| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Изд. "Русская земля. Область крайнего севера". Т I., Издатель: Типо-литография М.П. Фроловой. С.-Петербург, 1899 г. [316] 30. Просветители севера I. В истории северного края неизгладимыми чертами вписаны имена таких святых подвижников православной церкви, как Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Зосима и Савватий Соловецкие и Стефан Пермский. Великую пользу принесла их мирная, тихая деятельность великому делу просвещение инородцев-язычников светом христианской веры, их обрусение и вместе с тем распространение и упрочение в крае русской народности. Преподобный Трифон Печенгский, сын священника из окрестностей Торокка, молодым человеком ушел в «Лопскую землю», начал проповедывать лопарям слово Божие и основал на р. Печенге обитель (1550 г.). Кроткий нрав, подвижническая жизнь и простое обращение привлекли к нему простодушных лопарей и они толпами приходили креститься. В основан[317]ную пр. Трифоном обитель явились и другие подвижники, в том числе соловецкий инок Феодорит. Феодорит был человек выдающихся способностей, ему принадлежит перевод некоторых молитв на лопарский язык. Вместе с Трифоном он отправился в Москву хлопотать об устроении Печенгской обители. В Москве их приняли милостиво и дали новой обители щедрые пожалования. Феодорит на некоторое время остался в Москве и оттуда ездил в Константинополь с важным поручением от царя Иоанна Грозного к константинопольскому патриарху. Но не соблазняясь почестями, которые могли его ожидать в Москве, подчиняясь своему влечению к подвижничеству, Феодорит вернулся на далекий север и вместе с пр. Трифоном продолжал свои иноческие подвиги и апостольскую деятельность. Преп. Трифон, вернувшись из Москвы, построил церковь во имя св. Бориса и Глеба и продолжал деятельно трудиться над устройством Печенгской обители и просвещением лопарей. Преподобный Трифон умер в глубокой старости, горько оплаканный лопарями, которые и до сих пор свято чтут его память. В 1590 г. шведы разорили Печенгский монастырь, но дело преп. Феодорита и Трифона не погибло: их проповедь укрепила далекую окраину за Россией и за православием.[318] II. Преподобные Зосима и Савватий не занимались проповедью христианства среди язычников, но им принадлежит наиболее видное место среди тех лиц, которые потрудились над укоренением в северном крае русской народности и православия. Религиозно-просветительное влияние основанной ими Соловецкой обители всегда было так велико и широко, что эта обитель, сохраняя свое местное значение, приобрела значение общерусской святыни, к которой со всех концов Руси стремятся ежегодно десятки тысяч православного люда искать утешение или примирение с совестью. Преподобный Савватий жил в 15-м веке и подвизался сначала в Кирилло-Белозерском монастыре. Ища уединения, он удалился в монастырь на Валаам и посвятил себя многотрудному подвигу иноческому, пребывая постоянно в работе, молитве и посте. Но и здесь, как и на Белоозере, его вскоре стали прославлять за иноческие подвиги. Желая полного уединения, он однажды ночью, усердно помолясь Богу, вышел тайно из монастыря, отплыл с Валаама и начал пробиваться к Соловецкому острову. Достигнув Белого моря, старец пошел сначала на реку Выг, где жил при[319] храме инок Герман. Поведав ему о желании своем поселиться на острове, Савватий возбудил в нем то же желание. Иноки изготовили лодку, взяли с собою несколько рабочих инструментов, провизии и приплыли благополучно на остров Соловецкий (1429 г.). Шесть лет подвизались на острове блаженные Савватий и Герман. В долгие зимы не раз угрожала им опасность смерти от голода и холода. Герман, не выдержав такой жизни, ушел наконец с острова, и Савватий остался подвизаться один. В 1437 г. преподобный Савватий скончался, но дело его не погибло, так как остался в живых старец Герман. Через год по преставлении Савватия, с Германом встретился молодой инок Зосима, родом из села Толвуя, находившегося в Новгородской области, близ Онежского озера. С самых ранних лет Зосима обнаруживал глубокое религиозное настроение и наклонность к иноческой жизни. Когда Герман рассказал ему о Соловецком острове, Зосима обрадовался и стал упрашивать старца довести его туда. Тем временем родители Зосимы умерли. Предав их земле и раздав все свое имущество, Зосима вместе с Германом направился к желанному острову. При[320]быв туда, они не медля, приступили к делу: нарубив деревьев, поставили келию и осенили ее крестом, вскопали мотыками землю и засеяли ее семенами. На зиму старец Герман ушел, и преподобный остался один, терпел жестокую стужу и голод, находя силы в непрестанном труде и молитве. Весною возвратился Герман и привел с собою рыбака Марка, который принял здесь монашеский чин. Мало-по-малу стали приходить на остров и другие люди, искавшие спасение в иноческих подвигах. Тогда преподобный поставил небольшую церковь, во имя Преображение Господня, пристроил к ней трапезу и положил начало общежитию. Новгородский архиепископ Иона прислал новой обители свое благословение и поставил в ней игуменом иеромонаха Павла. Но игумен Павел и два его преемника не перенесли суровых трудов на уединенном острове и оставались тут недолго. Тогда братия избрала игуменом пр. Зосиму и просила новгородского архиепископа утвердить это избрание. Архиепископ Иона согласился, вызвал к себе преподобного и убедил его принять священство и игуменство. С радостью возвратился преп. Зосима в свою обитель и привез с собою много сосудов, одежд, хлеба и денег,[321] пожертвованных новгородскими гражданами. Число иноков в обители вскоре так увеличилось, что пришлось построить много келий и новый большой храм в честь Богородицы. За алтарем этого храма были поставлены нетленные мощи первого инока соловецкого, Савватия. Между тем некоторые новгородские боярские люди и корельские помещики начали теснить монастырь, говоря, что они единственные хозяева Соловецкого острова: ловили рыбу в монастырских озерах, а монахов к озерам не допускали, оскорбляли игумена и иноков словами и действиями, грозили даже разрушить монастырь. Преп. Зосима вторично отправился в Новгород и просил защиты у архиепископа Феофила. Архиепископ созвал к себе новгородских бояр и сообщил им жалобу препадобного. Бояре решили предоставить обители остров Соловецкий и вручили отцу Зосиме владенную грамоту; кроме того они щедро одарили монастырскую казну и ризницу и обещали и впредь доставлять все необходимое для монастыря. Особенно щедро одарила монастырь вдова посадника новгородского, Марфа Борецкая, пожертвовавшая обители села Суму, Сороку и Кемь. В 1478 году, чувствуя близких конец жизни, изнемогая от болезни и старости,[322] преподобный Зосима поставил игуменом умного и благочестивого инока Арсения, заповедав ему блюсти в целости устав монастырский и подвизаться со смирением. До последней минуты преподобный молился и поучал братию. Со слезами положили иноки преподобного в гроб, им самим приготовленный, и похоронили его за алтарем храма Преображение Господня. И по кончине преп. Зосимы, как и при нем, соловецкие иноки продолжали работать с молитвой на устах. Благодаря личному труду монахов, и богомольцев, и щедрым вкладам, монастырь Соловецкий уже давно стал одним из богатейших в России. В голодные годы он щедро делился с бедняками своим богатством, давал им работу и хлеб и, будучи сам хорошим хозяином, распространял полезные знание в народ. С любовью и благоговением чтит русский народ святых Зосиму и Савватия и нету места на Руси, где не гремела бы слава о Соловецкой обители. III. Весьма важное значение в истории северного края имеет деятельность св. Стефана, просветителя зырян. Св. Стефан родился в городе Устюге в семье причетника соборной церкви. С малых лет он ознакомился с зырянским языком, так как в Устюге жило много зырян.[323] Научившись грамоте и достигнув совершеннолетия. Стефан поступил в один из монастырей города Ростова и там занялся переводом церковных и богослужебных книг на зырянский язык, для чего изобрел особые буквы. Подготовившись к делу, взяв благословение от митрополита и грамоту от князя Василия Дмитриевича, Стефан отправился в страну зырян (1379 г.) и начал проповедывать слово Божие на берегах реки Вычегды. Многие крестились, но жрецы-кудесники стали возмущать народ против молодого, неопытного проповедника. Подстрекаемые жрецами жители одного зырянского селение хотели даже убить его, но влияние проповедника было так велико, что он был принят и жители крестились. Когда число христиан умножилось, св. Стефан построил первую церковь в Усть-Выми, во имя Благовещения. Чтобы показать на деле ничтожество идолов, он сжег одну из самых знаменитых кумирен, что произвело большое впечатление на народ. Благодаря своему смирению и самоотверженной преданности делу, св. Стефан заставил грубый народ полюбить христианство; зыряне сами стали приходить к св. Стефану, прося крещения. Св. Стефан построил еще две церкви и при них училища, где учили зырянской грамоте и изучали священ[324]ное писание. Учение шло так успешно, что через пять лет, когда св. Стефан был возведен в сан епископа, он мог назначить священников, диаконов и причетников из природных зырян; церковная служба совершалась на зырянском языке. Стефан был печальником и заступником своих духовных чад, заботился о их нуждах и потребностях. Во время голода он доставлял нуждающимся зырянам хлеб из Вологды, ездил в Новгород, в Москву ходатайствовать о защите их от неправосудие и притеснений чиновников. Св. Стефан скончался в 1396 г. в Москве, проведя 18 лет в апостольских трудах. Горько оплакивали зыряне своего начальника и заступника. Но дело св. Стефана не погибло. Его преемники продолжали его просветительную деятельность, пока весь зырянский народ не был обращен в христианство1. 1. Из соч. А. Владимировой, А. Круглова, А. Энгельгардта и Филарета, арх. Черниговскаго. © OCR И. Ульянов, 2008 © HTML-версия И. Воинов, 2008 |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |