В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

"История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить".

Загадка старой английской карты или железная дорога-фантом

Несуществующий отрезок м.ж.д. на английской карте

Фрагмент английской карты "Россия & Финляндия" из атласа "The Times Atlas of the World". London, 1922 г.

Несколько лет назад, рассматривая английскую карту, изданную в 1922 г., я обратил внимание на странное несоответствие. На ней (карте), железная дорога не оканчивается на восточном берегу Кольского залива в Мурманске, а тянется вдоль западного берега Кольского залива и упирается в город-порт Александровск (ныне г. Полярный). Однако, никакой железной дороги, вдоль западного берега Кольского залива, никогда не было и нет.

Заинтересовавшись этим казусом, я стал просматривать имеющийся у меня материал, и обнаружил удивительное совпадение! На более ранней американской карте «Крупномасштабная карта России в Европе», выпущенной в 1918 г., был так же обозначен этот несуществующий отрезок (около 42 км). Получалось, что это не случайная ошибка.

Несуществующий отрезок м.ж.д. на американской карте

Фрагмент американской карты"Large scale map of Russia in Europe". 1918 г.

Сравнив обе карты, я пришел к выводу — несмотря на различие в масштабах, английская и американские карты сильно похожи. Они содержат одни и те же особенности. На обоих указана железнодорожная станция Масельская («Masselsk» на английской карте и «Masselskaia» на американской), на других картах того времени не отмеченная. Более того на обеих не отмечен Романов-на-Мурмане (Мурманск), хотя он был заложен еще в 1916 году, и армии союзников в нём уже побывали. Теоретически, английский атлас мог скопировать ошибки американской. Возможно, но откуда на американской карте появился этот отрезок железной дороги?

Тут необходимо вспомнить, что в первую мировую (1914-1918 гг.) войну, Россия была отрезана немцами от поставок из Европы на Черном море и Балтике, Архангельский порт замерзал на много месяцев, оставался Александровск (Полярный), действующий глубоководный незамерзающий порт. Порт Романов-на-Мурмане (Мурманск) ещё предстояло построить.

1916

Карта с выставки 2006 г. План направления ж/д линий, 1916 г. Никаких намёков на путь в Александровск нет. Дорога оканчивается на ст. Мурманск.

Если предположить, что железную дорогу планировали протянуть вдоль левого берега Кольского залива до Александровска, то эти планы и могли стать причиной появления на картах союзников (американцев и англичан) несуществующего отрезка. Вроде бы всё сходится.

Однако, побывав в 2006 году на выставке посвященной 90-летию постройки Мурманской железной дороги, осмотрев документы и планы строительства, никаких упоминаний об этом участке я не нашел. Что странно, никаких упоминаний об этих планах нет и у историков-краеведов. В частности, у авторитетного историка И. Ф. Ушакова в его работе «Мурманка», об этом ни слова. Загадка оставалась.

Спустя некоторое время, на американском сайте аEducational Technology Clearinghouse, натыкаюсь на карту-схему «The Murman Coast and Archangel, 1918», на которой ясно вычерчен этот отрезок. Там же, вижу еще одно подтверждение — карта 1920 г. «Russia in Europe and Caucasia». И тут же, нахожу этот отрезок уже на немецкой карте изданой в Лейпциге аж в 1924 г. Чудеса, да и только! Если предположить, что англичане и американцы копировали ошибки друг у друга (всё таки союзники), то уж о немецкой точности и аккуратности говорить не приходится.

1918

1920

1924
Фрагмент карты-схемы "The Murman Coast and Archangel", 1918, изданной в 1920 г. Фрагмент карты "Russia in Europe and Caucasia", 1920 г Немецкая карта "Nordpolarlander", 1924 г.

Идём дальше. Работая над оцифровкой книги В. Н. Семенковича “Север России в военно-морском и коммерческом отношениях”, 1894 г. издания, читаю: «..Такая дорога коснется Кандалакшского залива Белого моря и выйдет к Екатерининской гавани Кольского залива или к другому пункту, удобному для сооружения незамерзающего порта на Мурмане..» Эти строчки косвенно подтверждают, что первоначальный замысел подразумевал развитие порта Александровск, как конечного пункта Мурманской железной дороги, но впоследствии планы были изменены.

На вопрос: отчего в разные годы, американцы, англичане и немцы, вопреки реальному положению вещей, продолжали вычерчивать на своих картах, этот несуществующий участок дороги? Ответа пока нет. Можно предположить, что этот несуществующий отрезок есть результат некоей игры контрразведки союзников по дезинформации германского генштаба, но это пока лишь безосновательное представление.

Исследование продолжается.

© И. Воинов, 2005-11 гг.


 

Источники:

 

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: Бородач сделал пересадку волос на голове турция www.wellturkey.ru. *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика