| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Отделение XIX. О прежде почитаемых Лапландцами Богах до принятия ими Христианского Закона. Лапландцы прежде сего думали, что горы и моря были божеством обитаемы, что доказывается прежде их восклицаниями: святой камень или добрая гора Помоги мне. Они думали, что их боги должны быть умилостивляемы жертвами и приносили оные в тех местах, где по их мнению их находится главное пребывание их богов. Они назначают оное в пяти местах: на горизонте, в атмосфере, на земле, под землею и в глубине оной. Главной у них бог живущей на горизонте назывался Радиен, владеет ли он целым [127] небом или одной только частью, они сами того не знают: по крайней мере они еще ему предпочитали другого Бога, которого изображение ставили перед Радиена. Иные приходили к Зиорав-радиену, который от Радиена происходит: Дочь сего последнего, как баснословят Лапландцы, берет души умирающих и тех, кои дурно жили, отсылает в земную пропасть Рата называемую, где они вечно пребывать должны. Они обожают еще так называемого Ровонанекда, которой имеет великую силу, печется о горах, и растит весною траву для оленей. Боги живущие в атмосфере суть 1) Баве или солнце; они ему для того молятся, что он, по их преданию, производит теплоту и пищу; они приносят ему в жертву лучший кусок мяса; ему также приносят жертву, когда кто занеможет 2) Гореигас или гром; сего почитают они за самого сердитого бога, которой людей и скотов убивает и для того то приносят ему жертву 3) Гизен алмай; 4) Бадомай; последнему для того жертвуют, что он имеет во власти бурю и ненастную погоду 5) Анлекес олкако; ему посвящали они пятницу. [128] Между земными богами первой есть Аейб олмай бог охоты и ловли, которому жертвуют для того, дабы иметь хорошей успех в ловле; поутру и вечером молились ему они на коленях и пели похвальную песнь. Киозе олмай есть бог рыбаков. Мадеракко с тремя дочерями есть богиня женщин, которые ее молят о ниспослании дочерей своих им на помощь; старшая дочь сей богиня Мадеракко помогает женщинам в родах и разделяют с нею боль. Жены и мужья весьма ее почитают; в честь оной пьют водку; и жертвуют сметаною. Другая дочь сей богини называется Юкс-акка: она может сына находящегося в матернем чреве переменить дочерью; ее просят всегда о произведении в свет сына: ибо они более способны как для звериной, так для рыбной ловли. Третья дочь Сир-акка сохраняет новорожденных от всякой болезни. К сим еще причисляется Сакво-алмак или бог гор, которой вообще помогает всякому, кто его в помощь призывает, особливо их колдунам; последние просят у него совета и получают оной во время сновидения: когда колдун чего испросить хочет, то выпивает стакан воды из [129] горы текущей, которая ему придает силы, особливо тогда, когда он с другими колдунами спорится и тогда всякой выводит своего оленя на сражение и которого олень других одолеет, тот и остается победителем; после чего занемогает побежденный колдун от того, что его олень потерял на сражении несколько рогов, говоря, что им причиняется сие по симпатии. Саиво лодде показывает колдунам во время путешествия дорогу; его также часто просят о причинении другому зла. Саиво-квелле вынимает душу у больного и преселяет ее в царство мертвых. Лапландцы думали прежде сего, что души выходили из больных до настоящей смерти и что больной должен всегда умереть, если колун опять не вложит в него душу; от сего глупого мнения была привычка просить сих богов о возвращении души из царства мертвых. К богам живущим во глубине земли принадлежат Ябме-акко или мать смерти. Лапландцы делают ей усердное жертвоприношение о сохранении здоровья. Живущие под землею в пропасти называемой Рота-аимбо суть последние боги, куда все дурно живущие по смерти отсылаются [130] и они не имеют такой надежды, как те души, которые в царство мертвых Габме аиблио переселяются, в жилище блаженных бог Радсен, а в сей пропасти живет бог Рота, которой насылает людям и скоту болезни. Когда они при приношении своей жертвы убивали скотину, то призывали гостей, чтоб вместе съесть мясо с головы, с ног, и спины; потом кровью обмазывали деревья стоящие у алтаря: внутренность, кости, хвост и уши приносили в жертву богу Рота; ибо думают, что оные богам также приятны, как и мясо, и что боги могут опять им дать мясо. И так вот до какой степени простирается заблуждение Лапландцев! Шефер говорит, что Лапландцы признают только трех богов: солнца, Тор, и Гоерюнкаре, и описывает обряды их и жертвоприношения весьма коротко. Оуло-гадзе злые духи и дьяволы были всем Лапландцам известны и им приносили в жертву обыкновенно на кануне праздника. Ноациде-гадзе назывались помощники колдунам и как будто бы научали их разным сокровенностям; они разделены были на два класса и колдуны от первых, то есть: от [131] добрых духов научались прогонять болезни, насекомых, и протчее тому подобное; от злых не научались причинять зло как людям так и скотам. Прежде сего упоминали часто Лапландцы о Италлоненах, которые хорошо одеваются, ходят с жезлом в руке и требуют людей для наказания, хотя Лапландцы и сами не знают, чему приписать оное. Удбоер есть дух, которой будто бы в тех местах находится, где кладут новорожденных умерших младенцев, которые еще не получили название и до тех пор над ними воет, пока не дадут умершему младенцу какое-нибудь имя. Норвегцы и Лапландцы воображали прежде сего, что находятся подземные духи называемые Гоувейте. Згин-Каллагган суть мнению Лапландцев духи, которые в виде младенца представляются; иные Лапландцы говоря, что сие ничто иное есть, как зверь, которой живет в глубоких пещерах и имеет сходство с младенцем, которого также и мясо весьма вкусно: его иначе поймать не можно, как только поставя у краю крынку с маслом, которая его приманить должна, и тогда, когда он покажется, легко застрелить его можно. © OCR Игнатенко Татьяна, 2013 г. © HTML И. Воинов, 2013 г. |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |