ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ, СОСТОЯЩЕГО ПРИ ИМПЕРАТОРСКОМ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
Том LXVI. Труды Этнографического отдела. Том X.
РУССКИЕ ЛОПАРИ
(Очерки прошлого и современного быта).
Николая Харузина.
Москва.
Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсон, Петровка, Рахмановский пер., д. Левенсон.
1890.
Печать разрешается 22 января 1980 г. Президент Императорского Общества Любителей Естествознания и Этнографии Ординарный профессор Всев. Миллер.
ОТ АВТОРА.
Летом 1887 г. я был командирован Императорским Обществом Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии в Олонецкую губ. и в Кольский уезд губ. Архангельской. Посвятив первую половину лета изучению юридического быта населения Пудожскаго уезда, Олонецкой губ., я вторую половину пробыл в Кольскому уезде, знакомясь с этнографическими чертами быта русских лопарей. Результатом этого знакомства и является предлагаемый труд. В виду того, что неоднократно смешивали воедино русские лопарей со скандинавскими, я счел долгом во избежания указывать на точки сходства и различия между обеими группами лопарей. Далее, я не только пользовался более или менее новыми сведениями о лопарях, но также и древними источниками, так как сведения, сообщаемые писателями прошедших веков, могут в современном быте лопарей осветить многие черты, которые остались бы непонятными, если не знать, как они выражались в среде лопарей древних.
Считаю приятным долгом выразить искреннюю признательность М. Т. Стафиевскому, содействовавшему мне при моих исследованиях и о. Константину Щеколдину, доставившему мне много сведений (преимущественно сказок и преданий) о лопарях пазрецких и печенгских.
При обработке добытого мною материала я пользовался неоднократно советами и указаниями Д. Н. Анучина, В. О. Миллера, П. Н. Милюкова и В. М. Михайловского, за что и позволяю себе принести им мою глубокую благодарность.
ОГЛАВЛЕНИЕ |
стр. |
I. Вместо введения: Очерк страны русских лопарей.
|
1-13
|
II. Очерк истории лопарей.
Вопрос о происхождении. Расселение лопарей. Свидетельства о жительстве лопарей в южных частях Скандинавского полуострова, современных Новгородской, Петербургской, Олонецкой губ. и Кемского у. Архангельской губ. Деление лопарей на три группы (шведских, норвежских и русских). Очерк истории шведских и норвежских лопарей. Движение новгородцев в Кольский полуостров. Введение христианства среди русских лопарей. Печенгский монастырь. Торговые отношения древних лопарей и русских промышленников. Распределение границ между скандинавской и русской Лапландией.
|
14-54
|
III. Очерки внешнего и материального быта лопарей.
Внешность лопаря. Характер. Школьное образование. Вопрос о вымирании лопарей. Медицинская помощь в Лапландии. Пища лопарей. Одежда. Жилища. Занятие лопарей: оленеводство, охота, рыболовство. Перекочевки. Торговля. Извозничество и др. побочные занятия русских лопарей.
|
55-134
|
IV. О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей.
Общие замечания. Деление божества на главный и второстепенный. Четыре разряда главных божеств. Радиен-Атче, Радиеъ-Киедде, Юбмель, Радиен-Ниейда. Пейве (солнце). Следы верований в солнце, солнцевых сестер, мать, жену и солнцеву дочь среди совр. русских лопарей. Айлекес-Олбмак. Айеке и Арома-Толго совр. русск. лопарей. Сторьюнкаре. Замена этих главных божеств второстепенными. Следы верований в них среди совр. русских лопарей. Мадератга, Мадеракка и Саракка. Подземные божества. Верования в подземную страну у совр. русск. лопарей; представления их о душе, аде и рае. Верования в духов вод, гор и т.н. “духов чародеев.” Верования в Сталло у древних и современных лопарей. Идолы у лопарей. Жертвоприношения. Следы жертвоприношений в настоящее время. Древние обряды перекрещивания “лопарским именем” и “именем предка”. Сейды. Следы верований в сейдов у совр. русск. лопарей. Верования в черта у древних и современных лопарей. Почитание медведя. Верования в волка и некотор. др. животных. Суеверия современных лопарей. Нойды(шаманы-колдуны) и знахари у др. и совр. лопарей. Выводы.
|
134-236
|
V. Очерк семейного и общественного быта лопарей.
Следы бывшего родового устройства у совр. русских лопарей. Культ семейных духов. (Сведения о гостеприимном гетеризме у др. лопарей). Владение землей, родовые прозвища и фамилии, родовые клейма и знаки собственности, величание по отцу, деду и прадеду. Союз родственный: родство кровное, свойство, родство духовное. Брак и свадьба у древних и современных лопарей. Отношения между супругами (личные и имущественные). Обряды при рождении и крещении. Первоначальное воспитаний детей. Отношения между родителями и детьсм (личные и имущественные) в “больших” и “малых” семьях. Приемыши и приемные зятья. Семейные разделы при жизни отца. Погребальные обряды у лопарей. Семейные разделы по смерти отца. Права на имущества: купля, мена, находка, клад, труд. О личном найми. Народные суды: суд схода и третейский суд. Увеселение лопарей.
|
237-341
|
VI. О народом творчестве у лопарей.
Эпический характер лопарского творчества. Эпос животный. Сказки: о лисе и медведе, о том, как произошли домашние животный, о лисе и мужике, о превращении в дикого оленя. Эпос мифологический: о солнцевых сыновьих, о дочери солнца. Сказания о Сталло и подземном царстве. Эпос исторический: предание о разрушении Печенского монастыря, сказания о чуди: предания о богатырях. Лопарская лирика. Переход лирических произведений в эпические. Современный эпос у лопарей: бывальщина и песня. Их происхождение, переход в сказки. Эпос нравоучительный.
|
342-394
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1-е. Грамота 1697 (Разбор тяжбы между лопарями и печенгскими старцами)
|
395
|
Приложение 2-е. Выписка из Писцовой книги 1608-1611 гг.
|
409
|
Приложение 3-е. Сказки: 1) О том, как мужик ходил к солнцу. 2) О царском сыне. 3) Смельчак сын. 4) Московский вор. 5) О том, что бывает грешникам после смерти.
|
463
|
Приложение 4-е. Объяснение к “Распределению поселков и погостов в русской Лапландии”.
|
470
|
© OCR Игнатенко Татьяна, 2014
© HTML Воинов Игорь, 2014
|