А. А. Жилинский. КРАЙНИЙ СЕВЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ. 1919 г.
[255]
Глава IV.
Пути сообщения на крайнем Севере.
Грунтовые пути.
Север Европейской России является, в полном смысле слова, бездорожным, непроезжим краем. Здесь не связаны путями сообщения не только отдельные, даже сравнительно населенные и промышленнозаметные районы, но целые обширные области отрезаны друг от друга и тем самым одновременно лишены всякой всязи с нашими рынками.
Раскинувшись по побережью Белого моря и Ледовитого окена на протяжении около 8.000 верст, Архангельская губерния обслуживается, главным образом, естественными водными путями сообщения, речными и морскими, только в период летней навигации, причем огромные протяжения этих естественных дорго граничат прежде всего с их неустроенностью и недостаточным развитием водного транспорта.
В остальное время года, как раз в период наиболее интенсивной промысловой деятельности населения Архангельской губернии, последнее предоставляется исключительно своими собственными силами. В зимнее время население пользуется собственными всевозможными окольными путями, так называемыми “зимниками”, пролагая их по замерзании чрез болота и озера. Так задерживается колонизация Севера и рост его производительных сил. Между тем, сама строго практическая жизнь давно уже во всей рельефности обозначила значение вопроса дорожного строительства на Севере.
Только безотлагательное проведение грунтовых дорог на Севере России воскресит его жизнь, только одни они обеспечат нормальную жизнь Севера и явятся здесь проводниками его колонизации и всестороннего развития. Грунтовые дороги на Севере — явятся преддверием для железнодорожного строительства и оборудование ими Севера России государство должно взять в свои руки, в виду большой государственной важности этого вопроса. [256]
Сухопутные сношения в Архангельской губернии производятся по грунтовым дорогам (колесным), зимним, пешеходным тропам, во многих случаях соединенным с лодочным сообщением по рекам и озерам.
Дорог шоссейных в крае совершенно нет.
Общее протяжение дорог в Архангельской губернии, по официальным данным, исчисляется до 7.974 верст, в том числе земско-почтовых дорог 2.764 версты и 5.210 верст проселочных. Кроме того, в Архангельской губернии числится более 3.000 верст водных лодочных дорог и 500 верст узких мостков, настланных в сырых болотистых местах на волоках между реками, речками и озерами и служащих исключительно для пешего сообщения.
Большинство дорог содержалось до сих пор натуральной повиностью местного населения.
О состоянии дорог в Архангельской губернии, разумеется, не приходится и распространяться, настолько здесь картина удручающая. Передвижение по ним, особенно во время весенней или осенней распутицы, сопряжено с громадными затруднениями и мытарствами. Без всякого решительно преувеличения Архангельскую губернию можно считать лишенную всяких удобных грунтовых дорог.
Архангельск — Холмогоры.
Название станций |
|
Версты. |
г. Архангельск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
Уемская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16¾ |
Лявленская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
13¼ |
Косогорская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
19½ |
г. Холмогоры |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
|
|
70½ |
Архангельск — Шенкурск.
Архангельск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
г. Холмогоры |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
70½ |
Товренская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17½ |
Копачевская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15¾ |
Ракульская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Сииская (зимой 25¾) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29¾ |
Емецкая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
Заборская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
Калежская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 [257] |
Моржегорская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15½ |
Шастозерская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17½ |
с. Семеновское |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22¾ |
Устьважская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Кицкая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22¾ |
Шеговарская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22½ |
Одинцовская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18¼ |
г. Шенкурск1 (зимой 18¾) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24¼ |
|
|
375½ |
Архангельск — Пинега.
Архангельск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
Холмогоры |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
70½ |
Усть-Пинежская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
19 |
Нижне-Паленгская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
14 |
Угзенская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
Кузонемская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 |
Вешконемская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18½ |
Юрольская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
г. Пинега (зимой 16 в.) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
19½ |
|
|
207½ |
Архангельск — Мезень.
Архангельск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
Пинега |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
207½ |
Пильегорская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
Усть-Поченская (Прилуцкая) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25½ |
Усть-Ежугская (Березницкая) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25 |
Кокорная |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24½ |
Колодливая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
Чублажская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
Заладная |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Комшинская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
10¼ |
Большенисогорская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
14¾ |
Бугаевская (Юромская) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 [258] |
Палугская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20 |
Погорельская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
Петрогорская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22½ |
Заозерская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
г. Мезень |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
|
|
513 |
Архангельск — Онега — Кемь.
Архангельск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
Рикасиха |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
Таборская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23¾ |
Солза |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
Ненокский Посад |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22½ |
Сюземская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12½ |
Красногорская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22½ |
Унский Посад |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29¾ |
Нижмозерская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25¾ |
Кяндская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
19 |
Тамицкая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Покровская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 |
г. Онега |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15½ |
|
|
233½ |
г. Онега |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
Порог |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
Корельская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Усть-Кожа |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
Чекуево |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 |
Усолье |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
Чуново |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Озерко |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
Обозерск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 |
|
|
153 |
Архангельск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
г. Онега |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
233¼ |
Ворзогорская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
Малошуйская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 [259] |
Кушерецкая (зимой 12) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
Унежемская (зимой 23½) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
30 |
Нюхотская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29 |
Руйга |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20¼ |
Колежемская2 |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26½ |
Сумский Посад |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
27¼ |
Виремская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
Сухонаволоцкая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Сорокская (зимой 15) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Шуерецкая (зимой 27) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
30 |
г. Кемь |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26½ |
|
|
534¼ |
Архангельск — Устьцильма.
Архангельск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
Пинега |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
207½ |
Пильегорская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
Усть-Почерская (Прилуцкая) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25½ |
Усть-Ежугская (Березницкая) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25 |
Кокорная |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24½ |
Колодливая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
Чублажская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
Залазная |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Комшанская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
10¼ |
Большенисогорская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
14¼ |
Лешуконская (Устьважская) (зимой 15¼) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 |
Пылемская (зимой 15½) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20 |
Селищенская (зимой 20) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 |
Ценогорская (зимой 20½) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
Белощельская (зимой 12¾) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
Палощельская (зимой 16) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Устькымская (зимой 11½) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
14 |
Койнасская (зимой 12½) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
Касамская (зимой 21) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
Нижнесульская (зимой 25) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 [260] |
Фоминская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29 |
Верхнесульская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
Борковская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25 |
Сенская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15½ |
Валская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
Фатеевская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24½ |
Усть-Мыльская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
Усть-Усинская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
Усть-Усицкая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21¼ |
Устьцилемско-Волочковская (зимой 25) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29½ |
|
|
781¼ |
Устьцильма |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
Сосновская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 |
Красноборская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29 |
Черноборская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 |
Село Мохча |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
|
|
99 |
Устьцильма |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
Хабарицкая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
40 |
Бугаевская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
Лабасская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 |
Шишеловская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
Климовская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 |
Шапкинская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 |
Щучья |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 |
Ташвинская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
23 |
Великовисочная |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20 |
Пылемская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20 |
с. Пустозерск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20 |
|
|
253 |
[261] Проектируемые дороги в Архангельской губернии.
Грунтовые дороги (основные).
Название станций. |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Версты. |
1) Архангельск — Мезень |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
200 |
2) Мезень — Устьцильма (вдоль р. Пезы) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
312 |
3) Мезень — Пеша |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
180 |
4) Кемь — Ухта |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
220 |
5) Кандалакша — Кузомень |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
210 |
|
|
1.120 |
Грунтовые дороги, подъездные к жел. дор.
1) Кола — Печенга — Пазрека |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
140 |
2) Кола — Нотозеро |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
80 |
3) Пулозеро — Ловозеро |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
90 |
4) Ковда — Мурманская жел. дор. |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
5) Кереть — Мурманская “ ” |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 |
6) Гридино — Мурманская “ ” |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
35 |
7) Тунгуда — Выгостров — Сорока |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
65 |
8) Турчасово — Северная жел. дор. |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
50 |
9) Емецк — Обозерская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
120 |
|
|
623 |
Зимние пути.
1) Кузомень — Поной |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
190 |
2) Мезень — Несь — Чижа |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
150 |
3) Пеша — Индига — Пустозерск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
210 |
|
|
550 |
Морские сообщения по Белому морю и Ледовитому океану.
Морское пароходное сообщение на Севере развито сравнительно слабо; многие не только значительные населенные пункты, но даже целые районы не обслуживаются пароходными рейсами. Морское сообщение устанавливается со времени открытия навигации.
Регулярные морские сообщения по Белому морю и Ледовитому океану производятся на пароходах Т-ва Архангельско-Мурманского срочного па[262]роходства. Мурманское Общество содержит еженедельные почтово-пассажирские и товарные линии — в Белом море: Онежскую, Кемскую, Кандалакшскую и Мезенскую; в Северном Ледовитом океане: Мурманскую, Печорскую и Новоземельскую.
По Онежской линии пароходы отходят из Архангельска по четвергам и понедельникам.
Пароход, вышедший из Архангельска в четверг, заходит: в Онегу (379¾ вер.), Кушереку, Унежму, Нюхчу, Колежму, Суму, Сороку (325½ вер.), Шую, Кемь (309¾ вер.), Соловецк (292¼ вер.) и в понедельник возвращается в Архангельск; в воскресенье в Кеми пароход этот встречается с пароходом, идущим из Архангельска по Кемской линии. Пароход, вышедший из Архангельска в понедельник, идет в Соловецк, Кемь, Шую, Сороку, Суму, Колежму, Нюхчу, Унежму, Кушереку, Онегу и в пятницу приходит в Архангельск. Во вторник пароход этот встречается в Кеми с пароходом, идущим по Кемской линии в Архангельск. В случае надобности, пароходы этой линии заходят в Пушлахту и Лямцу, а в некоторые установленные рейсы в Пертоминский монастырь.
Вследствие полной необорудованности подходов для морских пароходов к указанным остановкам, пароходы в большинстве случаев останавливаются в море на рейде.
Пароходы подходят к г. Онеге только при морском приливе, с осадкой до 10 фут, вследствие мелкого бара. Глубокосидящие суда останавливаются на рейде, с восточной стороны небольшого острова Кио. В Сумском посаде пароходы останавливаются верстах в 8, недалеко острова Калаганца, где имеется небольшой дом для приюта пассажиров; в Сумском посаде для доставки почты и пассажиров с берега на пароход и обратно пароходство содержит моторный бот; грузы перевозятся на особых шаландах “брамах”.
В с. Сороке парходы останавливаются на рейде в 5 вер. от селения. Пароходство содержит здесь моторный бот для доставки почты и пассажиров, груз перевозится на брамах. Суда с осадкой до 9 фут при приливе могут входить в р. Выг, где останавливаются на яме или около биржи лесопильного завода. Глубокосидящие суда, приходящие за лесом, останавливаются в 3 в. к югу от мыса Раз-Наволок, около 10 в. от с. Сороки, где и грузятся лесом с баржей, буксируемых маленькими пароходами. Стоянка пароходов в Сороцкой губе во время сильного волнения на море беспокойна. Пассажирские пароходы во время сильных штормов не могут здесь сдать груза и пассажиров. Вообще Сороцкая мелководная бухта, усеянная рифами, совершенно открыта от морских ветров.
По Кемской линии пароходы отходят из Архангельска по субботам, с заходом в Соловецк, Кемь, Поньгаму, Гридино, Кереть и Ковду. Из Ковды пароход идет обратно в Кереть, Гридино, Кемь, Соловецк и [263] Архангельск, куда и приходят в среду. Идя из Архангельска, пароход приходит в Кемь в воскресенье около полудня; здесь он встречается с пароходом, идущим по Онежской линии, а едущие из Онеги в Кандалакшский залив должны пересесть в Кеми на пароход, идущий по Кемской линии. Идя из Кандалакшского залива, в Кеми он встречается с пароходом, идущим из Архангельска в Онегу во вторник, и едущие в Сороку, Суму, Онегу и проч. должны пересесть на пароход, идущий по Онежской линии.
В некоторые рейсы пароход заходит в с. Черную реку. В Соловецком монастыре пароходы с осадкой 10-11 фут подходят к самой монастырской пристани в гавани “Благополучия”, против большой Преображенской гостиницы; суда с осадкой свыше указанной останавливаются на рейде, за островом, между Сенными и Песьей лудами, откуда пассажиры доставляются в Соловки на шлюпках. Место стоянки пароходов совершенно защищено от волнения.
В г. Кеми пароходы останавливаются в проливе между островами Попов и Як, против лесопильного завода (на Попове), в 8 в. от г. Кеми. Сообщение с Кемью производится на небольших частных пароходах; груз доставляется на карбасах. Кемская гавань около острова Попова представляет удобный морской защищенный от волнения порт. К о. Попову подходят пароходы с осадкой 25-28 фут. От Мурманской ж. д. на о. Попов, отделяемый от материка мелким проливом “салмой”, всего в несколько десятков сажен ширины, проведена железнодорожная ветка.
По Кандалакшской линии пароходы отходят из Архангельска по воскресеньям и заходят в Кузомень (252 вер.), Кашкаранцы, Умбу, Порью-Губу, Ковду (427 вер.), Княжну и Кандалакшу (465½ вер.).
Пароход в понедельник приходит в Кузомень, Кашкаранцы и Умбу, во вторник в Порью-Губу, Ковду, Княжну-Губу и Кандалакшу; обратно выходит в тот же день и приходит в среду в Ковду, Умбу, Кашкаранцы и Кузомень; в четверг приходит в Архангельск.
Некоторыми обратными рейсами пароход заходит в Чаваньгу, Тетрино, Чапому и Пялицу. Встреча пароходов Кандалакшской и Кемской линий в Ковде.
В Ковде пароходы, смотря по надобности, подходят к биржам лесопильных заводов около Ковды или становятся на якорь против устья реки Ковды, рейд спокойный, закрытый, глубина 8-14 саж.
По Мурманской линии пароходы отходят из Архангельска по пятницам и заходят в Поной, В. Лицу, Харловку, Золотую, Рынду, Трящино, Захребетную, Порчниху, Шельпино, Гаврилово, Териберку, М. Оленье, Александровск (719¼ вер.), Мурманск, Колу (763 вер.), Цып-Наволок, Вайда-Губу, Земляную, Печеньгу (840 вер.) и Вардэ (875 вер.).
В случае надобности пароход останавливается у Зарубихи, Кильдина и колонии Белокаменной в Кольском заливе. Некоторыми рейсами [264] пароходы заходят в Иоканьгу и Дроздовку; время захода в эти становища указывается в расписании. Из Архангельска пароход отходит вечером, а с наступлением темного времени — днем. В субботу в полдень пароход приходит в Поной, в воскресенье утром в В. Лицу и в тот же день, примерно, проходит становища Харловку, Золотую, Рынду, Трящино, Захребетную, Порчниху, Шельпино и Гаврилово; в понедельник проходит Териберку, М. Оленье, Александровск и Колу, во вторник приходит обратно из Колы в Александровск и идет в Цып-Наволок, Вайда-Губу, Земляную и вечером приходит в Печеньгу, в среду после полуночи выходит из Печеньги и приходит в Вардэ утром. В Вардэ пароходы встречаются с норвежскими пароходами, делающими рейсы в Южную Норвегию.
Выйдя из Вардэ в четверг в полночь, пароход в пятницу проходит Печеньгу, Вайда-Губу, Александровск, Мурманск, Колу, М. Оленье, Териберку; в воскресенье Гаврилово, Шельпино, Захребетную, Порчниху, Трящино, Рынду, Золотую, Харловку и В. Лицу, в понедельник Поной и во вторник приходит в Архангельск.
Едущие из Архангельска в становища Мотовской линии пересаживаются в Александровске на пароход, идущий по этой линии. Идя из Паз-реки, пароход Мотовской линии в Печеньге встречается с пароходом Мурманской линии, идущим из Вардэ; потом эти пароходы встречаются в Александровске.
Время остановок парохода в становищах Мурмана зависит от времени выгрузки, погрузки грузов, а также сдачи почты. В Александровске и Мурманске пароход подходит к пристаням, в остальных пунктах останавливается на рейде и иногда во время сильного волнения проходит мимо некоторых становищ. С. Поной находится от якорной стоянки в 10 в. по р. Поной. Пароход становится на якорь около скалистых маленьких островков “Понойский луд”, а во время значительного волнения проходит мимо. Сообщение производится на карбасах. В ст. Гаврилово пароход останавливается в губе Подпахте, в 4 в. от Гаврилова, сдает и принимает груз с брам, которые буксируются моторным ботом в с. Гаврилово. Пассажиры и почта (почтальоны, навьюченные баулами) направляются обыкновенно пешком по тропинке средь скал в Гаврилово и пароход должен терпеливо выжидать завершения подобных операций, пока не вернется почта и не окончены грузовые операции. Во время волнения на мотор не ходит и грузы неделями остаются в Подпахте. В становище Териберке пароход останавливается в бухте Лодейной, в 1½ в. от становища. До Колы пароход, вследствие мелководности вершины залива, не доходит 5 в. и останавливается на рейду у мыса Дровяного (где расположен лесопильный завод). В Печенгском заливе пароход останавливается около Трифонова ручья, в 17 в. от Печенгского монастыря, сообщение с которыми производится на монастырских лошадях. В Вардэ, который является центром торговли Севера России [265] с Норвегией, пароход останавливается на рейде гавани, защищенной молами, и стоит обыкновенно здесь около 1½ суток.
По Мезенской линии пароходы отправляются из Архангельска по особому заранее составленному расписанию рейсов. По пути пароход заходит в с. Золотицу, на Зимнем берегу, в с. Ручьи и к с. Койда (около мыса Юроватого) и везде останавливается на рейде в море. Сообщение на карбасах. При волнении пароход проходит мимо. Путь до Мезени (410 вер.) совершается 22-24 ч.; прибытие в Мезень парохода приурочивается к приливу воды. В с. Семже, при взомрье, пароход принимает лоцмана и проходит вверх по реке до мыса Самоедского или к Каменке (против лесопильного завода), где останавливается на т. н. “яме”, в 5 верстах от г. Мезени, сообщение с которым производится на карбасах. Пароходы с осадкой свыше 12 фут, а также грузовые пароходы, приходящие за лесом, останавливаются на рейде реки около местечка “Чушино” на правом берегу р. Мезени, верстах в 25 ниже г. Мезени, между р. Семжа и р. Пыя.
По Печорской линии пароходы отправляются из Архангельска в конце июня или начале июля, в зависимости от открытия навигации. Выйдя из Архангельска, пароходы держат тот же курс, которым следуют и пароходы Мурманской линии, но от Городецкого маяка, на Терском берегу, сразу же поворачивают на Канин Нос. В некоторые рейсы пароходы заходят к о. Колгуеву и останавливаются около становища Бугрино, а также и к о. Вайгачу, в Югорский Шар. На Печоре пароходы останавливаются в проливе у острова Горчакова, против д. Никитницы, версты 4 выше Куи, и в 120 в. от устья р. Печоры. Пассажиры и грузы доставляются на пристань, устроенную на о. Горчакова, и здесь переходят на речные пароходы. Путь парохода (1.200 в.) из Архангельска до указанной остановки продолжается 2½-3 суток.
По Новоземельской линии пароходы из Архангельска делают в навигацию два рейса: первый в начале июля, а второй в начале сентября, рейс, в среднем, продолжается около 10 суток. Пароходы заходят в Белужью губу, самый южный пункт Новой Земли, употребляя на этот переход 2½-3 суток, в зависимости от состояния погоды. Переход парохода далее из Белужьей губы в Малые Кармакулы 12 час.; из Малых Кармакул в Маточкин Шар 8-10 час. Конечный пункт пути пароход на север Новой Земли — становище в Крестовой губе, до которого из Маточкина Шара 8-9 час. Продолжительность остановок парохода в становищах Новой Земли зависит от времени на грузовые операции и состояния погоды. Из Крестовой губы пароход идет в Архангельск, употребляя на переход около трех или несколько более суток. Приход парохода на Новую Землю составляет необычайное событие для поселенцев, которые, завидя его еще издали, открывают усиленную стрельбу из ружей, поднимается лай собак; и долго гро[266]хочет пароходный свисток в угрюмых скалах, отдаваясь жутким пустынным эхом, уходя все дальше и дальше вглубь ледяного материка.
Морское пароходное сообщение между портами Англии и Америки с Архангельском и Мурманском производится по особым расписаниям.
Речные пути сообщения.
Регулярное сообщение по р.р. Сухоне, Сев. Двине и Вычегде производится на почтово-пассажирских пароходах Северного Пароходного Общества. По Вологодско-Архангельской линии рейсы делаютя ежедневно до спада воды — около первых чисел июля, после чего между Вологдой и В. Устюгом рейсируют маленькие мелкосидящие пароходы. Путь от Вологды до Архангельска совершается около 4 суток, обратно — около 5 суток.
|
|
Расстояние в верстах. |
Вологды |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
0 |
Шуйского |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
98 |
Голубей |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
142 |
Устья-Толшемск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
188 |
Тотьмы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
237 |
Брусеница |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
318 |
Берез.-Слободки |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
337 |
Бобровского |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
376 |
Опок |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
429 |
В. Устюга |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
493 |
Красавина |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
521 |
Приводина (Новин.) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
538 |
Котласа |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
563 |
Комарицы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
590 |
Красноборска |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
626 |
Пермогорья |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
645 |
Черевково |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
668 |
Ягрыша |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
696 |
В. Тоймы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
723 |
Н. Тоймы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
768 |
Пучуги (Петропавловское) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
783 |
Сельца-Борка |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
802 |
Конецгорья |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
836 |
Березника |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
868 |
Усть-Моржа |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
900 |
Емецка |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
970 |
Сии |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
994 [267] |
Ракулы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1.014 |
Кривого |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1.034 |
Устьпинеги |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1.071 |
Ровдина |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1.092 |
Архангельска |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1.162 |
Из В. Устюга до Устьсысольска и обратно пароходы ходят четыре раза в неделю; об отправлении парохода из Усть сысольска в Устькулом делается особое объявление.
Путь от Устюга до Устьсысольска продолжается около 2½ суток, обратный же около 2 суток.
|
|
Расстояние в верстах. |
Устюга |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
0 |
Красавина |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 |
Приводина (Новин.) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
45 |
Котласа |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
70 |
Сольвычегодска |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
93 |
Коряжмы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
108 |
Книжицы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
118 |
Чакулы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
148 |
Сойги |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
171 |
Пустыни |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
194 |
Шаровиц |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
235 |
Яренска |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
275 |
Гама |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
315 |
Айкина |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
345 |
Устьвыми (Вогвазд.) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
370 |
Палевиц |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
423 |
Зеленца |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
465 |
Устьсысольска |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
490 |
По р. Печоре и притоку ее Усе сообщение происходит на товаро-пассажирских почтовых пароходах “А. М. Черных”. Движение пароходов согласовано с приходом морских пароходов, которые, в случае запоздания прихода в Печору, обязательно ожидаются срочным пароходом у пристани. От Якшинской пристани пароходы следуют через:
|
|
Расстояние в верстах. |
Пожегу |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
Пороги |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 [268] |
Усть-Илыч |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
62 |
Троицко-Печорское |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
38 |
Пончинскую |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 |
Митрофановское |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
45 |
Пашни |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
43 |
Савин Бор |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
42 |
Лаитибожское |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
50 |
Подчерье |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
37 |
Усть-Шугор |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
59 |
Усть-Соплесу |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
Усть-Вая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
14 |
Оранец |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
49 |
Медвежскую |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20 |
Устькожву |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
47 |
Соколовую |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
Устьлыжу |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
46 |
Смольный материк |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
13 |
Усть-Усу |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
Новик-Бож |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
5 |
Щелья-Бож |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
36 |
Н.-Проскан |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
Денисовку-Бож |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
37 |
Мутный материк |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
33 |
Кипиевскую |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
45 |
Кычкару |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
19 |
Няша-Бож |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
Щельяюру |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
Устьижму |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
Устьцильму |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
37 |
Хабариху |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
40 |
Бугаево |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 |
Мещанский |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
Росвинский |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
38 |
Абрамовский |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
19 |
Лиственичный |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 |
Еремичи |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
19 |
Виски |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
43 |
Пылемской |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 |
Оксино |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25 |
Завод |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
31 |
Тельвисочную |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4 |
Кую (о. кн. Горчакова) |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20 |
[269] Железные дороги.
Северная железная дорога соединяет Архангельск с Москвой и Петроградом чрез Вологду. В Архангельске железная дорога выходит на левом берегу р. Северной Двины, в месте, т. н., “Глухое”3. Сообщение с городом (3 в.) производится на пароходах; во время весеннего разлив С. Двины поезда не доходят до ст. Архангельск-Пристань 6-8 в. и останавливаются в месте Бакарица или, в крайнем случае, на ст. Исакогорка.
Вологда — Архангельск.
Вер. |
|
Северные ж. д. |
|
Вер. |
— |
Отпр. |
Вологда |
Приб. |
595 |
— |
↓
|
|
|
|
|
|
|
|
↓ |
Разъезд 5 вер. |
↑
|
|
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
Монастырский раз. |
— |
— |
Заианикиевский раз. |
— |
— |
Разъезд 23 вер. |
— |
30 |
Сухона |
565 |
— |
Разъезд 41 вер. |
— |
48 |
Морженга |
547 |
— |
Разъезд 61 вер. |
— |
— |
Пустынь Успен. пл. |
— |
68 |
Семигородний мон. |
527 |
— |
Разъезд 77 вер. |
513 |
82 |
Приб.
Отпр. |
Харовская |
Отпр.
Приб. |
513 |
— |
↓
|
|
|
↓ |
Разъезд 94 вер. |
↑
|
|
|
↑ |
— |
102 |
Пундуга |
493 |
— |
Разъезд 110 вер. |
—- |
— |
“ 118 ” |
— |
— |
“ 124 ” |
— |
— |
“ 133 ” |
— |
139 |
Приб.
Отпр. |
Вожега |
Отпр.
Приб. |
456 |
— |
↓
|
|
|
|
↓ |
Разъезд 148 вер. |
↑
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
“ 157 ” |
— |
— |
“ 163 ” |
— |
171 |
Лухтонга |
424 |
— |
Разъезд 177 вер. |
— |
— |
“ 186 ” |
— |
— |
“ 193 ” |
— [270] |
197 |
Приб.
Отпр. |
Коноша |
Отпр.
Приб. |
398 |
— |
↓
|
|
|
|
|
|
↓ |
Разъезд 204 вер. |
↑
|
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
“ 213 ” |
— |
— |
“ 219 ” |
— |
— |
Фоминская раз. |
— |
— |
Разъезд 231 вер. |
— |
238 |
Вандыш |
357 |
— |
Разъезд 247 вер. |
— |
— |
“ 252 ” |
— |
— |
Бурачиха раз. |
— |
— |
Разъезд 269 вер. |
— |
277 |
Приб.
Отпр. |
Няндома |
Отпр.
Приб. |
318 |
— |
↓
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
↓ |
Разъезд 285 вер. |
↑
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
“ 294 ” |
— |
— |
“ 302 ” |
— |
308 |
Шожма |
287 |
— |
Разъезд 313 вер. |
— |
— |
“ 322 ” |
— |
— |
Междудворье раз. |
— |
— |
Разъезд 337 вер. |
— |
340 |
Шалакуша |
255 |
351 |
Лепша |
244 |
— |
Разъезд 363 вер. |
— |
— |
“ 372 ” |
— |
— |
“ 377 ” |
— |
— |
“ 385 ” |
— |
394 |
Плесецкая |
201 |
— |
Разъезд 406 вер. |
— |
— |
“ 416 ” |
— |
— |
“ 426 ” |
— |
433 |
Емца |
162 |
— |
Разъезд 445 вер. |
— |
— |
“ 455 ” |
— |
— |
“ 466 ” |
— |
472 |
Приб.
Отпр. |
Обозерская |
Отпр.
Приб. |
123 |
— |
↓
|
|
|
|
|
|
|
|
↓ |
Разъезд 483 вер. |
↑
|
|
|
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
“ 493 ” |
— |
— |
“ 501 ” |
— |
— |
“ 511 ” |
— |
515 |
Холмогорская |
80 |
— |
Разъезд 527 вер. |
— |
— |
“ 533 ” |
— [271] |
— |
“ 538 ” |
— |
— |
“ 546 ” |
— |
553 |
Тундра |
42 |
— |
Разъезд 567 вер. |
— |
— |
“ 577 ” |
— |
584 |
Приб.
Отпр. |
Исакогорка |
Отпр.
Приб. |
11 |
— |
|
Бакарица раз. |
|
— |
595 |
Приб. |
Арханг. пристань |
Отпр. |
— |
Петроград — Вологда.
— |
Отпр. |
Петроград Ник. |
Приб. |
1156 |
— |
↓
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
↓ |
Обухово |
↑
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
↑ |
— |
14 |
Рыбацкое |
1143 |
— |
Ижоры пл. |
— |
— |
Понтонная пл. |
— |
24 |
Саперная |
1132 |
— |
Пелла пл. |
— |
— |
Разъезд № 2 |
— |
46 |
Мга |
1111 |
— |
Михайловский Пост |
— |
— |
Разъезд № 3 |
— |
— |
Русановская пл. |
— |
64 |
Назия |
1093 |
— |
Жихарево пл. |
— |
— |
Разъезд № 4 |
—- |
86 |
Войбокала |
1071 |
— |
Разъезд № 5 |
— |
— |
Пупышево раз. |
— |
114 |
Приб.
Отпр. |
Званка |
Отпр.
Приб. |
1043 |
— |
↓
|
|
|
|
|
|
↓ |
Дубовики раз. |
↑
|
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
Куколь раз. |
— |
— |
Мыслино раз. |
— |
137 |
Скит |
1020 |
— |
Зеленецкий мон. раз. № 8 |
— |
— |
Валя раз. |
— |
164 |
Черенцово |
993 |
— |
Цвылево раз. |
— |
— |
Разъезд № 11 |
— [272] |
187 |
Приб.
Отпр. |
Тихвин |
Отпр.
Приб. |
970 |
— |
↓
|
|
|
|
↓ |
Разъезд № 12 |
↑
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
Дыми раз. |
— |
212 |
Большой Двор |
— |
222 |
Пикалево |
934 |
— |
Разъезд № 15 |
— |
239 |
Чудцы |
917 |
— |
Разъезд № 16 |
— |
257 |
Приб.
Отпр. |
Ефимовская |
Отпр.
Приб. |
899 |
— |
↓
|
|
|
↓ |
Фетино раз. |
↑
|
|
|
↑ |
— |
— |
Разъезд № 18 |
— |
287 |
Заборье |
870 |
— |
Разъезд № 19 |
— |
309 |
Тешемля |
847 |
— |
Разъезд № 20 |
— |
329 |
Приб.
Отпр. |
Бабаево |
Отпр.
Приб. |
827 |
— |
↓
|
|
|
|
|
↓ |
Тимошкино раз. № 21 |
↑
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
Разъезд № 22 |
— |
359 |
Сиуч |
797 |
— |
Разъезд № 23 |
—- |
379 |
Уйта |
778 |
— |
Разъезд № 24 |
— |
401 |
Кадуй |
756 |
— |
Разъезд № 25 |
— |
423 |
Приб.
Отпр. |
Суда |
Отпр.
Приб. |
734 |
— |
|
Разъезд № 26 |
|
— |
444 |
Приб.
Отпр. |
Череповец |
Отпр.
Приб. |
713 |
— |
↓
|
|
|
|
|
|
|
|
↓ |
Разъезд 27 вер. |
↑
|
|
|
|
|
|
|
|
↑ |
— |
460 |
Шеломово |
696 |
— |
Разъезд № 28 |
— |
480 |
Шексна |
676 |
— |
Разъезд № 29 |
— |
499 |
Чебсара |
— |
— |
Разъезд № 30 |
— |
516 |
Кипелово |
640 |
— |
Разъезд № 31 |
— |
536 |
Дикая |
620 |
— |
Молочная раз. |
— |
— |
Вологда тов. |
— |
560 |
Приб. |
Вологда пасс. |
Отпр. |
596 [273] |
Вятка — Котлас4
Вер. |
|
Пермская ж. д. |
|
Вер. |
— |
Отпр. |
Вятка I |
Приб. |
359 |
6 |
↓
|
|
↓ |
Вятка II |
↑
|
|
↑ |
353 |
37 |
Мелянка |
323 |
62 |
Юрья |
297 |
86 |
Великая |
274 |
111 |
Приб.
Отпр. |
Мураши |
Отпр.
Приб. |
249 |
143 |
↓
|
↓ |
Староверческая |
↑
|
↑ |
217 |
173 |
Опарино |
187 |
199 |
Альмеж |
161 |
226 |
Приб.
Отпр. |
Пинюг |
Отпр.
Приб. |
133 |
257 |
↓
|
|
↓ |
Лунданка |
↑
|
|
↑ |
103 |
280 |
Луза |
80 |
305 |
Сусаловка |
55 |
330 |
Савватия |
30 |
359 |
Приб. |
Котлас (Сев. Двина) |
Отпр. |
— |
Москва — Вологда.
Вер. |
|
Северные ж. д. |
|
Вер. |
— |
Отпр. |
Москва пасс. Сев. |
Приб. |
471 |
— |
↓
|
↓ |
Лосиноостровская |
↑
|
↑ |
— |
— |
Перловская пл. |
— |
— |
Тайнинская пл. |
— |
17 |
Приб.
Отпр. |
Мытищи |
Отпр.
Приб. |
454 |
— |
↓
|
|
|
|
|
|
↓ |
Тарасовская пл. |
↑
|
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
Клязьма пл. |
— |
— |
Мамонтовская пл. |
— |
8 |
Пушкино |
— |
— |
Братовщина пл. |
443 |
— |
Спасская пл. |
— |
42 |
Софрино |
429 |
— |
Ашукинская пл. |
— |
— |
Каллистово пл. |
— |
56 |
Хотьково |
415 [274] |
66 |
Приб.
Отпр. |
Сергиево |
Отпр.
Приб. |
405 |
— |
↓
|
↓ |
Бужаниновский пост |
↑
|
↑ |
— |
90 |
Арсаки |
381 |
97 |
Струнино |
374 |
105 |
Приб.
Отпр.. |
Александров |
Отпр.
Приб. |
366 |
— |
↓
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
↓ |
Разъезд 110 вер. |
↑
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
Мошнино раз. |
— |
122 |
Балакирево |
349 |
— |
Разъезд 128 вер. |
— |
136 |
Берендеево |
335 |
— |
Шушково раз. |
— |
— |
Разъезд 149 вер. |
— |
154 |
Рязанцево |
— |
— |
Беклемишево раз. |
— |
171 |
Итларь |
300 |
— |
Сильницы раз. |
— |
187 |
Петровск |
284 |
196 |
Деболовская пл. |
273 |
— |
Разъезд 204 вер. |
— |
210 |
Приб.
Отпр. |
Ростов Яросл. |
Отпр.
Приб. |
261 |
— |
↓
|
|
|
↓ |
Разъезд 215 вер. |
↑
|
|
|
|
↑ |
— |
224 |
Семибратово |
247 |
234 |
Коромыслово раз. |
237 |
— |
Разъезд 239 вер. |
— |
246 |
Козьмодемьянск |
225 |
253 |
Хожаево раз. |
218 |
|
|
|
262 |
Приб. |
Ярославль |
Отпр. |
209 |
|
— |
Отпр. |
Ярославль |
|
151а |
Приб. |
79 |
79 |
Приб. |
Рыбинск |
Отпр. |
— |
— |
Отпр. |
Ярославль |
|
151б |
Приб. |
88 |
88 |
Приб. |
Кострома |
Отпр. |
— |
|
|
— |
↓
|
|
|
|
|
↓ |
Всполье |
↑
|
|
|
|
|
↑ |
— |
— |
Филино раз. |
— |
— |
Коченятино раз. |
— |
300 |
Уткино |
171 |
— |
Пучковский раз. |
— |
— |
Догадцево раз. |
— |
320 |
Путятино |
151 |
— |
Вахрамеевский раз. |
— [275] |
341 |
Отпр. |
Данилов |
Приб. |
130 |
— |
↓
|
↓ |
Разъезд 70 вер. |
↑
|
↑ |
— |
354 |
Макарово |
117 |
— |
Разъезд 83 вер. |
— |
369 |
Приб.
Отпр. |
Пречистое |
Приб.
Отпр. |
102 |
— |
↓
|
|
|
↓ |
Разъезд 101 вер. |
↑
|
|
|
↑ |
— |
386 |
Скалино |
85 |
— |
Гилленшмидт раз. |
— |
— |
Разъезд 125 вер. |
— |
408 |
Бакланка |
63 |
— |
Скоморохово раз. |
— |
427 |
Приб.
Отпр. |
Грязовец |
Отпр.
Приб. |
44 |
— |
↓
|
↓ |
Разъезд 155 вер. |
↑
|
↑ |
— |
— |
Волоцкой раз. |
— |
— |
Приб. |
Стеблево |
Отпр. |
— |
|
—
—
— |
Отпр. |
Стеблево |
|
|
| |
153а |
Приб. |
Отпр. |
Туфаново |
Отпр. |
Приб. |
Вятка |
Отпр. |
|
— —
— |
|
|
Отпр. |
Стеблево |
Приб. |
— |
449 |
↓
|
|
|
↓ |
Бурдуково пл. |
↑
|
|
|
↑ |
22 |
— |
Паприха |
18 |
— |
Чахлово пл. |
— |
453 |
Разъезд 186 вер. |
— |
471 |
Приб. |
Вологда город |
Отпр. |
— |
Петроград — Мурман.
Мурманская железная дорога выходит в Кольском заливе, севернее г. Колы, в Семеновской бухте, в г. Мурманск. Г. Мурманск и его порт находятся еще в периоде постройки, как и вся эта новая могущественная русская артерия5. Общее протяжение линии Петроград — Мурман 1.367 вер.:
Петроград — Званка |
. . . . . . . . . . . . . . . |
114 вер. |
Званка — Петрозаводск |
. . . . . . . . . . . . . . . |
266 ” |
Петрозаводск — Сорока |
. . . . . . . . . . . . . . . |
356 ” |
Сорока — Кандалакша |
. . . . . . . . . . . . . . . |
370 ” |
Кандалакша — Мурман |
. . . . . . . . . . . . . . . |
261 ” [276] |
Мурманская железная дорога начинается от ст. Сев. ж. д. Званка, от разъезда Дубовики.
На своем протяжении Мурманская железная дорога примыкает ко всем главным водным системам. Примыкая к Онежскому озеру около г. Петрозаводска и около ст. Медвежьей Горы (в 100 в. от Петрозаводска), Мурманская железная дорога смыкается с Мариинской водной системой.
Посредством Мариинской водной системы (Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро) Мурманская железная дорога сообщается у ст. Званка с р. Волховом, т. е. с Вышневолоцкой водной системой, конечным пунктом которой на Волге является г. Тверь (при устье р. Тверцы).
Мурманская железная дорога выходит и на большую систему Озерного края — Тихвинскую. Вторая станция от Званки ст. Колчаново расположена у р. Сяси, входящей в Тихвинскую систему, конечным пунктом которой является г. Молога (при устье р. Мологи).
Мурманская железная дорога.
Станции. |
|
Верст. |
Званка |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
Михайло-Архангельская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
6 |
Колчаново |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Паша |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
46 |
Лодейное Поле |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
46 |
Свирь |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
42 |
Токари |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
Ладва |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 |
Пьяжева-Сельга |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
Петрозаводск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
41 |
Шуйская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 |
Кивач |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
38 |
Лижма |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
30 |
Капсельга |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29 |
Медвежья Гора |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
30 |
Масельская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
38 |
Уросозеро |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
38 |
Сегежа |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
34 |
Парандово |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
37 |
Олимпий |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
37 |
Сорока |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
32 |
Шуерецкая |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
36 |
Кемь |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 |
Поньгама |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
46 |
Сиг |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
38 |
Энгозеро |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
35 |
Боярская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
34 |
Кереть |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
36 |
Полярный круг |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
35 |
Ковда |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
36 |
Жемчужная |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
34 |
Кандалакша |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
37 |
Нива |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
39 |
Тикозеро |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
37 |
Имандра |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
48 |
Оленья |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
35 |
Тайбола |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
34 |
Лопарская |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29 |
Кола |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
34 |
Мурманск |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
10 |
Примечания
[257]
1 Из Шенкурска имеется дорога на ст. Няндому, Сев. ж. д.
[259]
2 Из Сумского Посада до г. Повенца Олонецким земством в 1892 г. устроен грунтовый путь, протяжением 193½ в., направляющийся чрез станции: Лапинская, Сумостровская (Арх. губ.), а далее станции Олонецкой губ.: Вореньма, Корос-озеро, Вожмосальма, Петровский Ям, Теликинская, Масельская, Волозерская и Повенец.
[269]
3 Вопрос о переводе Сев. ж. д. чрез р. С. Двину к Архангельску поднимался безрезультатно неоднократно. Линия Вологда — Архангельск перешита на широкую колею только в 1915-1916 г.г., в связи с военными событиями.
[273]
4 Железная дорога Вятка — Котлас была проведена в 1889 г., главным образом, благодаря предположениям дать выход сибирскому хлебу по р. Северной Двине чрез Архангельский порт заграницу. Чрез Котлас проходило не более 1-1½ милл. пуд. хлеба, который после текущего урожая доставлялся в Котлас по замерзании р. С. Двины и далее сплавлялся с открытием весенней навигации.
[275]
5 Для окончательного завершения этого грандиозного сооружения России необходимо продолжить Мурманскую железную дорогу на восточный Мурман и на западный Мурман — к Мотовскому заливу.
<<< к содержанию | следующая глава >>>
© OCR И. Ульянов, 2012 г.
© HTML И. Воинов, 2012 г.
|