| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Причина гибели экспедиции сэра Хью Уиллогби на Мурманском берегу. В конце мая 1553 года, английская экспедиция, призванная обнаружить северо-восточный проход в Китай, разделилась на две части. Вследствие непогоды у Вардехауса (Варде) была потеряна связь с судном «Эдуард Благое предприятие»1, (капитан Ричард Ченслер). Руководитель экспедиции сэр Хью Уиллогби (Hugh Willoughby) на оставшихся двух судах: «Благая Надежда» и «Благое Упование» двинулся на северо-восток, однако встретив непроходимый лед в районе Новой Земли был отнесен ветром к Мурманскому берегу. Чтобы не быть выброшенными на камни, суда вынуждены были войти в губу, образуемую устьем реки Варзины (Arsina reca), вблизи острова Нокуев, что на Мурманском берегу между Териберкой и Святым Носом (см. карту).
14 сентября 1553 года экспедиция встала на зимовку. Заметим, что англичане здесь появились впервые, и вся лежащая на востоке земля была для них Terra Incognita. О существовании каких-либо поселений вокруг информации не было. Вот строчки из дневника Уиллогби: «18 сентября, мы вошли в эту гавань и бросили якоря на глубине 6 сажен. Гавань эта вдается в материк приблизительно на 2 мили, а в ширину имеет пол-лиги. В ней было много тюленей и других больших рыб, а на материке мы видели медведей, больших оленей и иных странных животных и птиц, как например, диких лебедей, чаек, а также других, неизвестных нам и возбуждавших наше удивление. Пробыв в этой гавани с неделю и видя, что время года позднее и что погода установилась плохая — с морозами, снегом и градом, как будто бы дело было в середине зимы, мы решили тут зимовать. Поэтому мы послали 3 человек на Ю.-Ю.-З. посмотреть, не найдут ли они людей; они проходили три дня, но людей не нашли; после этого мы послали еще 4 человек на запад, но и они вернулись, не найдя никаких людей. Тогда мы послали 3 человек в юго-восточном направлении, которые таким же порядком вернулись, не найдя ни людей, ни какого бы то ни было жилища». Зимовка на Мурманском берегу стала роковой для всех участников экспедиции. Зловещую картину — 63 покойника на двух судах загруженных товарами обнаружили, прибывшие в мае на промысел, архангельские поморы: «нашли-де они на Мурманском море два корабля: стоят на якорях в становищах, а люди на них мертвы; а товаров на них — сказали — много». После получения этого известия, по указу Ивана Грозного с Холмогор были посланы лучшие люди переписать, запечатать весь товар и вместе с телами привезти его в Холмогоры. Был обнаружен и дневник сэра Уиллогби, из которого выходило, что в январе он был еще жив. От чего погибли люди? Загадка. По свидетельству Венецианского посла от 4 ноября 1555 г. (после того, как в Англию были доставлены тела сэра Уиллогби и его товарищей) «Некоторые из умерших были найдены сидящими, с пером в руках и бумагой перед ними, другие — сидя за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом. Так же выглядели собаки». Темная история. У Карамзина по этому поводу находим — «…послала три корабля в океан Северный. Начальниками их были Гуг Виллоби и капитан Ченселер. Разлученные бурею, сии корабли уже не могли соединиться: два из них погибли у берегов Российской Лапландии в пристани Арцине, где Гуг Виллоби замерз со всеми людьми своими: зимою в 1554 году рыбаки Лапландские нашли его мертвого, сидящего в шалаше за своим журналом.» Так от чего же произошла столь массовая гибель людей? Рассмотрим несколько версий их гибели: 1. Холод. Деревянные суда, как потенциальные источники топлива были в порядке, а на кораблях имелись запасы одежды, а также груз шерстяных тканей. 2. Голод. Продуктов было запасено на 18 месяцев. Даже если часть из них протухла, то должны были остаться значительные запасы сухарей или муки. Кроме того, вместе с командой были найдены собаки. Если бы люди голодали, они съели бы их. 3. Цинга. Стандартный набор провизии для моряков в 16 в. состоял из вяленого мяса, рыбы, сухари, пиво, вино, масло, уксус (все эти продукты перечислены в уставе экспедиции Уиллоуби). Такой рацион мог вызвать симптомы цинги через 4-6 месяцев с начала зимовки. Первые симптомы заболевания — слабость, головокружение и мышечная боль — могли появиться, но ни один из них не умер до рокового дня, так как англичане не упоминают о каких-либо погребениях на месте стоянки кораблей. 4. Отравление свинцом. Однако, отравление это болезнь, следовательно медленная смерть: понос, рвота и гибель одного за другим, в зависимости от выносливости организма. Умерших должны были хоронить, однако этого не было. Подведем итог: ни одна из вышепреведенных версий не выдерживает критики. Поскольку все моряки были найдены в помещении судна (судов), то можно предположить, что причиной их одновременной смерти могла стать какая-то катастрофа. По свидетельству летописцев тела были доставлены в Англию. Современники посчитали, что они умерли от холода. От какого-то "суперхолода", который заморозил моряков в считанные секунды. Загадка оставалась. Спустя триста лет, в 19 веке, появилась версия отравления угарным газом. Он образуется, когда углям не хватает кислорода для полноценного окисления, тогда вместо углекислого газа начинает образовываться угарный. Если предположить, что для экономии тепла весь экипаж сосредоточился на одном судне и впал в кому от действия угарного газа, а наступивший холод завершил дело. Вполне правдоподобно. Остается вопрос; а как ведут себя в таких случаях собаки? По свидетельству врачей, наблюдаются отравления как людей, так и собак угарным газом. Угарный газ не имеет запаха, а следовательно собачий нос тут бесполезен. Теперь о позах в которых находились тела. Современники подтверждают лишь факт того, что руководитель экспедиции был обнаружен сидящим за столом, и это не противоречит версии отравления газом. Вполне вероятно, человек мог заснуть от воздействия угарного газа и сидя за столом. О том, что были найдены тела застывшими открывая шкаф, написано было уже в Англии, после того как тела моряков были туда доставлены. Это могло быть преувеличением писателей. Вариант угара, на сегодняшний день самый близкий к истине, при условии, что все экипажи находились на одном судне. По иронии судьбы, рядом с местом гибели экспедиции находится крохотный островок со странным для этих мест названием — "Китай" (см. карту). Вспомним, что экспедиция ставила своей целью найти северо-восточный проход в.. Китай. Примечание 1 Судно «Эдуард Благое предприятие» благополучно дошло до Белого моря, его капитан Ричард Ченслор встретился с Иваном Грозным, после чего были впервые установлены торгово-дипломатические отношения с Англией.
© И. Воинов, Мурманск, 2008 г. |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |