В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Н. Харузин, РУССКИЕ ЛОПАРИ (Очерки прошлого и современного быта).
Москва, 1890 г.


II.

Очерк истории лопарей.

Вопрос о их происхождения. Расселение лопарей. Свидетельства о жительстве лопарей в южных частях Скандинавского полуострова, современных Новгородской, Петербургской, Олонецкой губ. и Кемского у. Архангельской губ. Деление лопарей на три группы (шведских, норвежских и русских). Очерк истории шведских и норвежских лопарей. Движение новгородцев в Кольский полуостров. Введение христианства среди русских лопарей. Печенгский монастырь. Торговые отношения древних лопарей и русских промышленников. Распределение границ между скандинавской и русской Лапландией.

Закинутое к берегам Северного Ледовитого океана небольшое племя лопарей — по своему быту, по своей внешности, резко отличающееся от окружающих его народов, давно уже возбуждало любопытство исследователей по вопросу о происхождении его. Уже с давних времен одна догадка сменяла другую и каждое высказанное мнение, как бы оно не было неосновательно, находило себе всегда большее или меньшее число последователей. В XVI и XVII вв. еще существовали мнения, по которым лопари считались то шведами, то норвежцами, то русскими, удалившимися от своей родины и постепенно, с течением веков, изменившие свой образ жизни и даже свой внешний вид. Господствовал также взгляд, по которому лопари приводились в родственные отношения с евреями. По этой теории евреи, переселенные после разрушения их царств ассирийскими и вавилонскими царями на север, подвигались мало по малу к северным окраинам Европы и, с течением веков, теснимые то одним, то другим народом, дошли наконец и до берегов Ледовитого океана; здесь, не имея уже возможности подвигаться вперед, они были вынуждены остаться, теснимые со всех сторон более сильными, стоящими на более высокой степени культуры соседями. Основанием этой теории служили некоторые черты внешнего сходства лопарей с евреями — черты к тому же освещенные подчас и предвзятым взглядом исследователей. В “Новых и достоверных известиях о лапландцах в Финмархии”, напечатанных в Москве в 1792 г., приводятся подробно основания этой теории:... “говорят, что есть много сходства между лапландцами и древними израильтянами. Лапландцы так как и евреи по большей части черноволосы и небольшого роста. Они пришивают ленты к поясу, так как и лапландцы обшивают платье лентами.... Субботу почитают евреи святой, оная провождается лапландцами в обрядах их закона и в волшебстве. Странные [15] песни лапландцев весьма похожи на пение евреев в их синагогах. Последние не приносили жертвы истинному Богу, так как им было предписано, да и лапландцы не лучше их поступали. Евреи воздвигали камни и всякие изображения, коим, они воздавали почесть самого Бога, тогда и лапландцы имели таковое же служение, о сем уверяет нас множество оставшихся известий. Евреи не делали алтарей из обтесанных камней, также и алтари у лапландцев состояли из диких и неровных камней; к некоторым железо не должно было прикасаться; у евреев мужчины должны всегда варить пищу, такое же у лапландцев заведение”. Но вслед за этим автор считает необходимым прибавить: “итак хотя великое есть сходство между сими двумя народами, однако из того не следует, чтоб лапландцы произошли от израильтян”1.

Последняя оговорка автора объясняется тем, что уже в XVII веке появилась реакция против этого и тому подобных мнений. Уже в XVII веке находились люди, которые старались стать на более твердую почву в своих выводах, откидывали подобные теории и путем, хотя и не искуссным, довольно близко подходили к истине.

Так еще Шеффер2 в своем сочинении о Лапландии считает нужным опровергнуть ложные мнения о происхождении лопарей. Сравнивая внешность лопарей с внешностью норвежцев и русских, он приходит к заключению, что никакого родства между этими народами и лопарями найти нельзя. Московиты, говорить он, имеют лицо чистое — лопари темное; московиты отличаются бородами — лопари безбороды и т. д. В своем заключении он убеждается также и на основании данных языка лопарей, который не имеет ничего общего с языком шведов, норвежцев или московитов. Обращаясь затем к финнам, он видит сходство между ними и лопарями и притом сходство столь разительное, что считает лопарей отпрыском финнов: сходство выражается не только во внешнем виде, но и в языке. Таким образом появляется новая теория, которой со многими изменениями, суждено было стать господствующей.

Она черпает доказательства и из народных преданий и находит себе и в них подтверждение. Георги3 приводит распространенное предание, по которому лопари ушли от финнов, вследствие чего финны (речь идет о западных финнах) и называют лопарей “скрит-финнами”, т. е. беглыми финнами, однако по мнению Георги “вероятнее кажется, что нынешние финны отщетясь от них, переселились в правильнейшие места для спокойнейшей и выгоднейшей жизни, нежели противное сему мнение”.

Таким образом уже с XVII в. исследователи начинаюсь подходить к истинному мнению о происхождении лопарей. Путем долгих споров в XVIII в., преимущественно к его концу, мнение о родстве лопарей с финнами укрепляется, хотя прежние теории и не совсем еще уступают ему место. В наше столетие, когда так сильно поднялось изучение этнографических особенностей разных племен, естественно все теории, имеющие такие шаткие доказательства, как все вышеприведенные, должны были [16] или окончательно пасть или видоизмениться. Благодаря трудам лингвистов, трудам антропологов удалось наконец хоть до известной степени восстановить верный взгляд на происхождение лопарей, определить более или менее точно узы родства, соединяются их с финскими племенами. Не передавая все разноречивые, мнения по этому вопросу, существовавшие между специалистами, ограничусь лишь указанием, что по взгляду Шотта4 лопари считаются племенем угро-финским, по языку однако родственным как с финнами, населяющими Финляндию и Карелию, так в некоторых отношениях и с племенами восточно-финскими (вогулами, мордвою). Антропологически лопарей причисляют к монголоидным племенам (Ранке, Вирхов) довольно сильно, однако, отклоняющимся от монголов.

Будучи во всяком случай по языку племенем финским, лопари восприняли в себя, однако, и много посторонних элементов: кроме родственных лопарям корелов и тавастов на тип лопаря повлияли и соседи русские и скандинавские.

Не менее чем по вопросу о происхождении лопарей делалось догадок и по вопросу о названии их. В настоящее время название Lapp, Lарре, лопь, лопари и т. д. сближают обыкновенно вслед за Лербергом со старым географическим названимем одной эстонской местности Lappegunda (Lарре — крайний, последний и gunda — округ). От эстов, или другого родственного эстам по языку племени, это название перешло к шведам и другим западным народам, перешло и к нам5. Сами лопари называют себя Саоме, Само, Сабмо, Суома, Суоме, Суомолайсет, землю свою — Суомаедне Суомаладне.

Каким путем лопари зашли на Кольский и Скандинавский полуострова — является вопросом, о котором было высказано также много, взаимно противоречащих мнений. Не вдаваясь в подробности, укажу только на некоторые из них: некоторые ученые, основываясь на находимых во Франции черепах, схожих с черепами лопарскими и палеонтологических остатках северного оленя, полагали, что лопари населяли некогда среднюю Европу и лишь постепенно, либо вследствие изменения климата, либо нашествия более сильных народов, были отодвигаемы к северу. Это мнение, как не имевшее за собой достаточно веских оснований, пало, хотя и является несомненным, что лопари в сравнительно позднюю эпоху жили гораздо южнее, чем теперь. В Скандинавию лопари зашли, по мнению одних, через Данию, по мнению других, через Кольский полуостров, или через Ботнический залив. По-видимому, однако, лопари, занимавшие более южные части современной Архангельской губ. и Финляндии, теснимые новыми пришельцами, образовали два колонизационных потока: один через Ботнический залив в Скандинавию, другой в Кольский полуостров.

Как бы то ни было — несомненно лишь то, что лопари загнаны на далекий север неизвестными нам передвижениями народов и что, как в Скандинавии, так и в России они населяли места более южные, чем в настоящее время.

[17] Что касается Скандинавии, то масса могил, известных под названием “лопарских могил”, “лопарских куч”, разбросанных в Скандинавии много южнее тех мест, где в настоящее время живут лопари, может доказывать это. И у самих лопарей сохранялось еще в XVIII в. предание о том, что их предки некогда владели всей Швецией, но затем были изгоняемы шведами и постепенно заключаемы все в более узкие границы6.

Что касается России и Финляндии, то свидетельства о том, что лопари встречались гораздо южнее Кольского полуострова, крайне многочисленны. Не касаясь мнения, что земли, занимаемый в настоящее время самоедами между Мезенью и Печорою, были некогда обитаемы лопарями7 — мнения, не имеющего за собой достаточно научных подтверждений, укажу лишь на то, что некоторые исследователи (Лерберг) считают термин сумь переводом германского “финн”, первоначально принадлежавшим лопарям, — а название географическое Суми = Финляндии — подтверждением предположения, что лопарям первоначально принадлежала вся Финляндия. По его именно только шведские колонисты перенесли название Suomabaises и финнов с лопарей на нынешних жителей Финляндии. Что Сумь, оставившая воспоминание в названии местностей, как напр. Сумский посади, и в названии озера и реки, Сумозеро и р. Сума, было распространено и на Финляндию, доказывается тем, что Финляндия иногда называется Сумьо; так в летописи под 1318 г. читаем: “ходиши Новгородци войною за море в реку Полную и взяша град Людерев Сумского Князя”. Под г. Людеревом, как объясняет Лерберг, следует видеть г. Або, крепость которого построена правителем Финляндии Людером Кюрнским; “сумский князь” — в данном случае относится к брату шведского короля Волдемара, который был объявлен финляндским герцогом в 1310 г. Следовательно, если только Сумь — древнее название лопарей — они были распространены от Белого моря до Балийского.

Но допустив даже, что упоминаемое племя Сумь ничего общего с лопарями не имеет, у нас остается еще много свидетельств, доказывающих пребывание лопарей в современном Кемском у. Олонецкой губ., около Новгорода и Ладожского озера.

Изложим эти сведения, начиная с самих древних. В уставе Ярослава о мостах между прочим упоминается и Лопьская (ста)8. Г. Мальковский9 ставит выписанную нами статью (вторую часть устава,) в связь с окончанием первой статьи “А Владыце сквоз городняя ворота с Изгои, и с другими Изгои до острой городни”. Эти слова содержат в себе общее определение повинности изгоев, а следующая 12-я статья исчисляет подробно тех, кто этой повинности подлежит. Слово “ста”, по мне[18]нию автора равнозначащие со словом усадьба: изгои жили по стам (усадьбам). То обстоятельство, что в 11-ти первых статьях слово “ста” прибавлено в тексте устава, а в следующих оно не встречается, успешно объясняется г. Маньковским тем, что в первых мы имеем дело с названием усадьб, изгойских по именами лица, во вторых с названием изгойских же усадьб по именам местностей. В именах лиц следует видеть не имена владельцев усадьб а имена начальников, сотских, старост. Редакция 1-й части 2-й статьи относится ко 2-й половине ХIII в., тогда как 2-я часть той же статьи является по мнению автора более древней и неизмененной со времени Ярослава. Номере перемены старост и сами сотни меняли свои названия; там же где существовали названия сотен по местностям эта перемена происходить не могла. Отсюда ясно, почему в первой части прибавляется слово ста, во 2-й оно лишь подразумевается.

Принимая толкование этой статьи г. Маньковским, следует признать, что одна из местностей Новгорода, которую занимала изгойская сотня, сохранила в своем названии воспоминание о лопарях, здесь некогда живших; видеть же в этом указание на то, что новгородцам XI в. была уже знакома Лапландия, “Лопская земля”, и что, так сказать, в честь Донской земли и сотня была названа Лопской, как это полагали неоднократно, является невозможным так как владения новгородцев не доходили еще до северных пределов Европейской России, до Кольского полуострова, получившего название Лопской земли.

Далее от XIV в. мы имеем известия, что лопари встречались у Онежского озера, Монах Лазарь, поселившийся в это время на Мурманском острове, лежащем на восточном берегу Онежского озера, в недалеком от последнего расстоянии, в современном Пудожском уезде, Олонецкой губ., пишет: “А живущии тогда именовались около озера Онега Попляне и Чудь, страшные сыроядцы близь места сего живяху... Многи скорби и биения и раны претерпех от сих зверообразных мужей. Многажды бивше и изгнаши мя от острова сего и хижу мою огню предаша. А сами окаяннии по научению бесовскому подлежаху и мечты многи деяху. И сотвориша селитбу близь мене с женами и детьми, и пакости многи творяху и глаголаху; Калугере! останися места сего;... и хотяху мя сыроядцы убити и тело мое в яд себе сотворити”10.

Этот безыскусственный рассказ одного из русских пионеров на нашем севере несомненно доказывает пребывание лопарей у восточного берега Онежского озера; определить из его слов, однако, довольно трудно — были ли лопари в это время постоянными жителями данной местности или, кочуя, лишь доходили до этих берегов. Повесть указывает лишь на то, что тогда же “отъидоша от места сего в пределы океана-моря”11. Если, однако, обратить внимание на то, что название Мурман, Мурманский берег, обыкновенно производимый от слова Норманн, может объясняться из лопарского языка, (и как его сами лопари объясняют) от слов мюр (мур) — море, и манн — (луна)12 (или ма — земля) и что тоже название встречается у берегов Онежского озера в названии [19] озера Мурманским (впоследствии по-видимому переделанное в Муромское)13, то в виде, предположения можно будет высказать, что и имя этого озера объясняется из лопарского языка, что название это было дано озеру лопарями14. Если это так, то следует прийти к заключению, что лопари долго жили в этих местах и если в ХIV в. и прикочевывали лишь к нему, то предки их вероятно имели более долгое пребывание на этом озере. Не безынтересным является и то обстоятельство, что у русских крестьян, населяющих берега Водлозера (Пудожск. у. Олонец. губ.) сохранилось воспоминание о приходе к Водлозеру “самояди и лопи”. По преданиям эти перекочевки представителей обоих племен происходили каждый год, в определенное время, причем обыкновенно самоядь, лопь и русские состязались в стрельбе из лука.

С XV в, в пределах Повенецкого у. семь погостов известны под именем “Лопских погостов”15.

В Новгородских переписных книгах 1500 и 1501 годах мы встречаешь указание на то, что в пределах современной Петербургской губ. лопари оставили по себе память в названиях местностей: в городе Орешке была Лопская сторона, в ней считалось 72 двора; кроме того на Лопской стороне жили на посаде поземщики, которые в 1500 г. были проданы городчанам. Далее упоминается погост в Лоице; к нему принадлежали 14 деревень по Ладожскому озеру, и рекам Сасаре, Линде и Лавуе. Встречается также упоминание о погосте Егорьевском — Лпском, в котором считалось 133 деревни (по Ладожскому оз., рр. Лавуе, Нози, Покостне, Шелядихе, Вальи и Костне16.

В 1526 г. встречается упоминание о лопарях но Кандалакшской губе, где в настоящее время лопарей не встречается более. В 1530 г. упоминаются лопари по рр. Кеми и Шуе, где в настоящее время также более нет лопарей. В 1590 г. — лопари в волостях Ковде и Керетина Студеном море. Наконец также в конце XVI в. (1582 и 1583 гг.) лопари, живущие в местностях известных под именами: Верхней Лопи, Лопского конца, Лопских погостов, между рр. Сумой и Нюхчей и около Выгоозера17.


1 Новые и достоверные изв. о лапландцах, стр. 3, 4. [15]

2 Schefferus. Lapponia. [15]

3 Георги. Описание всех обит. в Рос. Гос. народов I. стр. 3. [15]

4 Schott. Land und Volk Lappen в Zeitschrit. F. Ethnologie VII. 1875. P. 29, 31. [16]

5 Lehrberg: Untersuchungen zur Erläuterung der älteren Geschichte Russlands. P. 220, 221. Цитата из Orig. Livoniae от 1220 г “prowinciam extermam versus Wironiam, quae lappegunda vocatur”. [16]

6 Högström Beschreibnng des Lapplandes, стр. 48. [17]

7 3. И. Р. Г. О. VII, стр. 41. [17]

8 1-я Давыжя ста, 2-я Слепчева ста, 3-я Бобыкова ста, 4-я Олекcина ста, 5-я Ратиборова ста, 6-я Кондратова ста, 7-я Романова ста, 8-я Сидорова ста, 9-я Гаврилова ста, 10-я Княжа ста, 11-я Кгажа ста., 12-я Ржевская, 13-я Бежичкая, 14-я Вочкая, 15-я Обониская, 16-я Луская, 17-я Лопьская по Владимирскому Буданову: Лоуская (см. Хрестоматию по ист. Р. Пр. I. стр. 82.), 18-я Волховская троп рил, 19-я Яжелбичкая двои рил до торгу. [17]

9 Временник Им. Моск. Общ. Ист. и Др. России. Кн. XII. Маньковский: Критические исследования о происхождении Великого Новгорода (М. 1852 г.) [17]

10 История Российской Иерархии. V, стр. 120. [18]

11 Древности. т. VIII вып. 3, стр. 219. [18]

12 В. Гулевич. Мурманский берег. Арх. 1883, стр. 3. [18]

13 В завещании Лазаря мы встречаем “озеро Мурма” и “остров Муромслкий”. — См. И. Р. Иер. V 118 и 121 “остров Мурманский”; стр. 124. [19]

14 Шегреп считает однако “Мурманский” лишь позднейшим искажением переписчика вместо “Муромский”: Gesammelte Schriften. I. р. 344, примеч. 358. [19]

15 Древности. VII в. 3, ст. 219 и А. И. V. №126. [19]

16 3. И. Р. Г. О. П. стр. 599 и 600. [19]

17 3. И. Р. Г. О. П. стр. 610. [19]


← предыдущая | оглавление | продолжение →

© OCR Игнатенко Татьяна, 2014

© HTML Воинов Игорь, 2014

 

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: Автоматические шлагбаумы с системой антивандальной защиты. *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика