. Когда были здесь Куторга и Милюков, канал еще не был кончен. Они удивлялись гигантским работам и не видели еще благодетельных результатов, происшедших от постройки канала. Но первый, как геолог, приходил в восхищение от того, что в глубоких вырезках канала, мог любоваться геогностическим разрезом, мог пересчитать все пласты, из которых образовалась финляндская поверхность.

Другой был поражен громадностью создания человеческого труда и науки. При нем раздавались еще взрывы, падали скалы, звучали тысячи молотов; люди, как муравьи, копошились в глубине канала, созидались цельные гранитные стены, прекрасные, чугунные мосты, великолепные шлюзы. Теперь работы кончены, другая деятельность закипала в канале и мы можем описать канал в исторической последовательности, и представить читателям современное состояние и значение его; тем более, что перед нами лежит прекрасная, подробная в 6 арш. дл. карта сайменского канала; личные свои наблюдения и расспросы мы дополним “Материалами для статистики Финляндии”, изданными деп. ген. штаба.

Давно уже ощущалась крайняя необходимость соединить озеро Сайма с Финским заливом. Озеро Сайма представляет самое разнообразное сплетение озер, плесов, проливов, заливов, островов, перешейков и полуостровов, захватывая собой огромное пространство территории в 300 в. д. и в 200 в. ш.; по берегам и островам растет хороший строевой лес, единственно ценный продукт страны, который издревле составлял весьма прибыльную статью торговли, между тем как сама страна постоянно нуждалась в привози хлеба и соли. До построения канала, товары шли водою до Вильманштранда, а оттуда [204] перевозились сухим путем, по горным дорогам на протяжении 50 в. до г. Выборга, где суда снова нагружались для дальнейшего следования. Таким же точно способом доставлялись товары во внутреннюю Финляндию. Подобная перевозка товаров напрасно поглощала много времени, поднимая цены на товары.

Очевидная польза судоходного сообщения между морем и огромным внутренним бассейном сайменских вод уже сознавалась в начале XVI столетия. Тогдашний шведский наместник Эрик-Туресон Бьелько, приступил к прорытию канала в 7 в. к востоку от Вильманштранда. Следы его остались до сих пор и известны под именем Ванха-Кайванто или старого канала. Почти через сто лет около 1602 года, во время царствования короля Карла IX и управления Финляндии шведским полководцем Яковом-де-ла-Гарди, вторично было приступлено к прорытию канала, в 200 с. от старого канала; следы и этого второго канала также видны и известны под именем Ужи-Кайванто или нового канала. Оба предприятия прекратились по неимению средств.

Вопрос возобновлен снова лишь через 200 лет после присоединения всей Финляндии к Российской империи. Замечательно, что вопрос о соединении Саймы с морем был поднят 13-ю крестьянами кирхшпилей Куопио и Нильсия. В марте месяце 1826 года они подали об этом прошение Императору Николаю I. Но и этот проект, после некоторых исследований на месте и продолжительной переписки, по неимению достаточных средств к приведению его в исполнение, – через 2 года опять был оставлен и вторично возобновлен в 1833 г. тогдашним выборгским губернатором Рамзаем и купечеством города Выборга. Наконец финляндский сенат решился на сооружение канала.

Для выбора более удобной местности и составления [205] сметы, был приглашен шведский инженер Эриксон. Эриксон выбрал для проведения канала долину реки Соскюон-иоки, оценил стоимость его в 3 м. р. сер., обещая окончить все работы в течение 15 лет. Но постройка канала обошлась гораздо дешевле; все работы произведены в течение только 11 лет, – с 1845-1856. Такая экономия и аккуратность невольно поражает нас. Только при известной честности и трудолюбии финнов, канал мог быть выстроен так баснословно дешево и так скоро. Главная трудность первоначальных работ состояла в том, что канал надо было во многих местах не прорыть, а просечь, пробить, прорвать в граните; в иных местах следовало взорвать порохом такие сплошные гранитные массы, которые после прорыва образовали отвесные стены канала высотою до 10 и более сажен; в других необходимо было сравнять молотом выдающееся камни, а там, где гранит залегал довольно глубоко, следовало сначала вырыть землю, а потом просечь гранит. Чтобы оставшиеся гранитные осколки не пропали даром, чтобы их не надо было отвозить куда-нибудь далеко, они тоже пошли в дело. Ими обложили набережную канала, более гладкими плитами устлали бичевник, уложили дно – разумеется там, где его не доставало. Благодаря этой простой работе берега укрепились до того, что весьма долго не будут нуждаться в починке, дно не засоряется песком, не зарастает травою, следовательно не требует постоянной чистки. Сколько выиграно времени, труда, экономии, сколько принесено пользы этою простой работою.

Канал берет начало на южном берегу озера Сайма, в 7 в. к востоку от Вильманштранда, у деревни Лаурит-саля и через пролив Лаво-ла-ксальми входит в Выборгский залив. Главное направление всей системы канала южное, отклоняющееся сначала к ю.-в., а потом к ю.-з. Канал проходить 6 довольно больших озер: – Нуйяма-[206]ярви, Пелли-ярви, Лиетти-ярви, Ретти-ярви, Сарки-ярви, Юстела-ярви, – и пересекает несколько раз реку Соскюон-юкки. Кроме того по обеим сторонам канала находится множество маленьких озер и речонок, которые также соединены с главным каналом и служат его запасными питомниками. Нам рассказывали, что некоторые из озер значительно обмелили, другие уже высохли, отдав весь запас своей воды каналу. Даже Иматра не так полноводна, как была до прорытия канала. Для того чтобы удержать напор воды в канале, как из озера Сайма, которое, заметим, лежит выше уровня моря на 249 ф., так и из других озер, на всем протяжении сайменского канала устроено 28 шлюзов; они обыкновенно находятся при входи канала в озеро и при выходе из них2. Для проезда через канал положено в разных местах 9 мостов, при некоторых находятся доки, водоспуски и водосливы. Все мосты чугунные, очень красивы и легки, так, что один или два работника могут легко их сдвигать на берег для прохода судов. Наименьшая ширина канала 31 1/2, глубина 8 3/4 футов. Длина всей системы сайменского канала от 1-го до последнего шлюза 46 в., а до Выборга 54 1/2, собственно же канал имеет 32 в. Весь этот путь, судно совершает в продолжение 1 1/2 суток. Главное преимущество канала заключается в том, что в нем в одно время могут ходить суда и пароходы и притом взад и вперед. Суда расходятся или в озерах или в более широких местах канала. Для предупреждения опасности, могущей произойти от встречи судов в узких местах канала, в известных пунктах, выбрасываются условные флаги, по которым суда узнают, как направить свой путь. Для движения по каналу Выборг уже [207] в 1856 году содержал 4 парохода; да два парохода ходят и буксируют суда по озеру Сайма; но к несчастно, мы не могли узнать как числа всех судов, ходящих ежегодно по каналу, так и ценности груза. Недавно мы узнали, что финляндское правительство получает чистого дохода с сайменского канала 80,000 р. с. Тамошние суда по форме похожи на наши барки, только с высокими, крепкими бортами. Они называются лодьями (Lodjor). Каждую лодью проводят отдельно чрез шлюзы и тянут бичевою 3 человека или одна лошадь. Нагружаются они преимущественно лесным материалом, чаще всего готовыми досками, а иногда железом и маслом. Суда идут из сев. Финляндии в Выборг и Петербург, а возвращаются с хлебом и солью.

Таким образом с прорытием Сайменского канала открылось непрерывное судоходство на протяжении слишком 1000 в., считая этот путь от самого северного берега Сайменского озера до Петербурга. Города Петербург, Выборг, Вильманштранд, Нейшлот, Сентмихель, Куопио и Иоенсуу вошли в постоянное сношение; торговля всего края оживилась; тысячи рук нашли себе работу. Но не одним торговым значением замечателен канал. Он доказывает необыкновенное торжество человека над природою, служит ясным доказательством до каких громадных результатов достигло инженерное искусство; будет всегда служит памятником необыкновенного трудолюбия и честности финна; мало того, – Сайменский канал окончательно разрешил гипотезу натуралистов, что вся Финляндия покоится на сплошной гранитной основе, что местами этот гранит покрылся осадочными и рыхлыми породами, а местами и до сих пор выставляется наружу.

Мы прошли вдоль канала 10 верст и вот какое впечатление он произвел на нас.

Представьте себе канал с чистой, прозрачной водою, [208] окаймленный на всем проqденном нами протяжении гранитною набережной, с гладким, достаточно широким гранитным же тротуаром для бичевника; за набережной, в иных местах возвышаются отлогие, зеленые откосы, уложенные дерном; в других черные, высокие, отвесные, гранитные стены, которые кажется грозят ежеминутным падением; барка идет здесь как будто в каком-то подземном корридой, а там, где канал сопровождают низкие берега, открывается по обе стороны обширный вид на отдаленные горы и леса; то канал входит в обширные озеро, то пересекает реку; красивые черные шлюзы, с зубчатыми колесами и воротами, и чугунные резные легонькие мосты дополняют панораму канала. Флегматические чухонцы с какой-то важностью, сосредоточенным вниманием, без всяких понуканий, без всякого видимого надзора исполняют все работы на шлюзах; тянут барку с каким-то упорным молчанием. Не раздается в канале ни песни, ни крика, не слышно ни острот, ни смеха, ни перебранки, одним словом всего того, что напоминает нашего волжского бурлака!...


1 Станция в 2 в. за Иматрой. [201]

2 Шлюзы – это двустворчатые ворота, устроенные поперек канала, посредством которых, смотря по подобности, можно подымать и опускать воду в канале. [206]


<<< к оглавлению | следующая глава >>>

© OCR Игнатенко Татьяна, 2013

© HTML Воинов Игорь, 2013

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама:
*


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика