Кола. Старинный форпост Росиии на крайнем Севере. В письменных
источниках Кола впервые упоминается в 1264 году как поморское
поселение «волость Коло» в грамоте тверского князя Великому
Новгороду.
Город расположен в устье рек Кола и Тулома, на месте их впадения
в Кольский залив. Во времена царствования Ивана Грозного был
построен Кольский острог. В 15-17 веках Кола являлась отправным пунктом морских плаваний
на промысел к островам Шпицберген (Грумант) и Новая Земля,
а также была центром торговли региона. В 1854 году во время
Крымской войны, город был полностью сожжён и разрушен англичанами,
уцелели лишь Благовещенский собор и здание казначейства, построенные
из камня.
Полярный (Александровск, Полярное). Император Николай II, понимая огромное значение Мурмана для
России и необходимость его развития, одобрил предложение министра
финансов Сергея Юльевича Витте по устройству на берегу Екатерининской
гавани коммерческого порта и административного центра. После
посещения гавани в 1894 году Витте напишет в своих воспоминаниях:
"Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не
видел". Летом 1896 года начались строительные работы,
а уже 6 июля (24 июня по старому стилю) 1899 года был торжественно
открыт город Александровск, названный так в честь императора
Александра III. С 1939 г. — Полярный.
Мурманск. Основан 4 октября 1916 года. До апреля 1917 г. — Романов-на-Мурмане.
«Мурмáнами» русские люди называли древних норвежцев, норманнов.
Позднее слово было, перенесено и на землю, где происходили события
с участием пришельцев. "Мурманом" стали называть побережье
Баренцева моря, а затем и весь Кольский полуостров. Мурманск,
следовательно, — это «город на Мурмане».
Североморск (Ваенга). Военно-морская база Северного флота. Первое поселение возникло
на месте нынешнего города в 1896—1897 году. Поселенцы занимались
охотой, рыболовством и скотоводством. В 1917 году в поселении
проживало всего 13 человек. Поселение получило название по
имени губы и реки — Ваенга. В 1933 году бухта была выбрана
в качестве одной из баз для создаваемого Северного флота.
По окончании войны Ваенга, с учетом имеющегося обустройства,
была выбрана главным местом базирования Северного флота. В
1947 году из Полярного в Ваенгу перебазировались штаб и управление
Северного флота.
Фотоальбом участника
интервенции на Мурман, 1918-1919 гг.
Кольский залив, немецкая аэрофотосъёмка.
Фоторепортаж.
Празднование 9 мая в областном центре, 26 снимков.
С улыбкой на лице и со слезами
Осталась ты на пристани морской,
И снова шторм играет парусами
И всей моей любовью и тоской!
Я уношусь куда-то в мирозданье,
Я зарываюсь в бурю, как баклан, —
За вечный стон, за вечное рыданье
Я полюбил жестокий океан.
Я полюбил чужой полярный город
И вновь к нему из странствия вернусь
За то, что он испытывает холод,
За то, что он испытывает грусть.
За то, что он наполнен голосами,
За то, что там к печали и добру
С улыбкой на лице и со слезами
Ты с кораблем прощалась на ветру...
Николай Рубцов, 1962 г.
Факт
Всего в двух десятках километров от Мурманска
обнаружены рассыпные алмазы. Образцы с глубины 50 метров
извлекли буровики Мурманской геологоразведочной экспедиции,
занимающиеся поисками подземных питьевых вод в окрестностях
города.
Названий географических объектов с основой сосна насчитывается около тридцати: четыре Сосновых наволока; четыре Сосновых губы; остров Сосновец, прикрывающий губу Сосновку, в которую впадает река Сосновка, берущая начало в Сосновском озере; между островом Сосновец и берегом лежит Сосновская салма; губа Сосновая в Кандалакшском заливе у Турьего наволока имеет бухточку, называемую Сосновая заводь.
МОРЯК, МОРЯКИ — военнослужащие, матросы и старшины по призыву. Здесь в разговоре применяется более узкое понятие, оставляющее за скобками офицеров и мичманов. Как у англичан — о личном составе экипажа — “officers and men”, где под словом “люди” тоже понимаются матросы и старшины. Поэтому, однажды, когда молодой английский матрос услышал команду “человек за бортом”, и внимательно пригляделся, то сказал: “нет, это офицер!”
Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».