| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Владимир Сорокажердьев КРЫЛАТЫЙ СОБОР Выдающимся архитектурным сооружением в Коле являлся деревянный девятнадцати-главый Воскресенский собор, сожженный англичанами в 1854 году. Жемчужиной Севера называли этот храмовый комплекс из трех соединенных церквей. Построен в 1681-1684 годах при воеводах В. И. Эверлакове и З. И. Полозове. Центральным являлся храм Воскресения Христова. С северной стороны примыкал придел Святого Великомученика Георгия, с южной — Святого Николая Чудотворца. Размеры собора впечатляли путешест-венников, все отмечали его монументальность, многоглавость, крепость стен, сложенных из толстых сосновых бревен. Центральная часть имела форму креста и высоту примерно 37 метров. Георгиевский и Никольский приделы, выдвинутые на восток, несколько прини-женные, были похожи на крылья, что придавало собору воздушность, торжествен-ность. В июне 1888 года, путешествуя по Скандинавии и Северу России, в Коле побывал архитектор Владимир Васильевич Суслов с товарищем, также академиком архитектуры, П. А. Черкасовым. Они осмотрели место, где когда-то стоял собор. Суслов писал: «Собор этот, судя по сохранившимся очертаниям фундамента, состоял из главного и двух боковых приделов. Главный имел по плану вид креста и окружался широкой галереей, из которой проходили и в приделы. Входы были расположены с северной и южной сторон в виде широких крылец. Длина храма по северо-южному направлению простиралась до 18 сажен(38 метров), а ширина от востока к западу до 10 сажен(21 метр). Наружный вид собора, судя по формам и размерам основания его, а также по дошедшему до нас рисунку и рассказам жителей, был чрезвычайно величественный и необыкновенно красивый». Все три церкви завершались пятиглавием, чешуйчатые главы увенчивались деревянными восьмиконечными крестами. Еще четыре главы размещались на прирубах Воскресенского храма. Они были ниже соседствующих вершин приделов, имели два типа: с запада и востока — на «бочках», а на южной и северной сторонах — на «четвериках». Еще две главки имелись на двух крыльцах, но их в литературе редко упоминали. Священник Козьма Молчанов в своей монументальной книге «Описание Архангельской губернии» сообщил: «Соборная церковь деревянная во имя Воскресения Христова, с двумя приделами. На ней 19 глав, построена в 1681 году». В «Атласе Архангельской губернии…» 1797 года также говорится о 19 главах. Однако в более поздних источниках указывается иное число глав. Академик архитектуры Андрей Тимофеевич Жуковский, в середине ХIХ века работавший с вывезенными из Колы после пожара рисунками собора, отмечал: «Всех глав 20, включая в число их и те, которые над входными крыльцами», то есть сами церкви имели 18 глав. Архангельский историк Николай Голубцов, видный знаток Севера, в начале ХХ века писал о соборе: «…Увенчан 18 главами с восьмиконечными крестами, причем высота средней главы с крестом была более 120 футов». Советский ученый В. В. Косточкин в обстоятельной статье о кольских крепостных сооружениях повторил этих авторов: «Достигавший высоты более 36 м сложный и живописный храм с его многоярусной, расчлененной композицией и18 главами был главным зданием кольского крепостного ансамбля». Мурманский архитектор В. П. Быстряков по материалам Косточкина в 1961 году сделал для краеведческого музея деревянный макет Воскресенского церковного ансамбля с 18 главами. Так сколько же было глав в Воскресенском соборе? В этом непростом вопросе попытался разобраться историк Иван Федорович Ушаков. Скрупулезный и дотошный в любом исследовании, он предположил, что в ходе ремонта в 1834 году одну из глав с восточной стороны, над алтарем церкви Воскресения, могли убрать, заменить на коническое покрытие. Еще до нападения английского парохода «Миранда» в августе 1854 года коляне, предчувствуя беду, вывезли уездный архив и казну вверх по реке Туломе. После пожара их отправили в Кемь. Среди бумаг сохранились два ветхих рисунка и план собора, сделанные неизвестным художником в конце ХVIII или начале ХIХ веков. Весной 1856 года в Кеми проездом на Мурмана побывал писатель-народник Сергей Максимов. Коллежский регистратор Александр Кириллович Шешенин, служивший ранее в Коле учителем, рисунок западного фасада сгоревшего собора передал писателю, а рисунок южной стороны и план по рекомендации Максимова отправил 16 марта 1856 года в Санкт-Петербург в Археологическое общество, изложив и историю собора. Архитектор Жуковский по старым рисункам изготовил более совершенные изображения и план Воскресенского собора, вскоре они появились в печати. В 1858 году в двух номерах журнала «Иллюстрация» Максимов напечатал статью «Кола» и один из рисунков Жуковского — западный фасад собора. Другие два рисунка Жуковский опубликовал уже сам в 1861 году в трудах Археологического общества — южный фасад и план собора. В своей статье он воспроизвел его краткую историю, написанную рукой Шешенина на листе с рисунками. Она гласила: «Сей собор, построенный при державе царей Иоанна и Петра Алексеевичей, лета от мироздания ЗРЧВ (как видно было из надписи на доске над средним алтарем Воскресения Христова), а по клировым ведомостям кольских церквей значится в 1684 году от Р(ождества) Х(ристова), зданием был деревянный, увенчанный восемнадцатью главами с осьмиконечными крестами. В нем главный храм, посвященный во имя Воскресения Христова, а по бокам приделы: на правом Св. Николая Чудотворца, а на левом — Св. Великомученика Георгия. Храмовые праздники были: в великий день Св. Пасхи, 23 апреля, 9 мая и 6 декабря. Служба совершалась здесь со дня великия субботы по день Успения Пресвятыя Девы Богородицы, и как самый храм летний, и не был согреваем печами, то здание его при холодном климате имело необыкновенную крепость в продолжение 170 лет своего существования. 1854 года 11 августа (в день мученика и архидиакона Евпла, в среду) в половине восьмого часа вечера с неприятельского английского парохода «Миранды» во время бомбардирования города Колы сожжен до основания. Ныне совершается богослужение в кладбищенской церкви Св. Живоначальныя Троицы, построенной в 1757 году. В каменной церкви во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с колокольнею сохранились только стены от пламени». Сведениям бывшего жителя Колы Шешенина о 18 главах можно доверять, и согласимся с Ушаковым, 19-ю главу мастера убрали во время ремонта. Она, размещавшаяся над алтарем церкви Воскресения, видна на рисунке «Вид города Колы с северо-восточной стороны» в «Атласе Архангельской губернии…». Этот объемистый атлас хранится в Российском государственном Военно-историческом архиве в Москве. Вышеназванный рисунок ценен не только изображением Кольской крепости вместе с многоглавым Воскресенским собором, но и тем, что здесь поименно указаны казенные постройки в верховье и посаде Колы; они пронумерованы, а их хозяйственные названия вынесены под рисунок. Оба рисунка Жуковского (западный и южный фасады собора) в разгар Великой Отечественной войны вошли в классический альбом группы авторов «Русское деревянное зодчество». Это говорило о высокой оценке кольского шедевра специалистами того времени. Существует рисунок горящей Колы, сделанный с борта английского парохода-фрегата «Миранда» 11(23) августа 1854 года. В английской печати он появился в 1856 году, то есть сразу же по окончании Крымской войны. Найден и впервые опубликован в России архангельским историком Р. А. Давыдовым. На рисунке ясно виден восточный фасад, изображения которого в русской печати нет. И на этом фасаде мы не находим 19-й главы. Во время бомбардировки «Миранда» находилась близ нынешнего моста через Тулому, около 300 метров от города. С этого расстояния и сделан рисунок, с северо-западного направления. Правая часть города — уже в пожаре, задымлена. Левая часть почти еще не тронута огнем, постройки хорошо просматриваются — башни и стены старинного острога, Воскресенский собор, Благовещенская церковь, дома в Верховье. В собор уже попал снаряд, одна сторона его слегка дымит. Как же он величественен, строен, этот шедевр северной архитектуры! На фоне горы Соловараки, возвышаясь над крепостными стенами и домами, он гордо встречает огонь неприятельских пушек. Английский художник изобразил главы собора без крестов, лишь на главном куполе некое подобие креста, не православного. Нет их и на соседней каменной Благовещенской церкви, здесь она в первозданном виде, двухэтажная. Нынешний, существующий в Коле Благовещенский храм, восстановленный в 60-е годы ХIХ века, мало похож на храм, что на английском рисунке. Мы не знаем имя строителя-архитектора Воскресенского собора, талантливого человека, не из местных. Существовала легенда об этом мастере. Она сохранилась благодаря писателю Максимову. Коляне ему рассказывали: С восточной стороны Воскресенского собора в сторону угловой башни стояла шестигранная колокольня с шатровым верхом, с пятью колоколами весом — 75 пудов, 20, 4, 2 и 1. Существует изображение ее верхней части. Внутри собора был двуярусный богатый иконостас с множеством икон, украшенных золотом, серебром и жемчугами. Среди них выделялась огромная храмовая икона Воскресения Христа размером 160 х 140 сантиметров. Кольский лесничий Константин Соловцов вспоминал, что на месте сгоревшего собора, «в куче золы и обгорелых остатков найдена запрестольная икона Божией матери, оставшаяся совершенно невредимою. Этой иконе местные жители приписывают чудотворную силу». Реликвия якобы затем находилась в Троицкой церкви на Монастырском острове. Возможно, это очередная легенда, коими богата кольская земля. Существование Воскресенского собора — выдающегося памятника поморской архитектуры — тоже похоже на легенду. А не сделать ли ее былью, не восстановить ли общим миром собор? В его стенах организовать музей, пусть радует глаз не только историческими экспонатами, но и всем своим величественным видом. © В. Сорокажердьев, "Мурманский Вестник", 2008 Дополнительно: |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |