| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Н. Брискин
Перепечатано из №5 „Известий А. О. И. Р. С.” 1917 г. Архангельск. Губернская типография. Лопарские сказки. №1 Жил был старик со старухой, и потом они жили пожили и выросли у них три дочки. Талушка1) пришёл сватать у этих старика и старухи одну из дочерей — старшую, они и выдали. На другой день пришёл и другую высватал. На третий день пришёл и третью высватал. Третья как пришла, то у мужа и спрашивает: А где сестры? Ушли в гости.Но она не поверила и пошла искать сестер и нашла их мертвыми под амбаром. Потом она нашла три вички-прутика, омочила в колодец и стегнула сестер этими вичками, и они ожили. — Ох! Как долго спали — сказали они! А сестра им ответила: — Спали вы вечным сном. По утру младшая сестра сшила мешок, старшей сестре велела зайти в мешок, завязала и положила этот мешок к дверям вежи2) и сказала мужу: — Тащи этот мешок отцу-матери гостинцы и не смотри, что положено; если будешь смотреть, я увижу и услышу, т. к. я далеко вижу и слышу, да и скорее обратно иди, я приготовлю другой гостинец. Талушка взял на плечи мешок и понес, нес-нес и устал, положил мешок на землю и хотел посмотреть, что у женки послано и только хотел развязать, а из мешка закричал голос: „далеко слышу и далеко вижу”. Талушка испугался, схватил мешок и понес скорее дальше, принес старику и старухе, бросил к дверям вежи, а сам торопится скорее обратно; старик и старуха стали унимать поесть и попить, но он ответил: — Жена не велела сидеть, а там направлен нести другой гостинец. Талушка пришел обратно, а женка его что то работает на амбаре и говорит: — Неси другой гостинец и вернись скорее обратно. Еще снесешь и третий гостинец. Талушка понес, нес-нес и устал, присел на землю и тоже хотел посмотреть, что у женки положено, но из мешка слышно го[4]лос: „далеко слышу и далеко вижу”. Талушка испугался, хватил мешок и опять понес, принес, бросил к дверям вежи и сам скорее обратно, старик и старуха стали унимать попить-поесть, но Талушка сказал: — Третий гостинец направлен и надо его нести скорее. Пока он ходил со вторым гостинцем, то женка его направила на амбар камень и одела в свое платье, а сама села в мешок. Талушка пришел обратно, взял третий гостинец-мешок, понес, нес-нес, устал, положил мешок на землю, хотел посмотреть, что положено, но опять услыхал голос: >„далеко слышу и далеко вижу”, испугался и понес скорее, пришел бросил мешок к дверям вежи, а сам скорее обратно; старик и старуха оставляли поесть-попить, но Талушка не остался. Пришёл обратно в свою вежу, сварил мяса и стал звать жену с амбара, где она будто все время работала, и не мог дозваться, выскочил из вежи и кричит: — Я тебе дал честь! Замахнулся рукой и ударил по шее, а у самого отскочила прочь рука. — А у меня еще другая есть. —Ударил по шее другой рукой, и другая рука отскочила тоже прочь. — А у меня, — говорит — еще ноги здоровы. Пнул ногой и нога отскочила прочь и другой ногой пнул и тоже нога отскочила прочь. — А у меня, — говорит — еще голова есть. Мотнул головой и голова отскочила. Тут Талушка и пропал. Конец. №2 Кичкушка и Кочкушка. Жили-были старик и старуха и было у них одна дочка и два сынка, один Кичкушка, а другой Кочкушка. Талый пришел свататься на дочери, а сам положил в колодец красивый ковшик. Девка пошла за водой и пришла к колодцу, хватила красивый ковшик и стала черпать воду. Талушка вышел вон, на улицу, и увидел, что его ковшиком девка черпает воду и он закричал: — Теперь пойдешь за меня замуж! А Кичкушка и Кочкушка были хитры, забрались в кережу3), заместо зыбки, а матери велели качать их и мать стала их качать, как маленьких. И говорят Кичкушка и Кочкушка сестре. — Пойди за Талушу замуж, а мы его „уходим” и не сдавайся ему трое суток, а через трое суток, как будто занеможешь и спроси у Талушки, где у него смерть и потом попроси у него „палемышки” и повяжи кругом себя, а мы в вежу прокопаем дырку и ты нам дашь через дырку „палемышки”, а вечером, в потемках, выйдешь на улицу и скажешь нам, где находится Талушкина смерть и мы будем доставать его смерть. [5] Девка согласилась выйти за Талушку замуж и пошла в Талушкину вежу и „занемогла” и стала допытывать у Талушки. — Ты, муж, скажи, где твоя смерть и дай мне повязать „палемышки”. Талушка дал „палемышки” и стал рассказывать где у его есть смерть. Выйдешь вон, пойди к такому то месту, тут будет большой камень, камень пошевели, покажутся тебе три тропинки, иди по „середней” тропинке, придут к тебе медведи встречу и тебя не будут пропускать, а ты скажи — Талушка велел и я иду по его веленью и тебя они пропустят и не будут шевелить; потом пойдешь вперед и встретятся тебе волки и тоже не будут пропускать и ты ими ответишь — Талушка велел и я иду по его веленью — и волки тебя пропустят. Пойдешь дальше — будет озеро, на озере увидишь лодочку, но нет ни весла, ни дощечки, а ты скажи: Талушка велел везти меня на островок. Тогда лодочка тебя повезет. Выйдешь на островок, увидишь большое дерево, а на дереве орел и скажи орлу: Талушка велел дать три яйца, он тебе даст, потом их привяжешь кругом себя и будешь здорова, а как назад пойдешь, никто тебя не пошевелит, лодочка отвезет и оставь также как была”. Получив „палемышки” от Талушки, „нянгушка”4) передала братьям по дырке, сделанной ими в вежу, а вечером, в потемках, вышла вон и сказала братьям, где искать Талушкину смерть: — Пойдете туда то, на дороге будет большой камень, пошевелите, покажутся вам три тропинки, идите по середней тропинке, придут вам медведи встречу и вас не будут пропускать, а вы скажите „Талушка велел и мы идем по его велению” и вас они не пошевелят. Потом пойдете вперед и встретятся вам волки и тоже не будут пропускать и вы им ответите — Талушка велел и мы идем по его веленью и волки вас пропустят. Пойдете дальше — будет озеро, на озере увидите лодочку, но нет ни весла ни дощечки, а вы скажите — Талушка велел везти на островок,— тогда лодочка повезет выйдите на островок, увидаете большое дерево, а на дереве орел, скажите орлу — Талушка велел дать три яйца — орел вам яйца даст, а вы их принесите мне, а как пойдете обратно, то никто вас не тронет. Кичкушка пошел, а Кочкушка остался в веже. У Талушки была старуха мать; вечером она вышла на улицу; и вернувшись обратно в вежу, сказывает сыну: — Мне как будто показались Кочкушкины глаза. А сын отвечает: — Что ты сходишь с ума, Кочкушку и Кичкушку мать качает в зыбке, откуль они сюда пришли? Кичкушка же пошел увидел по дороге большой камень, он камень пошевелил, показалось ему три тропинки, Кичкушка пошел по средней тропинке, навстречу ему медведи, он сказал — Талушка велел и я иду по его велению и они его пропустили; потом пошел вперед и встретились ему волки, и тоже не стали его пропускать, но он сказал: Талушка велел и я иду по его велению и волки Кичкушку пропустили. Пошел он дальше, увидал озеро, на озере [6] лодочка, но нет ни весла, ни дощечки. Кичкушка сказал: Талушка велел везти меня на островок — лодочка его повезла. Вышел на островок увидал большое дерево, а на дереве сидит орел и в лапах держит три яйца, Кичкушка сказал: Талушка велел дать три яйца — орел и дал и Кичкушка пошел обратно, лодочка также перевезла и медведи и волки его не пошевелили, только дорогой Кичкушка сломал одно яйцо и Талушке стало больновато и он случился нездоров. У Талушки еще было два работника и около вежи привязано два оленя-шардуна. Кичкушка вернулся и оленей связал вместе и они стали драться рогами. Талушка услыхал, что олени дерутся и посылает одного работника: — Пойди, посмотри, что олени делают. Работник только высунул голову из вежи, Кичкушка и отрубил ему голову топором и работник упал так, что ноги остались в веже, а туловище на улице, а Талушка и говорит: — Сам еще не спал со своей молодой жонкой, а работники обрадовались и не могут держаться на ногах и говорит другому работнику: — поди, ты не можешь ли исправить это дело. Работник только высунул голову, но Кичкушка и этому отрубил голову и он тоже свернулся. Кичкушка и другое яйцо сломал у Талушкиной смерти и отворил в вежу двери и спрашивает: — А что, Талушка, живот или смерть нужна тебе? А Талушка заматерялся. — Кто,— говорит,— и принес тебя сюда, мать в зыбке качала а теперь очутился здесь. И Талушка выскочил из вежи и стал бороться с Кичкушкой, а Кичкушка махнуть его под себя, яйцом ударил Талушку по лбу, Талушка тут и умер. Потом Кичкушка зашел в вежу „Палемышками” „шолнул”— ударил Талушкину мать и старуха тоже умерла. Талушкино стадо оленей Кичкушка и Кочкушка угнали себе. Кичкушка сестру выдал замуж и Кочкушку женил, и простился с братом навечно и сказал: — Я уйду на небо, и когда будет морозное время и будет „вавсе-кияз” (северное сияние, сполохи), я там буду, а ты возьми две палочки и верти в снегу и как палочки будут скрипеть, то я к тебе спущусь и увидишь тогда меня. Конец. №3 Адцкай. Жили старик со старухой; сколько пожили, старик и умер. Остался один сын и вдова-старушка. Пошла старушка собирать ягоды, а сын остался в веже. Пришла старуха обратно и слышит голос из вежи не сына, а чей-то другой, зашла в вежу, посмотрела и нашла девку, а сына нет. Вдовица заплакала и стала причитать: Сын поте[7]рялся, а где другого взять? — А немного погодя раздумалась, что потеряться некуда, успокоилась и стала варить щи из старого костья5). — Ой, мама, мама, в котле плавает сало. — Где плавает сало, — отвечает вдовица, — разве от Адцкай, твоей матери, от костей. Проходит некоторое время, к веже приходит сын, догадался, что не у своей матери, и слушает у вежи, а мать его плачет и приговаривает: — Муж умер, сын потерялся, а вместо его подсунули девку. Он подслушал и ушел. На другой день опять приходит к матери в гости, а хорошо еще не знает, его-ли это мать, и мать хорошо не знает, ее ли это сын. Наконец, парень и девка выросли и к своей матери пришёл на девке свататься сын, и мать сыну ответила, что выдает девку свою. Тут он признал свою мать, а она-сына. Тут они порешили девку убить, взяли, положили в койбинцу6) золы, так и убили, а потом мать и говорит сыну: — Вот сынок, я поеду на свадьбу вместо молодой, а ты положь „Нескемь”7) в кережу, в нос. Сын так и сделал. Направились и поехали. Приехали, а Адцкай (так зовут девкину мать) сидит дома и „постелями”8) закрыты двери и ждет молодых. Выходит Адцкай вон из вежи и говорит, хвастаясь: — Ладно и сделала, сынка украла, а дочку на то место сунула, а теперь оба вернулись. А молодой говорит: — Пойди, мама, развязывай молоду-то9). Адцкай пошла, стала развязывать, а „молода” выхватила нескем и ударила Адцкай, она тут и умерла, а мать стала жить со своим сыном. Конец. №4 Пеный Альке10). Жил старик со старухой, с молодых лет жили до старости и не было у них детей, и они горюют и говорят, что на старость нам Бог не дал дитя человеческаго, так нам хоть бы собачье дите дал – щенка. И потом „понеслась” эта старуха и родила щенка – песика. Потом вырос у них этот щенок порядочный и стал бегать и промышлять всякого промысла. Когда вырос, то говорит отцу и матери: — Мне бы надо жениться, найдите мне невесту. [8] А жили они в землянке. Пошел отец, высватал невесту и привел к сыну. Отец и мать постелили место и повалили молодых спать. Утром отец и мать встают, мать и говорит: — Надо разбудить молодых. Пошла будить и видит, что голова молодой под амбаром лежит, оторвана. А мать говорит сыну: — Иди, сын, обед готов. Сын пришел и говорит отцу: — Иди, отец, высватай мне другую невесту, эта мне не по нраву пришлась. Старик пошел к тому же свату11) и высватал другую дочь. Сват и другую дочь отдал. Старичек привел невесту и опять поужинали и молодых повалили спать. Поутру приходят будить, а у молодой тоже голова оторвана и под амбаром лежит. Мать сказала сыну: — Иди, сын, обедать. Сын пришел, пообедал и говорит отцу: — Иди, высватай мне другую невесту, по нраву. Старик пошел опять сватать сына на девушке, а девушка и говорит соседям: — У первой жены голову оторвал, у другой жены тоже голову оторвал, а как я буду жить с собакой. — Срежь, говорит, вичья, свяжи тажку12), потом придешь домой, очисти у них весь сор и постели вичья, 13)) которого принесешь, а потом он придет, напромышляет много оленей, будут варить мясо, а ты его ласкай лучше и корми. Девушка так и сделала, нарезала вичья и настлала в землянке, пришёл жених, принес мяса, стали ужинать, девушка сама ела, его кормила и ласкала, он тоже ласкался к ней и потом постелили место и пошли спать. Мать печалуется, что и у этой жены оторвет голову. На утро приходят будить молодых, молода встала веселая. Прожили так с год, а свекровка и спрашивает у невестки. — За что ты его любишь, ведь он собака. — Если бы ты видела его — отвечает невестка — без собачьей одежды, он очень красивый. —Положь ты — говорит матушка — его шубу собачью на одеяло; не могу ли я украсть. Потом, когда молодые легли спать, сын снял собачью шубу, а невестка взяла и положила шкуру на одеяло. Ночью свекровь эту шубу украла, пошла разложила огонь и бросила эту шкуру в огонь. Когда шкура стала гореть, сын проснулся и говорит. Какой нехороший дух понесся. Хватился, а шубы нет, выбежал вон из землянки и кричит: [9]— Простите, сколько меня видели, только и видели, если не умели со мной жить. И убежал и до сих пор бегает. Конец. №5. Жил старик со старухой, старуха стала варить кашу, а старика посылает за салом в амбар. Старик пошел, запряг оленя в кережу и поехал. Приехал к амбару, надо открыть амбар, а там слышно: — Выть-куть-емналь-икъ! Выть-куть-емналь-икъ! Старик испугался и поехал назад, приехал и говорит старухе: — В амбаре Талый, не могу взять сало. Старуха говорит: — Ты боишься не знаешь сам чего, поезжай снова, привези сало. Старик приехал к амбару, и опять услыхал из амбара: — Выть-куть-емналь-икъ! Выть-куть-емналь-икъ! Старик опять испугался и поехал без сала обратно; приехал и говорит старухе: — Не могу взять сало, в амбаре Талый. Старуха заругалась: — Ты боишься не знаешь чего, откуда тут возьмутся Таллы? Поеду я сама. Села в кережу и поехала, приехала к амбару, а оттуда слышно: — Выть-куть-емналь-икъ! — Выть-куть-емналь-икъ! Старуха отпирает амбар, а сама говорит: — Вот я даю тебе пугать, ведь я не старик. Зашла в амбар, хватила сало, поймала мышь, положила в койбинцу16) и поехала обратно. Приехала, распрягла оленя, зашла в вежу, а койбинцу с мышью бросила в старика и говорит: — Вот, твой Талый, вот ты чего боишься. Старик испугался, вскочил и брюхо треснуло. Старуха положила сало в кашу и стала хлебать, до того дохлебала, что пошевелилась и тоже у ней брюхо треснуло. И быгась. Конец. №6. Колм альке. Жили старик со старухой и было у них три сына и старики стали помирать, а перед смертью детям говорят: „живите в согласии и друг друга слушайтесь!” [10] Старик и старуха умерли, а дети жили и прожили все, что оставили им родители; дети между собой стали судить, что старшему брату нужно идти добывать хлеба. Старший брат пошел. Шел, шел, а ему навстречу встретился дедушка и спрашивает: — Куда, мальчик, пошел? — А хлеба наживать пошел. — Пойдем вместе ночевать — говорит, дедушка — копни мне правое ухо, будет у нас вежа, копни мне левое ухо, будет у нас сало, мясо, новый котел, новая рова17), новая постель. Мальчик так и сделал, копнул правое ухо — появилась вежа, копнул левое ухо — появилось сало, мясо, котел, рова и постель. Старик повалился спать, а мальчик стал варить мясо, и что сварится, мальчик стал подъедать и мышка стала подбегать, а мальчик палочкой, которой помешивал мясо в котле, и стукнет мышь по носу, только у мышки кровь брызнет. Потом дедушка пробудился, а нос в крови, мальчик спрашивает. — А что у тебя, дедушко, нос в крови? А дедушко говорит: — Во сне мне привиделось и я ходил и разбился до крови. Мальчику дедушка сказал: — Ложись спать. Мальчик повалился, а как проснулся, нет вежи, нет и дедушки. Он встал и пошел. А дома младший говорит среднему: „поди, ты наживай хлеба, а старшого брата хлеб нам, видно, не хлеб”. Средний брат пошел. Шел, шел, а ему навстречу дедушка и спрашивает: — Куда, мальчик, пошел? А мальчик отвечает: — Пошел наживать хлеба, старший брат пошел и не вернулся. Дедушка стал его звать вместе ночевать и дедушка сделал также как и со старшим братом: появилась вежа, сало, мясо и новый котел; дедушко повалился спать, а мальчик стал варить мясо. Подбегает мышка и мальчик мышку тоже стукнул по носу и у мышки только кровь показалась. Дедушка проснулся, а мальчик тоже спрашивает: „отчего у тебя на носу кровь”,— и дедушко ответил: „во сне нашевилось”.18) — А ты теперь повались спать — говорит дедушко мальчику. Мальчик повалился, как проснулся, ни вежи, ни дедушки нет. Младший брат подождал, подождал братьев и не мог дождаться и пошел тоже хлеба наживать. Шел-шел, а навстречу ему дедушка и спрашивает: — Куда, мальчик, пошел? — А хлеба наживать пошел, — отвечает мальчик, — старшие братья ушли и не вернулись. Дедушка и этого стал звать вместе ночевать, велел копнуть правое ухо — явилась вежа, левое явилось мясо, сало, новый котел и новая рова; дедушка лег спать, а мальчик стал варить мясо. Прибегает мышь и мальчик бросает мыши лучшие куски и сало и раз [11] и другой и у мыши нос и голова вся в сале. Дедушка проснулся, а у самого и рот и борода в сале. Мальчик и спрашивает: — А отчего у тебя, дедушко, борода в сале? А дедушко говорит: — А ночью, во снях, наелся сала. Дедушка встал, накормил мальчика, напоил и спать повалил. Утром встали, а дедушко мальчику говорит: — Пойди, как я велю, так и сделай. Дал он мальчику шапку, топор и заячью головку. И пошел мальчик, пришел к деревне, а в деревне увидали и кричат: какой-то „дорожный” идет. А другие говорят: „Нет, это солнышко поднимается”. Его встречают, поздоровались, накормили-напоили и стали спрашивать у мальчика: — Какое у тебя, мальчик, есть ремесло? Мальчик ответил: — У меня есть ремесла немного: Потом он одел на голову шапку и шапка пошла сама с головы на голову. А был в той деревне богатый человек, у него была дочь, у которой был золотой зуб и она не могла говорить. У мальчика спрашивают: — Нет ли еще какого ремесла? А мальчик взял топор, тюкнул в пень, и топор пошел от пня к пню сам собой. Девка с золотым зубом смотрит и начинает разсмехаться. У мальчика спрашивают: — Нет ли еще какого ремесла? А мальчик показал заячью головку, связал19) на нитку и стал играть головкой и имать в дырки и приговаривать: „выть-эреве райка логе марке райка, Чита марке марке райка, таффа райка (пять копеек дырка, десять рублей дырка, сто рублей дырка, без числа дырка)”. Девка разсмеялась ха… ха… ха… и золотой зуб раскрошился и девку эту выдали замуж за этого мальчика, „завели” вежу и стали играть свадьбу. Конец. №7 Пашк-Талый. Талый пришел к деревне под гору, а на горе катаются ребята. Талый говорит: — Скатитесь, скатитесь, ребята, я вам дам по саням-самокаткам. Ребята и скатились, а Талый подставил кису20) высь и ребята все закатились в кису. Талый взял кису и понес. Нес-нес и захотел облегчиться, кису оставил и сказал ребятам: [12] — Я пойду за пять, за шесть варак21) „пашкать”22), a вы сидите тут. Талый пошел за пять, за шесть варак, ребята выскочили из кисы, на то место наложили каменья и оставили одного парнишка, а сами убежали домой. Талый вернулся и спрашивает: — Есть ли вы ребята? — Ли, ли (есть-есть) отвечает парнишка. Талый взял кису понес, несет, а сам говорит: — Как это тяжело. А парень из кисы говорит: — Мы есть, такто-то тяжело. Талый пришел к своей веже и говорит своей женке: — „Нянгай”, положь большой котел на крюк. Нянгай положила, а Талый зашел за вежу, тряхнул над котлом кису,23) мальчик вывалился из кисы, отскочил в сторону и встал рядом с котлом, а камни посыпались в котел, мальчик запел: „Муна атче шур нэйта. Муна анна шур нэйта. Муна вилле шур нэйта. Муна рыст-этче шур нэйта”.24) Нянгай заругалась: — Сраный Талушка, дристяной Талушка, колдунова парня принес, неси скорее назад колдунова парня. Талый понес назад. Нес-нес и принес под гору, где катались ребята и говорит: Беги один —знаешь дорогу. Им, дедушка, им (Не знаю, дедушка, не знаю), отвечает парнишка.Талый опять понес, принес уже к самой веже и посылает его: — Иди, теперь знаешь. — Не знаю, дедушко, не знаю — отвечает парень. Талый открыл двери в вежу и кричит: — Большой колдун, возьми своего сына, я твоего сына не убил и не сварил. Тут Талушку схватили и спрашивают: — Куда мы тебя, Талушка, „денем”, куда повесить, на березу, на ель или сосну? — Не весьте меня,— отвечает Талушка — на березу или сосну, а повесьте на ель. Талого свели и повесили на ель. Конец. Примечания: [3] [4] [5] [7] [8] [9] [10] [11] [12] © OCR Дмитрий Печкин, 2011 г. © Html И. Воинов, 2011 г. |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |