В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Атлас Архангельской губернии с топографическим, историческим, экономическим и камеральным описанием. 1797 г.

ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА КОЛЫ

л. 869

Положение города.

Город Кола приморский и пограничный с Датскою и Шведскою Лапландиею лежит… между устьями двух рек Туломою и Колою, впадающих в Кольскую губу, делаемую Северным океаном. Местоположение имеет на самом мысу низкое, далее от оного гористое и возвышенное. Сей город с восточной и южной стороны окружен горами большею части каменными, небольшим лесом поросшим, между коими протекает упомянутая река Кола, а с северной и западной – рекою Туломой, между горами протекающею и Кольскою губою.

[12] Длина, ширина и фигура.

По проектированному вновь плану будет длинною посередине города вдоль берега реки Колы 450, а шириною посредине 260 сажен, фигуру имеет плоскую пятиугольную, с трех сторон реками и губою окруженную.

Расстояние от других городов.

Город Кола из всех российских городов ближе к северу. Расстоянием от губернского города Архангельска по сухому пути чрез Кемь и Онег 1021, от Кеми 525, а в другую сторону до норвежской границы 290 и до северного окиана 50 верст.

Воздух при перемене ветров бывает переменный, но для природных здешних жителей довольно здоровый. Вода при городе в реках и в губе во время прилива смешивается с солоною водою, а по тому и к употреблению не способна. Но во время ж отлива в реках, а особливо в Коле приятная и здоровая.

Герб города.

Герб кольский пожалован в 1781 год Ее Величеством Императрицею Екатериною второю из Правительствующего сената чрез Вологодское губернское правление. И изображается кит в голубом поле в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются. Ныне оная ловля жителями совсем оставлена.

Реки и рыбы в оных.

Реки Кола и Тулома, хотя и замерзают, но не совершенно, по причине весьма быстрого течения. Те же места по рекам, кои тихое имеют течение покрываются льдом в октябре месяце, а счищаются от оного в апреле, причем хотя и бывают немалые наводнения, однако же жителям городским по немалому возвышению берега никакого вреда не причиняют. Морской прилив и отлив в каждые сутки бывает по дважды, и вода против города подымается и опускает[13]ся от 4 до 6 футов, равным образом против города и в Кольской губе, которая от города к северному окиану простирается в длину на 50 верст, а ширину имеет неровную, по местам от 1625 до 1800 саже, устье ее широтою 2000 сажен. Во внутренности сей губы везде находятся безопасные становища, как для мореходных судов, большие же корабли до города доходить не могут, а останавливаются при урочище именуемой Корабельный камень. Рыбы в реках и в губе – сиги, щуки, окуни, налимы, сороги, язи, харьюсы, камбалы, кумжи, семга.

Историческое описание.

Кольская страна издревле принадлежала к Пермии или Биармии и обще с Двинскою страною покорена новгородцами. О сем покорении хотя точного сведения и нет однако же известно то, что в начале II столетия Кола была под властию новгородцев, а в 1471 году с Двинскою ж страною присоединена под державу Московских государей. В 1500 году на Кольскую волость имели неприятельское нашествие шведские финландцы, коих кольские жители побили наголову, а воеводу их взяли в плен. За то им от царя Федора Иоанновича в том же году дана грамота, освобождающая их чрез трегодичное время от платежа податей и прочих других повинностей и позволяющая им торговать.

Город Кола именовался сперва Колькою волостью, по способности и безопасности к пристанищу судам приходящим на морские промыслы. И по уважению положения оного во время бывшей при государе императоре Петре Первом со шведами войны в 1704 году построен в сем месте вместо прежде бывшего острога деревянный город или острог четвероугольный с четырьмя башнями по углам, который при том снабжен был воинскими людьми и снарядами, и управляем комендантами, воеводами, комиссарами и управителями, из всех коменданты управляли сим местом еще до [14] открытия города в 1692 года, по случаю бывшей тогда со шведами войны. При устранении ж в 1780 году на основании Ее Императорского Величества учреждения Вологодского наместничества переименован окружным городом. И по открытии в 1784 году Архангельского наместничества состоит в его ведомстве, в коем находятся нижеследующие присутственные месте: 1 – нижняя расправа, 2 – уездное казначейство, 3 – Нижний земский суд, 4 – комендантское правление, в коем комендант 6-го класса, 5 – Городовой Магистрат, 6 – сиротский суд, 7 – словесный суд, 8 – таможенная застава. А всего настоящего 1797 года вместо выписанных комендантов повелено быть городничих и вместо Нижней расправы Уездному суду. В городе Коле Управа благочиния не открыта, а потому оной на части и кварталы не делен. В сем городе находятся строения деревянные казенные: 1 – ветхой замок с пятью башнями, наподобие ограды, в 1704 году построенный вокруг коего имеется вырытый ров; во внутренности оного замка: 2 – дом, в котором помещены Уездный и Нижний земские суд, построенные в 1760 и 1781 годах; 3 – Уездное казначейство, построенное в 1780 году; 4. Городническое правление, построенное в 1737 году; 5. Правиантские магазины, ветхи, в 1742 году построенные; 6. Пороховые погреба в 1759 году построенные; 7. Артиллерийской цейхаус в 1742 году построенный; 8. Винной подвал в 1760 году построенный; 9. Тюремный острог в 1782 году поостренный.

Вне замка: 10. Городнический дом в 1763 году построенный; 11. Артиллерийской команды светлицы, ветхие, с мастерскою и кузницею, в 1759 году построенные;//

л. 870

12. Ротный дом в 1755 году построенный; 13. Портовая таможенная застава в 1778 году построенная; 14. Один амбар о двух [15] жилах при таможенной заставе, построенный в 1725 году; 15. На каменном фундаменте деревянной соляной магазин в 1788 году построенный; 16. Питейных домов два, из коих один с пивоварнею в 1764 году построенные. Общественные: 17. Городовой Магистрат в 1783 году поостренный; 18. Лавок торговых шесть; 19. Кузниц три; Всех домов в городе 158.

Исповедание веры.

Жители кольские ныне грекокафолического исповедания, которые долгое время находились в идолопоклонстве, где даже никаких знаков христианской веры не оказывалось, кроме одной часовни для моления приезжающих христиан на промыслы. Когда же в сей стране новгородец Трифон поселился в половине двенадцатого столетия близ датской границы при реке Печенге, то лопари, природные жители сей страны, его наставлениям начали обращаться к христианству и научаться закону божию. Но как сей Трифон был неосвященного сана, а иерея при себе не имел, то построенной при реке Печенге по благословению новгородского архиепископа церкви во имя Живоначальные Троицы освятить и новопаставленных во святой вере лопарей крестить не мог. Находясь де по случаю в волости Коле, где ныне город, нашел там Илию иеромонаха, коего взял с собою на Печенгу. Посредством сего иеромонаха освятил церковь и лопарей наученных Трифоном христианской вере окрестил, да и сам Трифон от него в монашеский сан пострижен. Для сей обители при народах вновь верою просвещенных в лето 1556 ноября 21 дня царь Иоан Васильевич тому же Трифону жаловал грамоту на угодья. По разорении Финляндцами швецкими реченного монастыря в 1590 году построен он был в самом городе Коле, а по разорении сей обители обще с городом в 1619 году. Сооружена она была близ города за рекою Колою, почему и именовалась Кольско-Печенскою, в 1701 году приписан сей монастырь [16] к дому архиерейскому, а по состоянии штатов упразднен и приписан к Кольскому собору.

Ныне же церквей имеется в самом городе соборная церковь деревянная холодная во имя Воскресения Христова, в ней два холодные предела: 1 – во имя Николая чудотворца, 2 – великомученика Георгия; на ней 19 глав, построена в 1681 году; да еще кладбищенская теплая, состоящая за рекою колой во имя святые Троицы, об одной главе, построена в 1761 году; 3- две часовни деревянные ветхие. На строение каменной соборной церкви в 1782 году от Ее Императорского Величества высочайше пожаловано 8000 рублей, но по многим публикам на сию сумму выстроить никто не вызвался.

Ежегодная ярмарка.

Торг бывает в здешнем городе Коле однажды в год собираются в марте и апреле месяцах из городов Архангельска, Холмогоро, Онеги, Кеми и их округ и из своего Кольского округа, так же из Корел. Разного звания люди для отъезда на море на рыбные и звериные промыслы, кои привозят с собою на продажу по небольшому количеству холстов узких крестьянской работы, уда рыболовные и прочие для жителей нужные вещи. А в Коле покупают промасленные лодки, называемые шняки, для путевого пребывания до становища, хлебные припасы, веревки продольничьные, пряденорастяжное, треску соленую, юфть и протчие мелочи по разному числу. А летом на судах привозят морем колькие и иногородние купцы из Архангельска и Онега на продажу съестные припасы и вещи, а напротив того покупают у кольских жителей рыбу семгу, треску, палтасину, пикшу и соленые, сухие головы тресковые, сало, мяхкую рухлядь, оленины и другие товары, которое все отпускается чрез море на тех же судах в Архангельск. Иногда жители кольские и со сторон с ними совокупившиеся на море пред осенью рыбные промыслы окан[17]чивают, тогда у оных на тех же промыслах купцы наезжающие те их промыслы скупают и в Архангельск в знатном количестве в исходе августа и в начале сентября отвозят и продают.

Число жителей.

Жителей в городе Коле вообще всякого состояния считается: мужеска – 485; женска – 407; в том числе мещан – мужеска – 240; в том числе записанных из кольских поселенцев – 28; женска – 201; церковнослужителей: мужеска – 5; женска – 6. Разночинцев мужеска – 204; женска – 135. Сосланных на поселение мужеска – 36; сверх записанных в мещане женска -65. //

л. 883

КАМЕРАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ КОЛЬСКОЙ ОКРУГИ

Смежность, длина, ширина и окружность.

Кольская окуга ограничивается к северу Северным Окианом, к северо-востоку и юго-востоку Белым морем, к югу Белым же морем и Кемскою округою, к западу Шведскою и Норвегскою лапландиями (по сочиненной в 1786 году сему уезду карте). В длину от востока к западу простирается на 620, а в ширину от юга к северу на 397, в окружности же 2781 версту1.

Звание жителей.

Кольский уезд населен жителями троякого рода, а именно: русскими крестьянами, лопарями и корелами. Собственно россияне и корелы под названием экономических и черносошных крестьян. Селения их по большой части находятся при реках, из внутренности уезда в Белое море впадающих и простираясь по берегу моря от села Керети до [18] Поноя, где духовными властями, которыми они принадлежали, прежде поселены для рыболовства и других промыслов. Поселяне сих волостей росту хотя и среднего, но гораздо рослее лопарей, лицом недурны, довольно здоровы, склонны к мореходству и при управлении судом проворны. Век их оканчивается по большей части около семидесяти лет, далее же проживают редкие. Женятся не раньше 20 лет, какового возраста и девок выдают в замужество. Свадьбы более бывают в зимние месяцы, в которые жители находятся в домах по возвращении с промыслов. Болезни, коими жители тамошнего края обыкновенно страждут, суть – горячки, кашли и другие, происходящие от простуды.

Упражнения.

Крестьяне упражняются зимою в заготовлении рыбных сетей, весною для рыбных промыслов делают сельдяные бочки, мореходные карбасы, лодки и другую деревянную посуду. Летом местами косят сено, ловят рыбу, по первозимью дрова и сено возят к дворам. Более же занимаются в удобное время рыбною ловлею при Терском и Мурманском береге, на Груманте, или на Новой Земле и на Шпицбергене. Женский пол зимою прядет и вяжет сети, весною ткет, летом носит сено, гребет и собирает оные, ходит за ягодами и грибами, помогает мужчинам и в ловле рыбы.

Промыслы.

Промыслы состоят большею частию в ловле рыбы, зверей и птиц, последних единственно для собственного употребления. Поселяне сего уезда вообще считать можно промышленниками, а не земледельцами ибо хлеба вовсе почти не сеют по суровости климата и неспособности земли, но от своих промыслов все нужное и необходимое себе получают. Крестьяне своими судами на море для промыслов ходят редкие, а многие, отходя в Колу, наймутся там у купцов в работу. //

[19] л. 884

Крестьяне здешние имуществом от промыслов хотя бы и могли быть гораздо прожиточные, но в рассуждении неурожая хлеба употребляют промыслом приобретенные деньги на свое пропитание.

Одежда.

Летом одежду мужчины верхную кафтаны обыкновенного крестьянского покрою носят и по большой части из серого или белого простого сукна. Под низ надевают балахоны холстовые и крашенинные. Избыточные же носят в праздники кафтаны из тонкого цветного сукна. Зимняя одежда: шуба долгие праздничные и короткие рабочие. Обувь носят в летнее время кожаные бахилы, а зимою от оленьих лап сопоги по названию пимы.

Женщины домашнее и вседневное платье употребляют холщовое и крашенинное: праздничное китаечное и кумачное, которое все сарафанами зовется. Убор головной носят из разных материй из шелковых, шерстяных и бумажных и из простых белых полотен и крашенин. Сии головные уборы называются сборниками, новойниками и сорочками. Девки носят повязки тех же материй, а на шеях низанье из мелкого бисеру.

Пища.

Жители сих волостей в пищу употребляют по большой части рыбу, капусту, репу, грибы и ягоды, а в мясоеды – оленье мясо, коровье молоко и дичь своего промысла, чем они по недостатку хлеба более и питаются. В долгие летние дня едят по три раза: обедают, паужинают и ужинают, в а зимнюю пору только бывает обед и ужин.

Крестьянские строения.

Крестьянские дома состоят обыкновенно из избы с подизбицей, с двором для скота, к которой пристроены клети для поклажи домашних вещей. У некоторых же находятся и белые горницы, кои по большой [20] части построены безо всякого порядка и расположения. Для свету употребляют лучину и сало, избы топят жарко.

Празднования.

Здешние крестьяне сверх обыкновенных больших праздников празднуют только храмовые своего прихода. В иных селениях о рождестве и о масленице на конях и оленях гуляют, нов есьма редко. Горки также о масленице инде делают. Игрищ не бывает, но девки собираются в один дом по ночам, сидят каждая со своей работой даже почти до самого утра, где между прочим поют песни, но сие бывает в немногих селах. Инде с Троицы на дни по Петрова выходят на луг, ходят в кругах и поют песни.

Лопари и исповедание их веры.

Лопари финского поколения и называют себя “само” – живут при погостах или в таких местах, где имеются для моления часовни. Приходом же принадлежат к Кольскому собору, ибо они приведены в христианство греческого исповедания. Сии погосты от города Колы находятся все в дальнем расстоянии и известны под названием Российской Лапландии. Лопари домов и строений сельских не имеют, а живут в землянках и берестовых вежах, по примеру Самоедов, в которых печей не имеют, но всегда содержат огонь разведенный на средине для варения пищи и для тепла.

Содержание и упражнение их.

Лопари в земледельстве вовсе не упражняются, а держат оленей и малое число овец, от которых получают себе пропитание и одежду, так как и о других промыслов. Зимою заготовляют бревна на продажу в коле на домовое и лодочное строение. Промышляют стрельбой из ружьев диких оленей, белку, куниц, лисиц и бобров. Весною и летом ловят на озерах рыбу, строят небольшие карбасы и лодки на продажу кольским жителям. Отлучаются также в надлежащее вре[21]мя на Мурманской и Терской берега для ловли трески и палтасины.

Пища.

Вместо хлеба в пищу употребляют сосновую мелкотолчонную кору, примешивая самую малейшую часть муки ржаной, пьют завсегда воду, а квас никогда не делают. Лошадей и коров не имеют, а все то доставляют одни олени.

Одежда.

Платье носят верхнее из белого и серого сукна наподобие самоядского куша, исподнее, овчинные полушубки, штаны из белого и серого сукна наподобие шароваров, а в праздники зажиточные употребляют кафтаны из цветного сукна. Лопарки так же вседневное платье – юпы долгие и сарафаны белые и синие холстяные имеют, а праздничные юпы из красного, зеленого и синяго сукон, так же и сарафаны, сшитые из китайки, каразеи и кумака. Головной убор носят: сорочки сшитые из кумака, каразеи и холста, на затылок прикладывается из красного сукна и белого холста высаженной бисером затыльник. Девки носят шелковые и каразейные повязки, на шеях ожерелье, высаженные из красного бисера.

Промыслы жителей сего округа.

На морских берегах ловят сельди, треску, сиги, кумжу и семгу. Сих различных родов рыб в промыслу бывает количество неравное, однако почти ежегодно не малое. Для ловли рыб употребляют невода, уды, различные сети, в реках ловят заборами. Лов сельдей крупных бывает в июне месяце, а прочих рыб от июня и до половины октября, сверх сего ловят мелких сельдей в апреле месяце неводами. В иные годы к берегам морским приходят нерпы, белуги, серуны и зайцы, то стреляют из ружей, и ловят сетьми при берегах и на льдах по морю плавающих. Главный же промысел производится следующим образом: в последних числах февраля или в марте месяце промышленники из разных округ Архангельской губернии и особенно из [22] поморских селений отправляются сухим путем в Колу для ловления трески и палтасины на Мурманском берегу. В Коле проводят они весну до самого времени лову, приготовляя припасы. А когда приспеет то время, в которое они должны отъезжать для промыслу, то отправляются в свои становища по берегам моря имеющиеся для житья нарочно построенные, лубы и амбары для поклажи рыбных инструментов и собственной провизии, что чрез зиму из платы отдается под присмотром тут близко живущим лопарям. И заготовив ярусы, то есть небольшие веревки привязывают уды с крючками, наживляя их сперва из земли выкопаемыми червями. На сию наживку попадается сначала приступившая в великом множестве мойва, так называемая мелкая рыба, которую потом чрез все время промысла употребляют в наживку на крючки, а когда сей мойвы мало, то и промысел невелик бывает. Ярусы в шняках вывозят в море так далеко, что и землю теряют из виду, и, запустив оные в воду, ездят подле их с конца на конец, и вытаскивая обирают с крючков рыбу треску и палтасину, и опять с направленной наживкою в воду пускают. У сих ярусов привязывают плавки, чтоб означить, где ярусы и чтобы веревки с крючками удобнее было доставать для снимки рыбы, таковые плавки по их названию зовут буи. Рыба на тех ярусах попадающая бывает, треска, весом в один пуд и меньше, и полтасина. Палтасы бывают от 5 до 10 пуд, а иногда и больше. Притом мелкую как треску, так и палтасину ловят удами из рук на небольших веревках, и та рыба удибною // называется.

л. 885

Привезжи с моря на берег солят рыбу в ямах, называемых скеями, иную так же в ленные и способные дня и то с весны до Петрова дня, сушат, развешивая на шестах или веревках. И когда сия высохнет, то собирают и на те же места развешивают другую. Сие сушение продолжают дотоль, пока теплота времени на то позволяет, [23] а иную еще, выняв среднюю кость, присаливают немного, и потом тож развешивают и вялят. Сушеная треска по вывозке с промыслов продается в городе Архангельском около 80 копеек и до 1 рубля пуд, и употребляется не только в здешней приморской стране, но и отвозится также во многие знатнейшие Российские города и места, а особливо в Санкт-Петербург и Москву в немалом количестве, где цена иногда до 2 рублей и более бывает. При сушении и солении трески головы от оной отрезывают, и тож сушат и вяжут в большие тюки и вывозят на судах в Архангельск, продают ценою пуд от 25 до 30 копеек. Сии головы в немалом количестве из Архангельска отвозят в Пинег, Шенкурск, Вельск и Краноборск, где во время ярмарок продаются тамошним обывателям. Соленую рыбу по вывозке в Архангельск продаются купцам архангельским, холмогорским и других городов, которые торгуют оною в лавках чрез всю зиму, и которую осенью покупают многие из крестьян разных округ для продовольствия своего чрез всю зиму. Сверх сего промышляют морских зверей: тюленей или нерп, белух, моржей, морских зайцев и китов. Отправляясь для сего некоторые в начале лета, другие де позже, а некоторые же и в самую осень путь свой предприемлют, запасаясь съестными припасами по большой части на целой год, потому что на сем промысле часто остаются и срез всю зиму. Отправляются на оной не токмо из поморских селений, но и из городов: Архангельска, Мезени, Онеги и протчих в небольших чукорах и лодьях, из которых на каждом промышленников от 9 до 19 человек бывает. Люди сии всегда имеются у хозяина на иждивении, от которого ходят они на сей промысел, сами же служат яко наемщики или участники добычи. Первые берут платы от 9 до 10 рублей в лето и доли из промысла уже не получают, последним плата не дается, а ходят они из паю, которой не для всех бывает равен, но различается по проворству промышленников, с которыми при отпуске хозяин делает в том договор. Прови[24]зияя как для первых, так и для последних запасается хозяином, так же и орудия для промыслов. Плавание при сих промыслов на Новую Землю и Шпицберген иногда бывает весьма трудное, и нередко случается, что промышленники на оном терпят великие несчастия, а иногда и совсем погибают. Сие происходит от множества носимых ветрами льдов, которые окружают суда со всех сторон, так что выбиться иногда не можно и суда растирает. Промышленники в надлежащие место благополучно прибывшие вводят суда свои в тихие становья, при которых по берегам находятся маленькие избушки, нарочно на сей случай ими же построенные. В сих живут они и зимою, промышляют песцов, белых медведей и оленей, которых там множество находится. Тамошние жилица их зимою иногда столько заносит снегом, что вон из них выйти бывает не можно. На топление сих употребляют прибиваемые к берегам деревья, которые приносит ветрами с матерой земли. В летнюю пору как на Новой Земле, так и на Шпицбергене промышленники много собирают гаговьего пуха, который вычищая и вывозя, продают в Архангельск не малою ценою и не менее как 4 рубля фунт.

Для ловли моржов избирают промышленники способное время и с привезенными орудиями разъезжают по морю около островов и льдов, на которые моржи часто из воды выходят, а увидев собрание сих зверей, стараются подъехать против ветра, чтоб моржи имея проницательное обоняние человеческого духа не слышали. В противном же случае они скоро убираются в море, а из-за ветру хотя и видят подъезжающее судно к ним, но не тревожатся и лежат на месте спокойно. Почему промышленники подъехав и вышед на берег или на льдину, закалывают прежде тех, которые ближе лежат к воде, а когда другие чрез заколотых пробираться будут, то и тех равным образом убивают, со всевозможною при том проворностию. Сим образом из убитых моржей составляется как бы [25] высокая стена, за которую, когда уже задним взлезать будет невозможно, тогда промышленники переходят чрез убитых, и новую стену из ползущих зверей делать начинают. Убийство сие дотоль продолжают пока не одного зверя живого не останется. Сии звери величиною бывают с хорошего быка, а толщиною и тяжестию иногда и превосходное. Силу имеют очень немалую и всю фигуру очень страшную, почему и убивать их случается не без опасности. Самые большие моржи водятся на Новой Земле около Матфеева острова и в проливе Вайгач называемом, средние за Каниным носом около Тиманского берега, самой мелкой породы в Гагарском заливе. По убытии моржей снимают с них кожи, которые тогда мягки бывают и обдирают подкожной жир или сало, коего лето от одного моржа от 7 до 20 пуд, а весною от 3 до восьми пуд, и кладут его в бочки без всякого приготовления. Выбирают потом из моржовой головы клыки и другие зубы и кости, а прочее все оставляют. Со всеми сими добычами, какие в землях оных приобретаются, не всегда удается промышленникам благополучно домой приезжать, но многие на море приключается несчастия, которые неминуемо требуют взаимной одного к другому помощи. О чем у них между собой находятся особливые условия. По приходе же благополучно к своим местам и по выгрузке моржовые кожи развешивают по жердям на дворах под открытым небом, где они дотоль висят пока из мягких превратятся в жесткие, потом мнут их в мялицах нарочно для того сделанных, и на последок в дело употребляют, и из них кроят ремни, на которых кареты становятся, вырезывают так же гужи к хомутам, а из обрезков варят клей для бумажных рабрик. Цена одной моржовой кожи от 7 до 10 рублей простирается. Сало ж моржовое привозится оттоль по большой части нетопленое и для того топят его дома на огне в медных котлах. Топленой в продажу производится в России, и отпускают так же оное и за море [26] в семипудовых бочках, которых смотря по промыслу от 2 до 10 тысяч в лето у города Архангельского на иностранные корабли нагружают. Пуд его в Архангельске продается по 3 ½ ðубли и более. Что ж касается до кости или зубов моржовых, то оные продаются по привозе в городе Архангельском весьма немалою ценою, отколь отвозятся они так же в Санкт-Петербург и Москву. Довольное количество их выходит в самом городе Архангельске, где весьма находятся искусные из сей кости. Резчики, которые различные вещи вырезывая высокою работаю продают как в том же городе, так и в других немалою ценою. 2

л. 886

Исповедание веры.

Все жители сего уезда грекокафолического исповедания.

Церкви, приходы и деревни.

Кольская округа состоит из 7 приходов, в которых находится церквей 16, погостов, сел и деревень 34.

Казенный и общественных строений в округе: деревянных – питейных домов 7; соляной амбар 1, соляных магазинов на каменных фундаментах – 2, обсерваторских домиков в 1772 году построенных 3; мельниц мукомольных – водяная – 1; ветреных – 2; перевозов – 15.

Число жителей.

Всех жителей в Кольской округе: мужска – 2419; женска – 2655; в том числе церковнослужителей – мужска – 23, женска – 35; экономических – мужска – 1415, женска – 1590; черносошных – мужска – 948, женска – 1030; отставных от воинской службы мужска – 33.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Старков В.Ф., Овсянников О.В. Археологические исследования на Шпицбергене. //Вестник Академии наук СССР. – 1980. – № 3. – С. 122-128; Старков В.Ф., Одинцов В.А. Некоторые проблемы арктического мореплавания и походы русских на Шпицберген. // Летопись Севера. – 1985. – Вып. П. – С. 147-161; Овсянников О.В. Поморская промысловая “энциклопедия” конца XVIII в. // Культура Русского Севера. – Л.: Наука, 1988. – С. 71-86.

2. Копанев А.И. Платежная книга Двинского уезда 1560 г. // Аграрная история Европейского Севера СССР. – Вологда, 1970. – С. 518; Архив ЛОИИ АН СССР, ф. 255, оп. 1, ед. хр. 15, ед. хр. 9

3. Смирнов П.П. Города Московского государства в первой половине XVII в. – Т. I. – Вып. I. – Киев, 1917. – С. 73.

4. Эта работа историками уже ведется: Лукьянченко Т.В. Расселение кольских саамов в XVI-XVII вв. // К истории малых народностей Европейского Севера СССР. – Петрозаводск, 1979. – С. 14;

Waling T. Gorter – Grönvik. Glimt fra vär elder handles – og hvalfrangstistorie i nordomrädone. – Arbok for Vardö, 1986, s, 8; Ola Saether. Nordmenn pä Murmankysten. Familien Eriksen pä Kildin. – Nordland Fylkesmuseums, Arbok, 1931, /map/; Lars Iver Hansen. Trude and markets in northern Fenno-Scandinavis A.D. 1550-1750. – Acta Borealia, 1984, 2, s. 47-79.

5. Центральный Государственный Военно-исторический архив, ф. ВУА, № 18558, ч. III.


1 Следующие разделы с описанием климата, долготы дня, поверхности, рек, озер и рыбы, качества земли, хлебопашества, скотоводства, леса – опущены. [17]

2 Далее опущены разделы с описанием соседних островов, земли. [26]

 

Источник: «Исторические связи Русского севера и Норвегии», сборник статей, Архангельск, 1989 г.

© Редакция, примечания Овсяников О.В.

© ORC Игнатенко Татьяна, 2011

© Нtml И. Воинов, 2011

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама:
*


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика