| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
К. Тиандер ПОЕЗДКИ СКАНДИНАВОВ В БЕЛОЕ МОРЕ Разбор исландских саг: [113] XIV. Поездка Одда в Биармаланд. Одд — сын зажиточного поселенца на острове Рафниста (Hrafnista), теперешнем Рамстаде, недалеко от норвежского побережья. Его отец был богат и пользовался большим влиянием во всем Галоголанде и даже в местах более далеких. Услыхав о смерти своего тестя, проживающего в Вике, он вместе с женой снаряжается в путь для того, чтобы охранить богатое на[114]следство. Когда они остановились в Беруриоде (Berurjod)1, жена разрешилась от бремени. Пришлось послать к жившему там бонду Ингиальду (Ingjaldr). Тот сам приехал на берег и принял их весьма ласково. Тут родился Одд. Когда Ингиальду предложили вознаграждение за оказанное гостеприимство, он ответил: “имущества у меня и без того довольно, но могущество твое и дружба твое нужны мне, и я хочу приобрести их: оставь здесь Одда, сына твоего”. По редакции M. Ингиальд просто просит, чтобы ему оставили Одда на воспитание, но нет сомнения, что он в то же время преследовал и своекорыстную цель, желая заручиться союзом с влиятельным бондом на севере. Отдав детей не воспитание в чужую семью было в обычае. Богатые приисквивали для своих детей более бедных воспитателей, желая, чтоб они росли в скромной обстановке и привыкли к суровым условиям жизни. Такой точки зрения держались даже конунги и не гнушались поручать своих сыновей подданному. С другой стороны, принимающий на себя роль воспитателя, приобретал право на известное покровительство со стороны того, который просил его об одолжении и доверял его попечению своих детей. Дети воспитателя и воспитанник вступали в дружественные отношения между собою, которые скреплялись обрядом побратимства и упрочивались на всю жизнь. Побратимами стали и Одд с сыном Ингиальда Асмундом, несмотря на различие их нрава и на то, что Асмунд во всем слушался Одда2. Когда Одду минуло 12 лет, приглашенная в дом колдунья предсказала, что он примет смерть от своего коня. Одд никогда не приносил жертв, полагаясь на свою силу и считая постыдным поклоняться пням и кам[115]ням3. Таков уж был врожденный склад Одда, и было бы несправедливо приписывать его неуважение к богам недостатку набожности Ингиальда. В слова колдуньи Одд не верит; тем не менее, предсказание производит на него сильное впечатление. Немедленно убивает он своего коня, теша мыслью, что этим он поборол свою судьбу; он хочет оставить роковое место — навсегда. Сперва посещает Одд своих родителей и узнает, что младший брат его Гудмунд и племянник Сигурд на двух кораблях собираются плыть в Биармаланд. Тотчас Одд решает ехать вместе с ними, но они отнекиваются, ссылаясь на задержки, которые могут произойти, если они станут ждать, пока он соберется. — “Летом ты, братец, сможешь поехать с нами, куда пожелаешь”, говорят ему. — “Летом, может быть, я и не стану просить корабля под вашим предводительством”, отвечает Одд. — “Ну, на этот раз ты с нами не поедешь!” решает Гудмунд. Тогда Одд вместе со своим отцом отправляется домой. Прошло полмесяца, а корабли все не могут отплыть. Раз Гудмунду приснилось, что громадный белый медведь окружил своим телом как кольцом остров так, что голова и хвост сошлись на самом корабле; шерсть на нем стояла щетиной, и казалось, что вот-вот он набросится на корабль и потопит его. Когда он рассказал Сигурду об этом сне, тот заметил: “Зверь этот, очевидно, воплощение души Одда и волчьей злобы, которую он к нам питает4; мое мнение, что нам без него не уехать”. Они решили взять с собой Одда, но теперь Одд отказывается. — “Чем знать, что ты с нами не поедешь, мы дадим тебе корабль и полное снаряжение”, говорят они. [116] — “В таком случае, я поеду; ведь я готов”, прибавляет Одд не без иронии. Тот союз, который Одд заключает с Гудмундом и Сигурдом, есть что-то в роде товарищества, основанного на чисто коммерческих началах. В то время, как побратимство (fostbroedralag) чтилось очень свято и налагало весьма серьезные обязанности на всю жизнь, товарищеский союз (felag) заключали для достижения взаимных выгод лишь на известное, по большей части военное предприятие и само собой разумеется, после дележа добычи он прекращался. Начало побратимства, выражающееся обычаем смешения крови, коренилось в языческой древности и выработалось, вероятно, в память разлагающихся условий родового быта; товарищество более новая форма отношений, вытеснившая побратимство особенно по принятию норманами христианства. Оно ставит на место прежних религиозно-нравственных побуждений целую систему юридических обязательств. Отец провожает Одда на берег и при прощании дарит ему три стрелы, которые скованы двергами и обладают чудесными свойствами: они поражают все, во что целятся5 и прилетают обратно к тетиве. Одд говорит, что никогда не получал лучших подарков6. Затем они расстаются. Грим спешит домой, а Одд отправляется на корабль. Там он созывает своих людей и отдает приказание поднять якорь и оттолкнуться от островов. Так они и делают, и затем он приказал им развернуть паруса. То же самое делают и Сигурд и Гудмунд; тотчас же подул попутный ветер7, и они ехали на север уже безостановочно до [117] самого Финмарка; там они стали на ночь на якорь. Берег там был усеян землянками. Под утро Гудмунд со своими людьми сошел с корабля на берег; они врываются в землянки и грабят финок, так как финнов не было дома. Насилуемые финки поднимают громкий крик. Тогда воины на корабле Одда тоже стали проситься на берег, но Одд не пустил их. Когда Гудмунд к вечеру возвратился на корабль, то Одд спросил его: “выходили ли вы сегодня на берег, Гудмунд?” — “Выходили, говорит, и мне доставило большое удовольствие грабить финок, не хочешь ли и ты завтра ехать вместе с нами?” — “Не хочу, говорит Одд, не вижу я славы в насилии женщин, и вас еще ждет расплата за ваши поступки; завтра я непременно отплываю”8. Так они и делают; затем об их поездке ничего не говорится, пока они не прибывают в Биармаланд и направляют корабли вверх по реке Двине9. Едва они прибыли туда, как туземцы узнали об их приезде; отправили несколько человек переговорить с ними и постановили заключить мир на полтора месяца для торговли; туземцы [118] тогда пришли на берег со всевозможными мехами; все кто имел что-нибудь для промена, приобрел большие богатства. Но, когда условленное время прошло, мир был отменен, и Одд со своими людями отъехал на середину реки, а корабль был привязан10. Когда наступила ночь, Одд сказал своим людям: “Что нам теперь делать?” Они просили его приказывать. “Так мы с Асмундом выйдем на берег и узнаем, что туземцы”11. Так они и сделали и, причалив к берегу, вошли в лес. В лесу они увидели большую избу; тогда уже было очень темно. Подойдя к дверям избы, они увидели, что внутри было светло, так что не было темного места; внутри было много народу, было веселье и пированье. Одд спросил: “Понимаешь ли ты хоть не[119]много их речь?” Асмунд говорит: “Не больше щебетанья птиц; что-ж ты понимаешь в ней?” Одд сказал: “Видишь-ли ты человека, который разливает вино у обеих скамей? Мне кажется, говорит Одд, что он знает по-норвежски. Подожди меня, а я войду”. Асмунд так и делает. Одд вошел и остановился у поставца, который стоял за дверьми там, где было всего темнее. Вскоре пошел туда виночерпий. Одд схватил его и поднял с земли; виночерпий громко завопил и кричал, что его тащит нечистая сила. Биармийцы вскочили и стали хвататься виночерпия, но Одд отмахивался им и ушел; на этом все и кончилось12. Одд с виночерпием и Асмунд прямо побежали к кораблям. Одд посадил виночерпия рядом с собой и стал расспрашивать его о новостях; виночерпий молчал. Тогда Одд сказал: “Я предлагаю тебе на выбор два условия: или ты станешь мне отвечать, так как мне ведомо, что ты знаешь норвежский язык, или я тебя закую в железо”. Виночерпий сказал: “Что же ты хочешь узнать?” Одд сказал: “Окуда ты родом и как долго ты тут пробыл?”. Виночерпий говорит: “Я здесь пробыл семь лет, по происхождению я норвежец”13. Одд сказал: “Скажи, где нам искать добычи?” Виночерпий говорит: “Вверху по реке Двине стоит курган, составленный из земли и блестящих монет; за каждого, кто умирает, и за каждого, кто рождается, несут туда горсть земли и горсть серебра14. [120] Одд скзала: “Тогда, говорит, ты братец Гудмунд, должен отправиться на берег и пробраться ночью с твоими людьми к кургану, как он указал; сам же я со своими людьми останусь стеречь корабли и виночерпия”. Так они и делают. Они отправляются туда. приходят к кургану и делают даже носилки, потому что денег было там вдоволь; когда они были готовы. они возвратились к кораблям. Одд похвалил их за поездку; теперь они берут от него виночерпия. Одд сказал: “Следите за ним внимательно, так как его глаза так и смотрят на берег, как будто ему там вовсе не так скверно, как он говорил”15. Одд и его люди отправляются на берег и идут к кургану. Сигурд и Гудмунд стерегут корабли; они усаживают между собой виночерпия и принимаются считать серебро. Но виночерпий, когда меньше всего этого ожидали, вскакивает и бро[121]сается за борт и плывет к берегу. Гудмунд встает, хватает копье и мечет в него. Оно попало виночерпию в ляжку; на этом все и кончилось; виночерпий же достиг берега и скрылся в лесу. О смелости Одда. Теперь следует говорить о поездке Одда; когда они пришли к кургану, Одд сказал: “Приготовим себе ноши, каждый себе по силе, но никак не больше, чтобы можно было двигаться вперед добрым шагом”. Только на рассвете, на заре, они были готовы и пошли вниз по реке; по другую же руку был лес16. Когда прошло несколько времени, Одд сказал: “Видишь-ли ты что-нибудь новое?” — “Я ничего не вижу, говорит Асмунд; что же ты видишь?” — “Я вижу то, говорит Одд, что быть несчастью; большая толпа народа выступает из лесу; по моему предположению, говорит Одд, у Гудмунда вырвался виночерпий и донес биармийцам о нашей поездке17. Асмунд сказал: “Что-ж теперь делать?” Одд сказал: “Спешите к реке, и загородите собой мыс, что входит в реку18, а деньги пусть будут за вами”19. Они так и делают. Одд бежит в лес и вырубает себе пребольшую дубину. Затем он возвращается к своим людям. Когда толпа повалила на них, [122] то Одд во главе врагов узнал виночерпия. Одд обратился к нему со словами и сказал: “Отчего ты так круто изменил курс?” Виночерпий говорит: “Я сказал биармийцам о вашем предприятии”20. Одд сказал: “Чего же им теперь надо?” Виночерпий говорит: “Они хотят еще раз вступить с вами в торг”. “Зачем?” говорит Одд21. Виночерпий сказал: “Они хотели бы купить у вас оружия?” Одд говорит: “На это мы не согласны”. Виночерпий сказал: “Тогда вам придется защищать свою добычу и жизнь, не то мы до них доберемся”. “Пусть так и будет”, говорит Одд. Затем Одд сказал своим людям: “Если кто-нибудь из нас падет в бою, немедленно старайтесь захватить труп его и бросить в реку, потому что если к биармийцам попадет кто-нибудь из наших мертвых, они нас заколдуют”. Бой с биармийцами. Вскоре затем последовало сильное нападение биармийцев; в это время Одд выбегает им на встречу с [123] дубиной и машет по обеим сторонам с такой силой, что все разбегаются, и много народу пало22. Один Асмунд смело следовал за ним. Жесток был этот бой и длился долго, и кончился он тем, что биармийцы обратились в бегство, потеряв массу народа. Одд еще преследовал бегущих и убивал всех, кого настигал; возвратившись к своим, он отдал приказание делить добычу. “Оставьте землю и возьмите с собой драгоценности и оружие!”23. Они так и сделали и возвратились к кораблям, но когда они прибыли туда, то кораблей уже не было. Одд сказал: “Что делать теперь?” Асмунд просил его приказывать. Одд сказал: “Поступок Гудмунда можно толковать на-двое: либо он где-нибудь скрывается, либо предал нас против всякого ожидания”. “Этого не может быть”, говорит Асмунд. “Сейчас я сделаю проверку”, говорит Одд, бежит в лес, взбирается на дерево и разводит огонь в ветвях, а затем возвращается к своим людям. Дерево запылало так внезапно, что вскоре громадное пламя поднялось в воздухе. Тогда они увидели, что две лодки причалили к берегу; они узнали своих людей, и радостна были их встреча с товарищами.
Примечания [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123]
<<< К оглавлению | Следующая глава >>> © Текст К. Тиандер, 1906 г. © OCR И. Ульянов, 2009 г. © HTML И. Воинов, 2009 г. |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |