| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Отделение XVI. О лапландских свадьбах. Весьма редко случается то, чтоб лапландец взял за себя норвежанку, так как и норвежец женился бы на лапландке. Когда лапландец берет за себя невесту, тогда приводят его к ней. Он делает ей небольшие подарки по его достатку, которые состоят в кошельке, в кольцах и тому подобном. Родственники новобрачного входят все в дом невесты выключая жениха, который до тех пор у дверей стоять должен, пока хозяин взойти ему позволит; тогда тот, который о женихе предлагать должен, подносит отцу и не[122]весте рюмку водки есть ли оную не примут, то сие есть знак отказу; когда же отец выпьет, тогда заключают из того, что предложение его хорошо принято; потом поднеся прочим сродникам, просит дозволения говорить о невесте и начинает предложение жениховым именем весьма учтиво и ласково. Тогда призывают женихи, который должен по середке шалаша стоять и если он услышит согласите, то дарит невесту и всех прочих принесенными подарками, обещает невесте новое платье и уходит потом домой с своими сродниками. Сие обыкновение продолжается у них до сих еще пор. Когда же отец переменит свое слово и не отдаст своей дочери, тогда не только его дарить должно, но и потребовать с него выпить водку. Когда невеста сговорена, тогда жених посещает ее, как можно чаще и приехав к ее жилищу поет похвальные ей песни; однако сие обыкновение не всегда употребляют: но всякий раз, когда он ни приедет, привозит с собою водки и табаку. Если он невесту любит, то в свадебный день надевает лучшее праздничное [123] свое платье и перевязывает волосы разными лентами. В других местах женихи без всяких уборов венчаются, и по женитьбе празднуют на другой день без лишних хлопот. Сродственники дарят невесту или деньгами или оленями. В Алтен праздновали некогда свадьбу следующим образом. По женитьбе шла невеста с женихом и родственниками в дом тамошнего начальника, где по прибытии гостей были они подчиваемы на счет жениха. Пища была средственная и состояла в одном только супе, в жарком и в небольшом количестве патаки; как скоро все поставленное при окончании пира снимается, то жених с невестою и прочие гости домой уходят. В Киельфигере отправляется свадьба еще с меньшими хлопотами. По совершении брака собираются как невеста и жених так и родственники на открытое поле, съедают барака к тому приготовленного и по том все домой уходят. Лапландцы не употребляют никакого музыкального инструмента при свадьбе; они не знают также правил как с согласием петь должно и так к оному неспособны, что [124] никто их них досель не мог тому научиться. Оставя врожденную неспособность, язык их и выговор весьма груб: от чего песни их похожи более на рев, нежели на согласие. По окончании свадьбы должен жених целый год пробыть у тестя. По прошествии сего времени позволяет он ему разбить свою палатку и назначить свое жилище прибавя к тому небольшой подарок состоящий в малом скоте, в горшках, котлах, и прочих домашних надобностях. О болезнях Лапландцев. Самая опаснейшая в роде человеческом болезнь есть чума, которая в Финмархии весьма редко случается: а когда приходит, то в 30 или 40 лет однажды. Прежде сего она у них так была жестока, что целые семейства от оной умирали. Один молодой шотландец привез с собою сию болезнь в горные жилища и норланцы, живущие там летом, оною заразились: потом возвращаясь с гор принесли они ее в свое отечество и приходя на берег Финмархии для рыбной ловли занесли оную. Исключая головной боли лапландцы по большой части здоровы и крепки: а боль в желудке вылечивают они выпив несколько [125] теплой крови вытекшей из оленя; тюленьей крови пьют они от жестокой зубной болезни, которую без того не скоро вылечить можно. Лапландцы бывают одержимы разною зубною болезнью; самая жестокая причиняется червячком, который бывает в зубах желтого цвету с черною головкою, величиною с пшеничное зерно. Глазную боль вылечивают они особым образом. Я не хочу упоминать о способе оного; ибо он здесь совсем не известен. Замерзлые члены оживляют они маслом, которое вытапливают из сыру сделанного из оленьего молока. Раны на руках и на ногах перевязывают они жилами вытянутыми из задних ног оленя; по их словам мужчинам помогают жилы вытянутые из оленя, а женщинам из оленицы. Когда лапландец умирает, то кладут его без одежды во гроб посыпанной опилками и покрывают только с верху простым сукном, и относят без дальних хлопот самые близкие его сродственники в могилу, а оставшиеся по нем наследники подчивают провожающих по достатку обедом. В прежние времена погребали почитаемых ими в лучiем месте, [126] то есть: там, где они молились; прочих же в других местах без разбору. Еще к особым обыкновениям лапландцев относится следующее: новорожденному младенцу дарят они обыкновенно оленицу и все рождающиеся олени для него выкармливаются; от чего он со временем получает собственное имение состоящее из оленей и когда отец умрет, то дети делят оное. © OCR Игнатенко Татьяна, 2013 г. © HTML И. Воинов, 2013 г. |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |