| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
К. Тиандер ПОЕЗДКИ СКАНДИНАВОВ В БЕЛОЕ МОРЕ Из Истории Саксона Грамматика. [370] XLII. Рассказ о Гельги, сыне Торира1. Недалеко от Вика жил некий Торир; у него было два сына — Гельги и Торстейн. Торир был в хороших отношениях с королем Олафом. Летом братья отправились к финнам продавать масло и сало. После прибыльной торговли они к концу лета возвращались домой из Финмарка. Однажды они остановились у мыса Vimund, который покрыт был весьма хорошим лесом. Все вышли на берег, но Гельги углубился дальше других в чащу леса; спустилась такая тьма, что он не находил дороги обратно к кораблям. Когда спустилась ночь, Гельги увидел 12 женщин, едущих верхом не красных конях и в красной одежде. Сбруя блистала золотом. Среди них одна выдавалась замечательной красотой, а другие, казалось, прислуживали ей. Они соскочили с коней и разложили богатый шатер. Затем они принялись пировать. Вдруг главная из них подозвала Гельги и пригласила его принять участие в их веселье. Она [371] представила себе, как Ингибиоргу, дочь Годмунда из Glæsisvellir. Гельги проводит с ней три ночи. При расставании Ингибиорга дарит ему два ларца, один наполнен серебром, другой — золотом; при этом она просит его никому ничего не говорить. Затем женщины уезжают, а Гельги возвращается к кораблям. Радостно встреченный своими товарищами, Гельги счастливо приезжает домой к отцу, но относительно происхождения своих богатств хранит упорное молчание. Во время праздника иола разражается сильная буря. Оба брата отправляются к кораблю, но вдруг при сильном раскате грома подъезжают два всадника и увозят Гельги. Отец его отправился к королю Олафу и рассказав ему о случившемся, попросил его навести справки о пропавшем сыне. Через год опять во время иола во дворец Олафа входят три мужа; в одном из них узнают Гельги, двое остальных никому не известны. На вопрос короля они оба называют себя Гримом2. Они передают от имени Годмунда привет и два рога, оправленных в золото, в виде подарка. Король велел наполнить рога хорошим напитком и поднести обоим Гримам после того, как епископ благословил питье. Гримы же были обижены благословением. Они вылили питье на пол и потушили огонь. Король велел своим мужьям встать и восстановить порядок. Когда вновь осветили палату, то незнакомцев и Гельги уже больше не оказалось, на полу же лежало трое убитых и рога. Местность, по которой таинственные гости удалились на восток, была прозвана “Ущельем Гримов” — Grimaskard. Проходит год. Наступает обычный праздник иола. Король со своим двором молится в церкви. Тогда в дверях церкви показываются три мужа. Двое из них тотчас же скрываются, крикнув следующее: “Вот мы тебе привезли Gretti3, король! Никому неизвестно, когда тебе придется умереть”. Третий муж, оставшийся на месте оказался Гельги, но он был слепым на оба глаза. Тут [372] только Гельги рассказывает о своем приключении в лесу. Всадники, увезшие его, были те же незнакомцы, с которыми он впоследствии являлся к Олафу. Молитвы Олафа тронули Годмунда так, что он решил отпустить Гельги4. При прощании Ингибиорга вырвала ему оба глаза. Не одно имя Гомунда и местонахождение его царства по соседству с Финмарком связывает этот рассказ с сагой о Торстейне. Как во всех преданиях о крайнем севере, Гельги и здесь добывает несметные богатства. Уже Адам Бременский засвидетельствовал нам древность этой черты. Его фрисские мореплаватели увидели на неизвестном им острове множество золотых сосудов и изделия из тех металлов, которые среди людей считаются весьма редкими и дорогими5. Они взяли с собой, сколько могли, но раньше, чем они достигли кораблей их нагнали великаны и чудовищные собаки, которые растерзали одного моряка. Редко какой рассказ о северных краях забывает упомянуть об этих баснословных богатствах. Иногда сокровища добываются из пещеры великана; иногда, их находят в храме или у истукана Иомалы, как, например, в Босасаге. Когда скандинавы открыли курган, который описывается в Орвар-Оддсаге6, то традиционная черта была оправдана обстановкой. В связи с этими представлениями о сокровищах севера находится и описание тех роскошных условий жизни, в которых пребывает Годмунд и его ближние. Его и его дочь сопровождает многочисленная свита; все одеты замечательно богато, даже сбруя лошадей блистает золотом. При таких средствах и жизнь должна протекать беззаботно, весело. Когда спрашивают Гельги, как ему жилось у Годмунда, он отвечает, что никогда он не чувствовал себя так хорошо, как там7. [373] Нахождение красавицы на далеком севере также входило в план сказаний о Биармаланде. Правда, Лейда, сестра Годмунда, должна стать женой Боси и он дважды увозит ее в Норвегию. Также и Эдда и Edny, дочери Гарека, короля Биармаланда, становятся добродетельными супругами. Но Ингибиорга, дочь Годмунда, держит Гельги, как бы в плену у себя, и когда он решил покинуть ее, она выкалывает ему оба глаза. Эти отношения напоминают нам рассказ Саксона о дочерях Годмунда, которых Торкиль советует остерегаться. Букки, который решился жениться на одной из дочерей Годмунда, тотчас жебыл охвачен каким-то недугом и потерял всякую память о прошлом; лишившись самообладания, он подпал под гнусное иго своей чувствительности8. Матросы, пустившиеся на ухаживание за прислужницами, тотчас же сошли с ума9. Торкиль, возвратившись в Данию, становится верующим христианином и полным презрения к языческим богам. Это приурочение к моменту введения христианства является характерной чертой разбираемого типа сказаний о крайнем севере. Так и Торстейн, и Гельги состоят на службе у короля Олафа, с воцарением которого христианство становится государственной религией в Норвегии. Когда Торстейн переселяется окончательно на север, король неоднократно увещевает его, остаться преданным своей вере10. Очевидно, страны севера считались чисто языческими, почему трудно было сохранить в них чистоту своей веры. Вспомним также, как Торстейн избавился от Агди, защищаясь крестным знаменем. Эта разница религий подчеркивается и в рассказе о Гельги, особенно в том месте, где посланники Годмунда отка[374]зываются пить из освященного рога11. Несмотря на хороший отзыв, который Гельги дает о житье-бытье Годмунда, все-таки все рады, что он освободился из рук чудовищ12. Итак, рассказ о Гельги, сыне Торира, не случайная выдумка, а принадлежит к совершенно определенному кругу сказаний, наравне с рассказами о Торкиле и Торстейне. Благодаря этому внутреннему родству, вероятно, и состоялось вторжение одного мотива в сагу о Торстейне. Уже выше мы отметили параллелизм между “белыми” кубками и “добрым Гримом” в саге. Этот “добрый Грим” то служит кубком, то обладает человеческими способностями. Но эту непонятную двойственность мотива мы еще ярче наблюдаем в рассказе о Гельги. Тут не только посланники Годмунда, но и сами кубки, которые они приносят в подарок Олафу, называются Гримами. Когда король спросил, как их зовут, они назвались Гримами13. Когда они выпивают, то прямо говорится — pa taka Grimar vid hornunum14. Наряду с этими выражениями, которые не оставляют никакого сомнения в том, что посланники назывались Гримами, это же самое наименование приписывается рогам-кубкам: Ср. konungr lætr fylla hornin Grima af godum drykk; par liggjf hornin Grimar a golfina…; konungr let vardveita hornin Grima ok af drekka ok dugir pat vel15. Тем не менее, рога в рассказе о Гельги всегда остаются рогами, а посланники — посланниками. Правильность нашего наблюдения подтверждается еще следующим местом из рассказа о Норнагесте: Sva segja menn? at Gestr pessi kæmi a pridja ari rikis O’lafs konungs; a pvi ari komu ok til hans tveir menn er [375[ Grimar hetu, ok voru sendir af Godmundi af Glæsisvöllum; peir færdu konungl horn tvö, er Godmundr gaf honum; pau kölludu peir ok Grima16. Таким образом, приезд обоих Гримов к королю Олафу относился бы к 998 году, но понятно, это приурочение лишено всякого значения. В саге о Торстейне оба понятия — рог Грим и посланник Грим — уже спутались и получился прямо непонятный образ. В саге этому кубку оказывают религиозные почести и падают пред ним на колени17. Я думаю, что кубки, которые окружаются каким-то культом, понимаются как символы христианской веры и присущи поэтому рассказам об Олафе. Кроме уже известных нам рогов, Олаф обладал еще другими18. В предания о крайнем севере они, может быть, и попали только благодаря приурочению этих рассказов к королю Олафу.
Примечания [370] [371] [372] [373] [374] [375]
<<< К оглавлению | Следующая глава >>>
© Текст К. Тиандер, 1906 г. © OCR И. Ульянов, 2010 г. © HTML И. Воинов, 2010 г. |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |