| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов | |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век |
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии [231] 295. Гавриловский приход1). Гавриловский приход состоит из Гавриловского становища, лежащего на Мурманском берегу, в 30 верстах от Тириберки, в 180-ти от г. Колы и от г. Архангельска зимним путем в 1347-ми и летним в 670-ти, из Голицынского выселка, на р. Вороньей, в 15-ти верстах от Гавриловского становища, и из Шельпинского становища, на Мурманском берегу, в 20 верстах. Жителей в них к 1896 г. 42 м. п. и 38 ж. п. Гавриловское становище или колония, подобно Тириберке, было основано в семидесятых годах нынешнего столетия пятью-шестью корельскими семьями, переселившимися сюда из Кемского у. для рыб[232]ных промыслов. В скором времени это становище сделалось самым многолюдным во время навигаций из всех становищ по Мурманскому берегу. Первоначально все религиозные требы во время каждой навигации исполняли нарочито для того приезжавшие сюда, по распоряжению епархиального начальства, священник или иеромонах; в остальное же время года исполнение треб лежало на обязанности священника Тириберского прихода, к которому становище было причислено. Затем в 1893 г., по ходатайству епархиального начальства, из трех названных небольших селений образован был самостоятельный приход “Гавриловский” с особым причтом при Никольской церкви в Гавриловском становище, бывшей до того времени приписной к Тириберскому приходу. Церковь эта строилась в г. Архангельске на средства Кронштадтского жителя А. Пасскаго, перевезена была в разобранном виде в Гавриловское становище и здесь освящена покойным настоятелем Архангельского монастыря, архимандритом Ювеналием, во имя святит. и Чудотв. Николая. Устроена она по плану, изданному Св. Синодом для церквей Мурманского берега, имеет крестообразную форму, снаружи обшита тесом и окрашена; внутри алтарные стены обиты филенками, окрашенными лазурью; крыта железом. В одной связи с ней в прошлом 1895 г. устроена колокольня, Иконостас одноставный с большими хорошей работы иконами. Главным и единственным радетелем об благоустройстве этой церкви является нынешний церковный староста, Сумский мещанин Иван Григорьевич Демидов, устроивший на свои средства колокольню, обивший оба здания тесом и снабдивший церковь утварью и ризницей. Главным источником к содержанию ее служат пожертвования рыбопромышленниками трески и др. рыбы, от продажи которой им же выручается от 50 до 200 р. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 31 р. 15 к. и свечной прибыли 78 р. 30 к. [233] В том же Гавриловском становище рыбопромышленниками же еще раньше церкви устроена часовня в честь Успения Божией Матери, довольно благоукрашенная, в коей совершаются всенощные бдения и водосвятные молебны 29 июня, 20 июля, 6 и 15 авг. Такая же благоукрашенная, только более древняя, часовня находится в Шельпянском становище, устроенная в виде церкви с колокольней над папертью. Для обучения детей 2 окт. 1895 г. открыта в одной из комнат причтового дома школа грамоты, в коей занимаются члены причта безвозмездно. Учащихся в 1895/6 уч. г. 3 м. и 4 дев. Священник и псаломщик получают жалованья 784 р. и дохода до 50-ти р. Причтовый дом устроен в 1892/3 г.г. на деньги (1100 р.), вырученные от продажи жертвованной трески. Священником состоит Иоанн Алексеев Зуев, 60 л., студ. семин., в сане священника с 14 янв. 1858 г. и на занимаемом месте с 21 дек. 1893 г. Псаломщик Арсений Ильин Иванов, 40 л., на епарх. службе с 31 марта 1886 г. и на настоящем месте с 5 марта 1894 г. [231]
<<< к оглавлению || следующая глава >>>
OCR Monia Rosomaha, 2010 HTML И. Воинов, 2010 |
начало | 16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 20 век | все карты | космо-снимки | библиотека | фонотека | фотоархив | услуги | о проекте | контакты | ссылки |