В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Новые и достоверные известия о лапландцах в Финмархии, об их языке, обрядах, нравах и о прежде бывшем языческом их законе.


[16]

Отделение IV.

О лапландской одежде.

Некоторый писатель объявляет, что лапландцы украшают свое платье золотом и серебром; другой, который столько же мало заслуживает внимания, уверяет, что платье их шьется из тюленьих и медвежьих кож, которое все тело покрывает и похоже на мешок; третий же говорит, что женское платье сплетено из звериных жил; но все это несправедливо.

Одежда мужчин.

Мужчины носят высокие и острые колпаки конической фигуры, которые большей частью делаются из красного сукна (керези); они состоят из четырех кусков, которые внизу шире, а вверху гораздо уже, сходятся швы, находящиеся на колпаке, обшиваются узко-желтым сукном, а наверху привязана кисть из того же сукна, а внизу кругом обложен он выдровым мехом (они их называют – на удне капперак). Те, которые носят мужчины тогда, когда пасут или когда ездят зимой за охотой, [17] называются (ривок) и похожи на здешнюю подвязную шапку, которая покрывает голову, плечи, грудь и почти все лицо, оставляя одни только глаза. Они не стягиваются пряжкой, но сшиваются просто. Спереди пришивается к шапке кусок жести наподобие бляхи. Лапландцы, живущие на берегах, не носят на шее ни галстука, ни платка, и в самую жестокую стужу ходят с открытой шеей.

Нижнее платье лапландцев (торк) называемое состоит из нестриженных овчин, которые они носят шерстью к телу, к нему пришит вверху подле шеи другого цвета суконный воротник; это нижнее платье сшито наподобие нашей рубашки с воротником, который иные обшивают красной суконной полосой из верзи, и эта полоска также обшита по краям выдровым мехом. Иногда бывают у них шнурки с правой стороны, особенно у женского платья. Также пришивают серебряные круглые пуговки и обкладывают вокруг выдровым мехом.

Лапландцы редко носят рубахи и надевают вышеуказанное платье на голое тело; верхняя их одежда или епанча делается иногда [18] из толстого сукна, а иногда из кожи лапландских оленей, или из толстой кожи к ним пришивается стоячий воротник, как и у нижнего платья, епанчу обшивают они желтой или зеленой тесьмой как вокруг рукавов, так и вверху. Подле шеи находится пряжка для застегивания епанчи. Лапландцы не имеют на нижнем платье, ни в епанче карманов, а носят на груди небольшой мешочек, в который кладут трут, огниво и вещи, всегда употребляемые для развода огня, в котором они больше всего нужду имеют, так как стужа в Финмархии так жестока, что реки замерзают на два локтя с половиной, если не выпадет снег, который теплотой уменьшает толщину льда.

Горные лапландцы во время езды обертывают шею от стужи хвостами молодых лисиц, так что концы их висят по плечам; когда шведские купцы около гор ездят, то закрывают лица от стужи куньими кожами, оставляя только отверстие для глаз и рта, которое обшивают серебряными кольцами. Епанчи горных лапландцев делаются из кож молодых оленей, который так же почти, как и у других, сделаны, но только [19] с различием, так как внизу опушены они черным собачьим мехом. Верхнее их платье также состоит из кожи молодых оленей, которое вокруг обложено собачьим мехом, а наверх пришивается также меховой воротник; вокруг ворота его украшают оловянной нитью. Мужчины носят иногда кожаные рукавицы, а по большей части из меха, которой с ног оленей сдирается, и надевают наверх шерстью, внутрь кладут для теплоты сушеную траву (карекц везикариа). Linn. suet. 856.) Женщины делают для продажи знатным рукавицы, у которых одна половина из меха, а другая из сукна, и украшена тянутым оловом, а другие носят медные нарукавники, и по суеверию утверждают, что это им помогает от боли членов.

Лапландцы не носят чулок и штаны их так долги, что с пояса, где весьма крепко стягиваются, простираются они до самых пят; такая исподница бывает частью из кожи, а частью из сукна, на которое они для крепости нашивают возле колен кусок кожи. Когда они плавают, то надевают кожаную, у которой верхняя часть из кожи, а нижняя от пояса до икр [20] покрыта оленьим мехом; суконную же надевают тогда, когда путешествуют.

Под башмаки подкладывают они одну подошву, которая бывает из кожи, снятой с головы лапландского оленя, а переды снимаются у него с ног. Они как внизу, так и вверху покрыты шерстью. Их носят по большей части горные лапландцы для того, чтобы они не так скользили на льду. Для некоторых подошв употребляют они также тюленью кожу. Лапландцы не застегивают башмаки пряжками, но надевши их на ногу, привязывают ремнями или шнурком, а чтобы теплее было, кладут они в башмаки сено, так же, как и в рукавицы, которое вечером вынимают и сушат возле огня, а на утрие, выбрав гнилое, вкладывают свежее.

Женщины шьют для продажи сапоги, из которых как подошвы, так и передки из невыделанной оленьей кожи, голенища же сделаны из сукна и украшены оловянной нитью; они надеваются за колено и обвязываются ремнями. К сапогам спереди пришит изогнутый козырек.

Пояс, которым лапландцы подпоясываются, делается из кожи и обвит оловом; [21] к нему пришит спереди карман, где находится у них табак, который они часто в рот кладут. Сзади застегивают они пояс пуговицами и ремнями, у которого на боку висит большой ножик. Женщины делают также для продажи пояса, которые сверху весьма тонко оловом обкладывают, а вниз подшивают сукно.

О женской одежде лапландского народа.

Женщины носят по большей части полотняные шапки, а шерстяные весьма редко надевают. Последние делают они из толстого сукна, которое из двух частей состоит. Одна часть покрывает голову и спину, а другая закрывает уши; эти шапки стягиваются снизу мишурным шнурком или тесьмой, которая должна быть другого цвета, нежели колпак. Полотняные шапки похожи во всем на шерстяные; кроме того, что стягиваются они суконными завязками, а иные разно бывают украшены.

[22]

Женщины, надевая головной свой убор, связывают вместе волосы, на которые надевают шапку и привязывают к ним тесемку, и в таком уборе похожи они весьма на норвежских женщин. Во время дороги или когда они пасут своих оленей, надевают также род шапок с воротником, который покрывает грудь, плечи, и часть спины, она делается из красного, зеленого или голубого сукна и ее обшивают суконной другого цвета полоской; с левой стороны у них висит широкая тесьма. Щеголи делают подпояску из мишуры и на конце пришивают серебряный шарик.

Женщины носят почти такое же платье, как и мужчины; нижнее сделано из овчины и имеет больше складок, нежели мужское, и простирается далее колен, которое служит как мужчинам, так и женщинам вместо рубашки. Оно надевается шерстью к телу. Верхнее женское платье тем только от мужского отличается, что длиннее и без воротника бывает, который у мужчин так высок, что закрывает уши. Но напротив того к нижнему женскому платью [23] пришивается широкий воротник и виден из-под верхнего платья, которое обыкновенно бывает из сукна. Они носят, однако же, еще род верхней одежды, которая посреди собрана складками и бывает сделана из кожи лапландского оленя или теленка, а отличаются от мужской длиной.

Женские рукавицы похожи на мужские; те, которые хотят их украсить, нашивают на них разноцветного сукна полосы. Женская исподница похожа на мужскую, но только не из кожи. Лапландки, живущие на горах, которые более себя украсить стараются, шьют рукавицы из белого лапландского оленя. Кушаки же их бывают из простой оленьей кожи или из сукна, обложены тонким оловом. К ним и пришивается медный крючок, на котором для украшения висят медные кольца. Богатые же носят серебряные кушаки.

Лапландки носят косынки из набойки или из простой белой холстины, которой покрывают сверху верхнего платья грудь и плечи, фартуки их также делаются либо из набойки, либо из простой белой холстины; русские лапландки носят серебряные [24] серьги и цепочки, которые обвиты около шеи и прикреплены к серьгам. Так как в Лапландии платье мужчин и женщин почти сходно, то часто случается, что муж надевает женино, а жена мужнино платье.

Все платье, как мужское, так и женское, рукавицы, сапоги и башмаки шьют женщины, а мужчины смотрят за кухней и варят пищу.

Отделение V.

О лапландском жилище.

Шалаши приморских лапландцев сделаны на деревянных шестах, и покрыты снаружи берестой, на которую наложен дерн. Главные четыре столба, на которых он утвержден, сходятся вместе и составляют внутри свод, где с обеих сторон сделаны отверстия.

Кроме этих столбов сделаны еще четыре подпорки; на которых утверждена крышка, два стоят внутри, а два при входе, они также изогнуты и сходятся в верхнем отверстии.

[25]

Между четырьмя главными столбами и другими подпорами ставятся еще шесты и доски, которые достигают до верха главных столбов. Шалаш их так низок, что едва посреди него прямо встать можно; как же скоро из середки выступишь, то должно в шалаше стоять нагнувшись или сидеть, а там, где крышка кончится, так низко, что всегда должно на полу сидеть. Шалаш внутри обит широкими досками, которые прибиты гвоздями к шестам; при входе дверей положено несколько камней; пол у них круглый и устлан мягкими и гибкими сучьями, исключая средину, где сделан очаг, которой обыкновенно находится напротив дверей и состоит из диких камней, вместе сложенных, возле которых воткнуты два кривых сука, где вешают перед огнем котлы.

Как скоро на очаге огонь раскладывается, то закрывают верхнее отверстие ширмами, дабы ветер назад не возвращал дым. Как же скоро спать ложатся, гасят огонь и по выходе всего дыма закрывают совсем отверстие. Подле очага кладутся два березовых больших полена, занимающих всю длину от двери до очага, между которыми [26] накиданы дрова. Если кто придет, то должен стоять у сих перекладин до тех пор, пока хозяин ближе подойти позволит.

По другую сторону очага лежат также две перекладины, между которыми всякая посуда становится; тут становится также большой котел с чистым снегом, который, тая, служит к утолению их жажды.

Кроме всего сказанного находится еще во всяком лапландском шалаше, во-первых, при входе самый узкий проход к тому месту, где лежат дрова и всякие для пищи потребности, которые и занимают его средину. С обеих сторон лежат от очага до стены два бревна, которые служат вместо перегородок, где во всякой части постлано по одной коже оленьей, которые вместо пола служат и закрывают сучья, дабы сидеть способнее; когда одно только семейство живет в шалаше, то хозяин занимает с женой своей одну половину, а другая остается для детей, когда же два семейства живут вместе, тогда разделяют шалаш на три части: первая у края шалаша остается для почтенных или старых, [27] средняя для детей, а последняя, которая у двери, для прислужников. Тот, кто занимает первое в шалаше место, должен его очистить, когда придет проповедник, и во время его жительства так его принимать, как наилучшего гостя.

Это весьма странно, что этот народ, который просвещен гораздо меньше прочих, живет спокойно и дружно при такой жизни, где у них почти все в одном шалаше заключается. Весьма редко слышны между ними ссоры или брань, но напротив того просвещенные народы, на которых гораздо более взыскивать должно, никогда не могут жить согласно и мирно, и редко друг другу сносны бывают.

Сверх того приморские лапландцы держат еще в шалашах своих скотину, для которой также в углу отгорожено место.

Шалаш их и конюшня делаются под одной крышкой, достающей до пола и покрытой берестой, на которую наложен дерн, от чего шалаш их похож на пригорок, заросший травой; отступя несколько от [28] хижины находится небольшое строение, которое служит лапландцам для сохранения сена.

Оно основано на врытых в землю столбах, на которых лежат перекладины и похоже на избу без крышки; в него кладется сено и закрывается хворостом; оно редко портится, потому что во все годовое время дождик идет весьма редко, выключая то, что лежит вверху, так как кроме него внутри остается всегда довольно пищи скотине; в этом шалаше находится особое место, где лапландцы вешают и кладут свое платье, называемое у них (аске), которое также как большие полки сделано и в нем стоят сундуки и посуда.

Когда у лапландцев бывает недостаток в сене, то сдирают они кору с некоторых деревьев по обыкновенно других обитателей Норвегии, и ломают молодые сучья, которыми кормят скотину; они притом весьма много портят деревья, так как, сняв с них кору и обрубив верхушку, оставляют одни только пни. Коров кормят они кореньями, и кроме сена дают они еще им траву, растущую у берегов, и рыбью внутренность, разваренную в котле. Норвежцы, живущие в [29] южной части Финмархии, кормят тем же своих коров.

О жилище горных лапландцев.

Шалаши, в которых живут горные лапландцы, сходны в предыдущем отделении с описанными шалашами приморских лапландцев с тем только различием, что недостает четырех шестов у очага, которые горные лапландцы не употребляют, пол состоит из одних только сучьев, а крышка утверждена также шестами, которые воткнуты в снег. Стены же, окружающие шалаш, делают из снега и роют яму, так как когда очищают место для пола, то остается вокруг снег, стену составляющий.

Шалаш также утвержден на четырех кривых бревнах, к которым приставляются еще по два шеста на всякой стороне, которые, оставив вверху отверстие, составляют также своды, а чтоб они не качались, то прибивают к ним поперечные шесты. Шалаш их также внутри кругл, вверху кладется перекладина, к которой [30] прибит железной крюк, где вешаются котлы и горшки.

Когда уже все шесты приведены в порядок, то обтягиваются нарочно для того приготовленными покрывалами. Эти два больших покрывала составляют палатку, к ним примыкается еще третья часть, которая по нужде закрывает и то отверстие, куда выходит дым.

Двери сделаны из такого же покрывала натянутого на рамку, с обеих сторон дверей прибиваются слеги, которые ее укрепляют. Когда же бывает большей ветер, то дверь привязывается к притолоке или к столбу; она висит не на петлях, но на одном только ремне, и для того закрывается чтобы ветер не задул огнь и не набивал дыму. Другая же сторона, в которой не против ветра дверь, остается для выхода и входа.

Горные Лапландцы строят по большей части свои шалаши в лесу и всякой день ходят за дровами, исключая праздники; они приносят к шалашу своему целые деревья, обрубают верхушку, а пень и большие сучья остаются.

[31]

Хотя это дерево мокрое и оледенелое, но, принеся из лесу, мечут они его в огонь, от чего весь шалаш наполняется дымом; огонь разводят они берестой и сухими щепками, потом накладывают большие сучья. Когда же дрова еще не разгорелись, то весь шалаш так надымится, что в густоте его ничего не видно. После, хотя дрова разгорятся, и дым пойдет порядочно в отверстие, но все еще так дымно в шалаше, что тот, который на полу сидит, всегда покрыт им, а если большой ветер, то пригоняет дым назад в отверстие. Когда горные лапландцы спать ложатся, то не гасят огня до тех пор, пока он сам не погаснет; они не жгут масла, ни свечей, и довольствуются небольшим светом, который на очаге бывает.

Отступя несколько от шалаша, находится у лапландца еще одно строение, которое так же, как и у приморских построено и служит для сохранения посуды, припасов и оленьей кожи.

Летнее жилище горных лапландцев похоже почти на зимнее, выключая то, [32] что летние шалаши холстинными, а зимние шерстяными покрывалами закрыты, которые зимой обложены снегом; когда они ходят на оленью ловлю или какое большое предпринимают путешествие, то возят с собой небольшую палатку из толстой холстины и там, где расположатся, расчистив на земле снег, кладут на пол сучья и приносят большие камни для очага, потом, набрав шестиков, утверждают в снегу, и, связав их вместе, накладывают холстину, как скоро шалаш готов, то разводят в нем огонь и для обеда, для чего обыкновенно употребляют небольшой котел, который с собой берут.

Когда лапландец на море захватывается бурей или за другой нуждой должен остановиться на берегу; то берет три весла и утверждает их в земле, которые, вверху связав, обертывали парусом; где принужден ждать, хотя и с нуждой, тихого ветра.

Приморские и горные Лапландцы делают еще большие лари, куда кладут пищу и прочие безделки, первые имеют их возле своего шалаша, а другие несколько далее.

[33]

Описав довольно лапландские шалаши, должно упомянуть и о жилище норвежцев. Хижины их состоят из деревянных и невысоких стен, которые делаются без потолка, но под одной крышкой, обитой досками и покрытой дерном; они не делают ни труб, ни окошек, а только одно отверстие, в которое они, когда только хотят, закрыть могут, и внутри сделана печь, на которую всякий день они накладывают множество камней, где разводят большой огонь и до тех пор не гасят его, пока печь и камни раскалятся; когда огонь в печи бывает, то они двери отворяют, дабы дым выходил; когда же огня в печи нет, то после опять закрывают, и тогда в их избах целый день от раскаленной печи бывает очень тепло. Когда же затворяют двери, в то время зажигают они факелы, которые так светло горят, что ни мало не мешают продолжать им их работу. Пол в их избах устлан камнями, стены внутри обиты досками, а снаружи покрыты дерном и берестой, так, что береста между досками и дерном находится. Кровля со всех сторон острая и так же, как у нас, тесом покрыта, и поверх которого наложен еще дерн.

[34]

Olaus Magnus – один из известных писателей, утверждает, что жители Финмархии от жестоких бурь и от большого снега принуждены бывают жить в землянках. Недостаток в дровах побуждает иногда и лапландцев жить в земле. Так как на иных островах, которые пусты и бесплодны, совсем нет деревьев, следовательно, они не в ином месте, как в земле, укрывать себя могут. Королевские служители и купцы имеют здесь также деревянные дома, иные об одном, а другие о двух жильях.

<<< оглавление | далее >>>

© OCR Monia Rosomaha, 2012 г.

© HTML И. Воинов, 2012 г.

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама:
*


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика