В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Д. Н. Островский

Изд. "Русская земля. Область крайнего севера". Т I., Издатель: Типо-литография М.П. Фроловой. С.-Петербург, 1899 г.

[139]

10. Путь из Кандалакши в Колу.

Из всех лодочно-пешеходных путей на север путь из Кандалакши в Колу наиболее устроенный и легкий. Местами пеше[140]ходная дорога так хороша, что производит впечатление проезжей. На некоторых протяжениях, даже камни убраны в сторону и лежат маленькими барьерами. Иногда дорога суживается в тропинку и вьется по гористым и каменистым переходам. На болотистых местах проложены мостки или тротуары, в четыре пластины, с круглыми бревнами по бокам. Местами различается зимнее и летнее направление дороги. Дорога часто прерывается, озерами и речными плесами, по которым сообщение производится на лодках. Переходы по дороге от одного озера до другого называются "тайболами". Этот путь пройден многими туристами и даже туристками. Проходящее по Кольскому полуострову уплачивают прогонные по числу почтовых, лошадей, но каждая лошадь заменяется двумя ямщиками — лопарями, которые провожают путника от станции до станции, несут его багаж, не свыше 2-х пудов на носильщика, и везут его на лодках по рекам и озерам. Ружье и удочка всегда доставят к столу путника рыбу (кумжу, хариусов, семгу, окуней, сигов) и дичь (глухарей, белых куропаток и уток разных пород). По дороге встречаются в изобилии грибы и ягоды. Надо принимать во внимание, что летом внутри Лапландии термометр нередко показывает +20° и[141] 25° Ц. в тени, и хотя вечер, ночь, утро и день в этих широтах определяются только часами, так как солнце не сходит с горизонта, но все-таки идти лучше ночью, когда бич севера — комары не так осаждают. Во время ходьбы на лицо следует надевать от комаров тюлевую вуаль — «накомарник», а в палатке или в избе зажигать так называемые Соловьевские курительные свечи. Расстояние между Кандалакшей и Колой по летнему пути 229 1/2 верст и обыкновенно проходится в 3 суток.

Высокие утесистые горы, нередко только до половины покрытые лесом, пробирающиеся между ними и с шумом несущиеся по камням порожистые реки и потоки, широкая гладь пустынных озер постепенно развертывают пред глазами идущего по Лапландии путника ряд бесконечно разнообразных, чарующих своею дикою прелестью картин. Особенно привлекает к себе внимание путника, огромное озеро Имандра, имеющее по прямому направлению с юга на север в длину 100 верст и в ширину от 5 до 30 верст. К западу оно образует несколько длинных и широких заливов. На южном берегу озера станция Зашеек, на западном станция Иокостров, против которой на противоположном восточном берегу[142] высятся громады Хибинских гор с остроконечными снежными вершинами. Далее к северу против острова Высокого он круто спускаются в озеро и образуют дикое и мрачное ущелье Юмъегор, идущее с запада на восток и представляющее собою узкую щель между нависшими каменными скалами. Ущелье находится на высоте 1.835 фут. над уровнем озера, и из него открывается живописный вид на озеро Имандру, с его островами и заливами, и на пестреющие снежными пятнами среди лесов и холмов величавые тундры Чум и Монч. Очень живописны так же берега р. Колы. Не доезжая по ней до г. Колы 30-х верст, путник выходить на берег и поднимается на гору Суоловарака, с которой открывается один из живописных видов Лапландии: справа бурно несется по порогам река Кола, слева быстро, но плавно течет широкая Тулома, между ними внизу на мысу рассыпался маленький городок Кола (68° 52' с. ш). с белой громадой своего собора, прямо среди гор теряется и уходит вдаль к океану Кольский залив. Красивая Лапландия, с начала до конца пути, дарит любителя природы минутами высокого восторга и наслаждения.

С прекращением пароходных рейсов по Белому морю и Северному океану и[143] по наступлении зимнего пути, что однако случается обыкновенно не ранее начала декабря, по этой дороге между Кандалакшей и Колой открывается почтовое сообщение на оленях. В конце февраля и в начале марта по этому пути проходить ватаги покручеников (рыбопромышленников) на Мурманский берег. Зимний путь несколько короче летнего (215 верст) и при благоприятных условиях, т. е. при хорошей погоде и без задержек на станциях по случаю поисков оленей, может быть совершен в 11/2 сутки. Самый характер пути совершенно изменяется. Дотащившись «лежаком» в одиночку от Кеми до Кандалакши, путник садится здесь на оленей. Для езды на оленях по русской Лапландии употребляются троякого рода экипажи: чунки-санки с высокими полозьями, кережки, имеющие вид корыта, заостренного с одного конца и болок, т. е. кережка, поставленная на полозья и закрытая парусинным верхом. Хорошо устроенный болок тепел покоен и удобен в дурную погоду или на очень длинных перегонах. В кережку впрягается или, вернее, к ней привязывается веревкою, идущею от надетого на шею хомутика, всегда только один олень; в кережке можно ехать только одному и самому надо править оленем, что требует[144] некоторой сноровки и самого терпеливого и кроткого обращения с оленем, бить которого совершенно бесполезно и никогда в Лапландии не допускается. Управляются олени всегда одной возжей и погоняются длинною двухсаженною палкою (хорей). В болок и санки впрягается пара, тройка и даже четверня оленей. Картина оленьего поезда или «райды» следующая. Вещи укладываются и увязываются в кережки; все становятся у своих оленей, крепко намотав на правую руку возжу, и ждут когда тронется передний лопарь — проводник, райник. Райник вскочил в кережку и полетел вперед. За ним вскач стремглав бросаются остальные олени. Перегоняя друг друга, несутся олени, стараясь изо всех сил догнать своего переднего товарища и не разбирая ни камней, ни круч, ни выбоин. С обоих сторон над ухом путника слышится свистящий храп, мелькают разинутые морды, болтаются окровавленные языки, черные глаза горят диким огоньком. В этой сумятице рогов, в вихре летящего из под копыт и залепляющего глаза снега несется райда две-три версты, пока не вылетит из лесу на полянку или на простор озера, где райник вдруг сворачивает своего оленя в сторону, выскакивает из кережки и втыкает в[145] снег свой хорей — знак остановки. Происходит еще большая путаница. Разбежавшиеся санки и кережки бьют оленей по ногам, те прыгают, бросаются в сторону, наконец останавливаются и жадно хватают снег. Далее олени бегут уже обыкновенной мерной рысью один за другим, вереницей, тяжело дыша и высунув языки, как собаки. Через каждые 7-10 верст снова короткая остановка для утоления снегом жажды оленей, и так до следующей станции, где на свежих оленях снова бешенная скачка, затем мерная рысь и т. д. и т. д.

Путешественнику по Лапландии зимой не раз приводится наслаждаться и дивными лунными ночами, и чудным зрелищем северного сияния (сполох). Дивное зрелище! Но само собою разумеется, что отправляясь зимой в Лапландию, надо быть готовым и к другим, подчас тяжелым условиям. Страшные морозы, леденящий кровь ветер — «хвиюс», вьюги, метели могут застигнуть путника в пути и потребовать от него мужества в перенесении невзгод.

*) Источники и пособия: "Систематический сборник очерков по отечество ведению" Спб. 1898 г.; Э. Реклю.
"Земля и люди" т. V; "Живописная Россия". Т. I ч. I; Д.Н. Островский "Путеводитель по Северу России". Спб. 1898 г.;
П. Семенов "Геогр. словарь Российской Империи"; "Энциклопедический словарь", изд. Брокгауза и Ефрона; А. П. Энгельгард "Русский Север"; К. К. Случевский. "По северо-западу России"; учебники П. Белоха (в переработке А. Соколова), С. Меча и мног. друг.

 

© текст, Д. Н. Островский, 1899

© Научная библиотека КГПУ

© OCR и HTML-версия, И. Воинов, 2007

© Кольские карты, 2007

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама:
*


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика