| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Отделение XX. О прежде бывших Лапландских жертвоприношениях. Порядок, по которому должны были приносить жертву старые Лапландцы, бал различен; мы опишем оной покороче. По большой части приносили они в жертву зверей, а особливо оленей, овец, морских собак, тюленей, а иногда молоко, сметану, сыр и прочее. Обряды во время жертвы также различны были. Часто жертвовали они целым зверем, а часто и половиной; иногда съевши мясо, жертвовали костями; в том месте, где приносилась жертва, обмазывали деревья кровью. Кто убивал медведицу, тот сняв кожу вынимал из нутрии оной печень и вешал ее на шест в том месте, где застрелил медведицу; вместо жертвы при зачатии младенца приносили в жертву оленя: во время его рождения зарывали из благодарности к богам живую собаку, а по счастливом разрешении от бремени зарывали других зверей. Еще жертвовали и бездушными вещами, как то: выливали на землю водку и сливки: для сохранения скота иногда оставляли они свое жилище; также лили на пол молоко [133] в благодарность богам на месте. Отчаянные болезни, дурная ловля как зверя так и рыбы принуждали их по большой части приносить жертвы, которые только тогда они исполняли, когда счастливо им удавалось; на том месте, где убивали они дикого оленя, оставляли рога и ноги в знак приносимой жертвы. Прежде находилось весьма много таких мест ими называемых снятых гор, где Лапландцы жертвовали, как то: в Архангельском заливе, в Селевеизе, в Танене, в Лаксе фиордском и Киолефиордском заливе и многих других; но мы упомянем только некоторые. Меиске саре нассе алдо есть гора, которая лежит в Варанском заливе и служит Лапландцам убежищем; вершина оной плоская и у подошвы вокруг ее усажено березками. В сем месте они богу Стор-юнкаре особую приносили жертву. На горе Стирен алдо приносили они жертву грому. На берегу Рито-зиок или на месте называемом у Лапландцев горшешная гора, которая для того сим именем называется, что на сем месте приносимое мясо в жертву варили в горшках, находится камень, [134] которой похож на человека. В южной части Порангского залива в полумиле от моря находятся наиславнейшие места, где приносили прежде жертвы старые Лапландцы; там лежат два большие камня обросшие мхом, подле которых воткнуты шесты, где Лапландцы обедывали и оставлены на том месте кости богам приносимые; на сих шестах были вырезаны следующие литеры: III XXX III +++ III XXX. Леуние-яузре-луоло есть остров лежащий на небольшом озере, из которого вытекает река Порзангер, славящаяся семговою ловлею; на одной стороне острова лежат большие кучи оленьих рогов, которые уже совсем сгнили: на сем месте сделан был Лапландцами храм, который весьма был славен. Всех тех оленей, которые были убиты на сем острове, кости оставлены в знак благодарности и уважения. На одном сером камне лежащем на берегу находится белое пятно изображающее человека, которому отдавали божеское почтение и кидали на оное табак, как самую лучшую вещь. В селе называемом Киоллефиорд находится камень чрезвычайной величины, который [135] потому и назван Лапландской храм. Приносили ли они тут жертву, сие неизвестно. Сколько много они почитали сии места, то они сами сие доказывали, ибо приезжая к оным надевали лучшие платья, становились пред ними на колени, ездили туда ежегодно, и приносили жертвы. Они не живали подле таких мест, думая, что плачь детей должен богов беспокоить; для сего всегда воздерживались, чтоб близко не стрелять и не кричать. Когда женщины проезжали сие места, то не должны были смотреть, а закрывали руками глаза; а мужчины не могли там надевать те башмаки, которые в одном сундуке с женскими лежали. Лапландцы не только одни горы почитали жилищем богов, то также озера и реки; что и от имени заключить можно, как на пример: Аилекис-яудре, святое озеро: Пассе-Иок, святая река; жертвы также приносимы были и на тех местах, где колдуны их приказывают. Из всего нами описанного можно довольно заключить, сколь неосновательно было о истинном Боге понятие у сего народа; для чего Король Людвиг по прозванию смиренной [136] почел себе за удовольствие распространить на севере Христианской закон и успел до того, что была там построена церковь, где и до ныне имя Великого Бога прославляется. КОНЕЦ.
© OCR Игнатенко Татьяна, 2013 г. © HTML И. Воинов, 2013 г. |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |