| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Русская Лапландия и русские лопари [38] III Занятия и промыслы лопарей. Лопарей нельзя вполне назвать ни кочевым, ни оседлым народом. Они переживают переходную стадию своей жизни, постепенно переходя от кочевого к полукочевому, полуоседлому быту. Вполне оседлыми им мешает сделаться уже то, что самые занятия, которыми они живут, заставляют их несколько раз в год переезжать с одного места на другое. Главные занятия их — рыболовство и оленеводство. Из них первое место по своему значению в жизни лопаря занимает рыболовство, как более его обеспечивающее и более доставляющее дохода. Рыбу лопарь продает русским купцам и выменивает ее на разные необходимые вещи. Рыба же дает ему возможность и уплачивать подати. Но сам лопарь больше любит оленеводство, чем рыбную ловлю. Стадо оленей, велико ли оно или мало, — самая главная его драгоценность. [39] В некоторых старых книгах можно прочесть, что будто бы лопари владеют огромными стадами оленей, число которых у богачей доходит до нескольких тысяч. До русских лопарей это нисколько не относится. Русский лопарь имеет стадо в несколько десятков оленей, а бедняк иногда всего несколько голов. Только очень богатые и притом немногие лопари имеют по нескольку сотен животных. Насколько баснословны рассказы о стадах по 10.000 оленей, видно из того, что всем русским лопарям вместе принадлежит около 25.000 оленей1). В последнее время оленеводство, как самостоятельное занятое, вообще падает у русских лопарей. Гораздо более удержались оленеводы-кочевники в Норвегии, несмотря на то, что там очень многие лопари перешли к полной оседлости. Встречаются и в Русской Лапландии оленеводы (так называемые фильманы), которые кочуют со своими стадами и ими только живут; но таковых очень мало. Обыкновенно олени служат лопарям только зимой — для езды и для пищи. Летом их отпускают на волю, в лес или горы, где много “оленьего моха”. Чтобы отличить своих животных от чужих, каждый хозяин клеймит их, порезав им ухо или повесив на шею деревянную дощечку с клеймом. Поздней осенью, когда лопари возвращаются в зимние погосты, они с колокольчиком в руках и вместе с собаками отправляются[40] разыскивать оленей. Когда собака доведет, его до места, откуда олени уже недалеко, лопарь начинает звонить. Олени бегут на звук колокольчика, а отстающих подгоняет собака. При этом часто многих не досчитываются: кого зарезал волк, кого застрелил свой же брат лопарь. Чтобы увеличить свое стадо, лопари иногда ловят диких оленей при помощи аркана, подманивая на ручных. Пойманных оленей укрощают тем, что привязывают к дереву и не дают им есть. Через 2—3 дня животное уже настолько укрощено, что ластятся к хозяину, узнает его, и тогда его можно уже пустить в стадо. Затем к езде оленей приручают таким образом. Вначале их обыкновенно привязывают длинной веревкой к тонкому стволу березы. Стараясь высвободиться олени сильно бьются и мечутся, и когда, наконец устанут, тогда вместо дерева к веревке привязывают санки. Веревку эту постепенно укорачивают, пока не удастся наконец, запрячь оленя, как следует. Лопарь любит своих оленей. Придя в свое стадо, он любуется каждым животным, каждому скажет что-нибудь ласковое, каждому дает какое-либо прозвище. “Никогда я не видал, — говорит в своем путешествии по Лапландии Д.Н. Бухаров, — чтобы лопарь ударил своего оленя”. “У них ведь тоже душа есть!” — говорили мне пазерецкие лопари о своих домашних животных, и в этом отношении все их соплеменники стоят несравненно выше многих, считающихся куда цивилизованнее их народностей”. Кроме оленей, лопари держат еще овец норвежской породы, привычной к суровому климату. Они до[41]ставляют шерсть, из которой делается сукно для юпы, чулки и колпаки, заменяющие летом шапки. Коровы и лошади встречаются у них редко, при чем лошади почти исключительно в южной Лапландии, где на них совершают небольшие переезды из Кандалакши по окрестностям. Но главное занятие, которым живет и кормится лопарь, — рыбная ловля. Рыбные тони, т.-е. места, где производится лов рыбы, расположены или внутри страны, по озерам и рекам, или же на берегу моря. В озерах всего более ловят сигов и семгу, а в мopе треску. Рыбной ловлей занимаются и мужчины, и женщины. Часто в то время, как мужчины заняты ловлей трески [42] в море, как более тяжелым промыслом, женщины производят лов на озерах. Рыбы вылавливается масса, потому что она всюду водится в изобилии, и ловля её не требует больших трудов и особенного искусства. Ловят ее разными способами: неводами, заборами, сутками, ярусами и острогами. Рыболовство, как главное занятие лопарей, регулирует весь порядок их жизни. В течение года лопарю приходится раза четыре менять свое местожительство. Как только наступит весна, он расстается со своим хоть плохим, но теплым пыртом и едет со всей своей семьей, с собаками и, если есть, овцами на отведенную ему миром тоню. Здесь, занимаясь ловом рыбы, он остается приблизительно до Ильина дня. После того он переходить на другое место, где пребывает часть августа. В августе он переселяется па новое, осеннее место. И только зимою, когда снег уже покроет землю, возвращается он в свой зимний погост, где проживает спокойно до следующей весны. Летом, в рабочее время, жизнь лопаря полна тяжелых лишений. Целые дни он проводит на воде, несмотря ни на какую погоду. Жара ли, холод ли или туман — он все равно тянет свою сеть, стоя по колена, а то и по пояс в воде. Подъедет он к берегу — тучи комаров облепят его. Укроется в своей веже — но тут дым, копоть, спертый воздух, и в этой духоте и тесноте должны жаться вместе 5—6 человек чтобы, скоротав белую северную ночь, с утра опять приниматься за ту же работу. Поздней осенью, когда мужчины уйдут к морю на тресковый промысел или отправятся в поиски за оленями, тяжело приходится остающимся женщинам и детям. [43] [44] Это самое трудное для них время. Часто до прихода мужей не хватает ни хлеба, ни соли, и единственную пищу составляет тогда рыба. Но и ее нелегко добывать в это время, когда случаются сильные волнения, при которых опасно выезжать в озеро. В хорошую же погоду женщины уезжают на целый день на промысел. Дети остаются одни, без всякого призора, случается, умирают от голода и разных случайностей: Частые перекочевки, непосильная работа и жизнь при самой дурной обстановке — в сырости, грязи, в вечно дымной веже, вредно отзываются на здоровье лопарей. Как ни крепки и не выносливы они, однако болезни не щадят и их. Смертность детей у них страшная. Притом же необходимость вовремя поспевать в какое-нибудь место заставляет лопаря не щадить при переездах ни больных, ни детей. Надо представить себе неудобства путешествий по Лапландии, необходимость обходить пороги, идти по болотам и лесам и притом со всеми принадлежностями своего промысла, чтобы понять, как тяжелы для лопаря его перекочевки. Хорошо еще, если перекочевка происходит в такое время, когда снег еще не растаял, и можно ехать на оленях. Тогда лопари весело отправляются в путь. Вот как слишком 30 лет тому назад изображает один из писателей2) перекочевку лопарей. “Сборы лопаря, — говорить он, — незатруднительны. Приведя оленей, он запрягает их в кережи, в каждую по одному. Кончив приготовления, они оставляют зимний погост, который совершенно пустеет. При криках: ги, [45] гo, гe, понуждающих оленей, лопари выезжают из погостов длинной вереницей. Каждое семейство, составляя особый поезд, едет к заранее условленному месту, не разбирая пути, и дорога для лопаря идет там, где он едет. Заблудиться ему нет опасности, потому что пустыни ему так же знакомы, как улицы города. Олени спокойно мчатся по глубокому снегу, лопарь же, свесив правую ногу на левый край кережи, заботится только о сохранении равновесия шаткого своего экипажа. Длинной вереницей тянется обоз маленьких санок; за ними олени с навьюченными спинами. На этих санках и вьюках все движимое имущество лопарей, между которым торчат там и сям детские головки. По бокам идут кучками лопари и лопарки, весело разговаривая; Дети резвятся и шныряют между взрослыми. Шествие это растягивается версты на две”. Спустя 13 лет после Дергачева Н. Харузин рисует совсем иную картину лопарской перекочевки. “Далеко не всегда, — говорить он, — перекочевка представляет такую веселую, привлекательную картину, даже если снег не стаял еще. Когда в оттепель приходится лопарю по колено идти в снегу, то на гору, то под гору, попадая в огромные лужи, когда ему приходится переходить через шаткий лед рек и озер, рискуя погибнуть самому и погубить семью и имущество, — веселого мало в таком переходе. Когда Летом в жару, под палящим солнцем, ему приходится бороться с остервенелыми речными порогами, поднимать свою лодку вверх по течению, переволакивать свою лодку от порога до порога или идти, наконец, в лесу или по низине, под преследованиями тысячей комаров и мошек, когда ему приходится переходить по камням или подниматься [46] на высокую гору обремененному поклажей, — то и лопарь устает и прекращает свой веселый разговор и молча идет, понурив голову, и — он устает. При таких условиях тяжко больным, и многие из них умирают. Многие дети не выносят трудного перехода и не доходят живыми до места производства промыслов. И жалеет лопарь больного и горюет о смерти ребенка, но сделать ничего не может, так как тяжелая нужда, горькая неволя гонит его с места на место. И знает он, что если пропустить несколько дней, уступив чувству жалости к ребенку или больному, он сам останется без хлеба на всю зиму и попадет еще в большую кабалу к своим хозяевам, из которой ему, пожалуй, при жизни и не выбраться3). Но печальнее всего то, что добытое с таким трудом и лишениями мало приносить пользы самому лопарю. И рыба и шкуры пушных зверей — все это за бесценок уходит от него к кулаку-купцу, который богатеет за его счет. Большинство лопарей находится в постоянном долгу у жителей Колы, беря у них различные товары в счет будущего улова рыбы. По окончании рыбных промыслов лопарь приезжает опять в Колу, чтобы уплатить свой долг. И вот как производится этот расчет. Рано утром, часов в 6—7, лопарь, уже сильно выпивший, является к своему “хозяину”. Прежде чем начать расчет, хозяин еще угощает водкой простодушного лопаря, чтобы сделать его поуступчивее. Когда лопарь достаточно подвыпил, начинают считать рыбу. Хозяин отмечает у себя в книге, сколько пудов [47] принято, лопарь у себя на бирке. Пуда 2—3, а то и больше, хозяин скинет или под разными предлогами заставить лопаря считать пуд за 1/2 пуда, а то и за 1/4 пуда. Если лопарь станет упрямиться, хозяин опять угощает его водкой, пока не уступит. Наконец, после долгих споров и угощений расчет окончен. Если даже улов быль xopoший, и лопарь заплатил весь долг, то ему все-таки необходима сейчас же и соль, и мука; не прочь он иногда забрать также чаю и сахару. Все это он и берет за оставшуюся рыбу. Пьяный, он не замечает, что хозяин ставит за все двойные и тройные цены. Но хозяин и этим не доволен. Он старается подсунуть ему и то, без чего лопарь свободно мог бы обойтись: и самовар, и пестрые чашки, и яркий платок. Лопарь, все более и более хмелея, берет уже не разбирая, сначала за рыбу, а потом и в долг. Начавши пить, он уже не скоро отрезвится и, благодаря своей бесхарактерности, часто подолгу не может вырваться из Колы. В конце-концов, он уезжает, опять сильно задолжавши своему хозяину и опять обязанный работать на него и следующий год. Кольские купцы как бы поделили между собой лопарские погосты, так что одни погосты работают на одного “хозяина”, другие — на другого. Лопарь редко получает за свой товар деньгами. Хозяин старается даже подати сам платить за него, чтобы он как-нибудь не ушел из-под его руки. Печальную известность из таких “хозяев” прибрел некто Мартемьян Базарный, про которого лопари сложили даже поговорку: “Спаси, Господи, оленя от волка, а нас грешных от Мартемьяна Базарнаго”. Такой способ торговли не только ведет к обедне[48] <..> их и к пьянству и к обману. Лопарь не <..>, что его обманывают, и идет к “хо[49]зяину” только потому, что нет другого средства сбыть рыбу. Прежде лопари были честны в торговых делах, теперь же стараются и сами обманывать хозяев, подсовывая им испорченную рыбу или дырявый мех. Торговля в Лапландии производится также на ярмарках. В определенное время съезжаются в какое-нибудь место кольские купцы и лопари из разных погостов, и в течение нескольких дней тут кипит торговая деятельность. Конечно, коляне привозят с собой водку, а также ситцы, чай, сахар и другие товары, которые идут в обмен на шерсть, шкуры оленей, дичь, рыбу и жемчуг. На деньги торгуют мало. Всего больше берут водки. Конечно, и здесь не обходится без злоупотреблений, но они не так велики в сравнении с теми, которые бывают при расчете в Коле. Кроме оленеводства, рыбной ловли и охоты, у лопарей есть еще некоторые побочные занятия. Многие из них занимаются извозом — зимой на оленях, летом на лодках. Весной они перевозят на оленях поморов, отправляющихся на мурманские промыслы. Хотя плата за провоз берется ничтожная, но так как промышленников бывает очень много, то в общем лопари выручают за это довольно порядочный доход. Осенью, когда промышленники уходят обратно из своих временных становищ, они оставляют на сохранение лопарям из ближайших погостов все свое имущество, часто довольно ценное: рыболовные снасти, шняки4), хлеб, соль и т.п. Лопари добросовестно остаются в становищах, охраняя их до тех пор, пока не замерзнет море у берегов [50] становища и не загородит к нему вход. Тогда они уезжают в свои погосты, и только время от времени наезжают сюда по очереди для наблюдения за вверенным им имуществом. Другие лопари занимаются рубкой леса и дров, которые они доставляют в Колу. Некоторые строят суда, занимаются выделкой кож и вырабатывают различные вещи из бересты, напр., чашки, корзины, которые продаются частью лопарям же, частью в Колу. Таковы важнейшие занятия лопарей, которыми они добывают себе пропитание. Положение их далеко не завидное. То, что добывается ценою страшных усилий и трудов, уходить по большей части в руки кольских кулаков и пропивается. Предметы их промыслов, и рыба, и шкурки пушных зверей — все это с каждым годом дорожает, а между тем приносит им все меньше доходу. Не только охота, но и рыболовство — важнейший источник их жизни — постепенно падает. Вместе с тем беднеют они и оленями. В торговле они стеснены кольскими купцами; болезненная страсть к водке губит их физически и нравственно. Лопари - бьются изо всех сил, чтобы выйти из своего тяжелого положения, но по большей части бесплодно. Большинство из них остается все в той же бедности и в той же кабале, в которую они впали уже давно и от которой не могут освободиться своими собственными усилиями без помощи извне.
[29]
<<<Предыдущая глава | Следующая глава>>>
© Текст Львов В. Л. , 1916 г. © OCR Лысенко И. А., 2010 г. © HTML Воинов И. В., 2010 г.
|
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |