В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Тень третьего рейха над Арктикой

Сегодня никому не надо объяснять роль Арктики в современной мировой экономике. Отсюда большой интерес, особенно со стороны США, к ее российскому сектору, где, кроме энергетических запасов, пролегает и столь значимая транспортная артерия, как Северный морской путь. Трасса СМП является национальной транспортной магистралью вдоль всего северного фасада России. Активизация за последние 10-15 лет деятельности ВМС США, НАТО и их союзников и партнеров в зонах геополитических и экономических интересов РФ почему-то не вызывает реакции со стороны российского руководства. Это, как показывает история, чревато тяжкими последствиями. Интерес к Арктике проявлялся как в Первую, так и особенно во Вторую мировую войну.
Некоторые историки Второй мировой войны до сих пор продолжают акцентировать внимание на особом интересе Гитлера к Антарктиде. Об этом достаточно много интересной литературы, но мало фактов.

А между тем не меньший интерес гитлеровцы проявляли и к Арктике, в частности советской. Такие факты установлены, но мало исследований и литературы по этой теме. Почему? Вопрос интересный, но пока без ответа.

В периодической печати появлялись отдельные материалы о присутствии гитлеровцев в советской Арктике в период Второй мировой войны, но они забывались, и им не придавалось особого значения. А между тем следы такого присутствия до сих пор находят не только в западном секторе Арктики, но и далеко на востоке.

Еще задолго до начала Второй мировой германское военное командование в своих планах отводило важное место Северному морскому пути (СМП). Оно считало, что Кригсмарине и Люфтваффе должны постоянно и всемерно воздействовать на силы Северного ВМФ и Главного управления морского пути в морях Арктики, что позволит немецко-японским торговым судам без помех ходить из Германии в Японию и обратно.

Здесь нужно отметить один момент: в отличие от советского руководства (грешит этим и нынешнее), а в широком смысле российского, все другие руководители планируют интересы своих стран на долгую перспективу. Это особенно относится к таким странам, как США и Германия. Наша перспектива сегодня даже до 20-30-х гг. выглядит как-то неубедительно, потому что там в основном пустые фразы и никаких четких действий:

Сто тридцать четыре часа полета германского дирижабля "Граф Цеппелин" летом 1931 г. под эгидой международной научной экспедиции над Арктикой дали больше результатов, чем незавершившаяся экспедиция ледокольного парохода "Челюскин" (1933-1934 гг.). Но результатами полета дирижабля воспользовались только немцы. Здесь и далее поражает, что в соответствующих органах СССР почему-то не задумывались о деятельности нацистов в нашей Арктике, а ведь сигналы были. Наша доверчивость или что еще хуже? Существует мнение, что многое о советском секторе Арктики немцам еще перед войной рассказали и показали мы сами, особенно во время перехода на Тихий океан все того же рейдера "Комет" (1940 г.), хотя прекрасно знали, что делать этого не следует.

Как бы то ни было, приходится констатировать тот факт, что немцы знали обстановку по СМП лучше, чем мы сами. У командиров немецких субмарин были карты точнее наших и такие источники информации о навигационной и ледовой обстановке, что нет никаких данных об их навигационных авариях за весь период Второй мировой войны, хотя их активность в арктических морях в то время удивляет. А ведь примеры навигационных аварий советских судов в ту пору не редкость. Это и не удивительно, если учесть, что в предвоенные годы в Союзе только за 1938-1939 годы было репрессировано 673 руководящих работника Главсевморпути. Можно понять, как этим пользовались нацисты, осуществляя свои планы в нашей Арктике.

Если рассмотреть схему размещения тайных немецких баз в Арктике, то все они, за исключением островов архипелага Земли Франца-Иосифа, расположены вдоль трассы СМП, вплоть до устья Лены.

Возьмем две крайние точки немецкого присутствия в советской Арктике в период войны: западную - порт Лиинахамари (недаром у моряков СФ эта база носит фольклорное название "Лихо на море". - Прим. авт.) и восточную - устье реки Лены. Расстояние в тысячи миль, и, как не удивляться, в период войны нацисты здесь чувствовали себя больше чем уверенно. Говоря языком пропаганды, "они уверенно смотрели в будущее", иначе как определить строительство секретного завода в Лиинахамари и тайного порта в устье Лены?

Лиинахамари - интерес к этому месту нацисты стали проявлять еще с 1937 года. В июне 1943 года к лиинахамарскому причалу ошвартовались суда. Они доставили из Германии оборудование для специального бурения горных пород. Очень скоро пробивание штолен и казематов на территории спецстроя стало вестись круглые сутки. Основной рабочей силой были советские военнопленные, которые так и не вернулись домой. Одновременно с этим началась реализация грандиозного плана по обеспечению района Лиинахамари всеми видами защиты. Шла война.

Пленные рубили в скалах Девкиной заводи многометровые штольни для сооружения цехов какого-то завода, и даже помещения для госпиталя. Строительство велось в условиях такой секретности, что даже немецким солдатам строго запрещалось появляться на территории спецстроя, тем более заходить в штольни.

Тайна этого завода не разгадана до сих пор. Известно лишь, что сырье для него доставлялось с полуострова Таймыр специальными субмаринами рейха. Загадкой остается и то, как построены этот завод и госпиталь. Помещения, находившиеся значительно выше уровня Баренцева моря, постоянно затоплены водой. Попытки откачать ее остаются тщетными - первоначально вода из затопленных сооружений вроде начинает уходить, а затем словно включается какое-то реле, вода вновь заполняет все помещения, вырубленные в скалах Девкиной заводи.

Надо сказать, что любопытством наши соотечественники особо не отличаются. Нет интереса не только к самому заводу, но и к сырью, доставлявшемуся сюда с Таймыра, которым, наверное, являлась урановая руда, а ведь уран мы приобретаем за рубежом за большие деньги.

Секретная немецкая база в устье реки Лены до сих пор считается самой восточной из всех известных сегодня баз, созданных нацистами в советском секторе Арктики. Тайная база на Лене впервые была обнаружена только в середине 70-х гг. прошлого века (косвенные ее признаки обнаруживались и ранее. - Прим. авт.). Очевидцы рассказали, что на левом берегу Быковской протоки существует 200-метровый бетонный причал, на котором через каждые 10 метров в бетон вделаны мощные швартовые кнехты; непосредственно к причалу примыкает большая расселина, практически полностью заваленная взорванными скальными породами; рядом с причалом были складированы несколько сотен 300-литровых бочек с соляркой. Для чего создавалась такая мощная база, загадка до сегодняшнего дня.

Однако интерес к этим местам продолжает существовать и в настоящей Германии. Одна из фирм организует туристические маршруты в эти места, и уже за 2003-2006 годы здесь побывали 12 туристических групп (1,5 тысячи немецких и австрийских туристов). Любопытно!

Авторы книги "Арктические тайны III рейха" (изд. "Интан", Мурманск - СПБ, 2007 г.), подробно рассказывая о загадках нацистских баз в Арктике, тоже не могут ответить на все вопросы и уповают на то, что ответы находятся в советских закрытых архивах, не говоря уже об архивах Германии. Но, увы!

Архивы хранят еще много тайн, которые не спешат раскрывать по многим причинам, об одной из них говорит в январском номере "Слова" В.М. Фалин: "Почему американцы захватили как трофеи все документы из последней штаб-квартиры Гитлера в Цюрихе в апреле-мае 1945 года, почему ни одного исследователя они к этим документам не допускают? Там все счета, там все записи переговоров. Ведь контакты американцев с Гитлером прервались в декабре 41-го. Если мы с вами этого не поймем - не узнаем, почему такая трагедия в таких масштабах совершалась на наших просторах". Вот почему до сих пор мы не можем понять простые моменты Второй мировой войны.

Несомненно, в архивах нацистов, попавших в большинстве в США, есть сведения и о базах в Арктике. Как иначе объяснить интерес ВМС США к немецкой базе на Земле Франца-Иосифа? Там у берегов не раз обнаруживались подводные лодки США: Район Лиинахамари тоже интересует американских подводников. Там 11 февраля 1992 года американская атомная подводная лодка "Батон-Руж" столкнулась с советской АПЛ. Официально было объявлено - "около Мурманска", на самом деле - в районе Девкиной заводи. Что они здесь вынюхивают? Загадки остаются!

В конце 50-х гг. прошлого века среди сопок на берегах губы Большая Западная Лица появился первый городок североморских подводников-атомщиков. Из соображений секретности в советское время его называли по-разному: Североморск-7, Мурманск-150, Заозерный, но для моряков-североморцев он всегда был и остается Западной Лицей - столицей атомных субмарин Северного флота.

Сегодня трудно поверить, что когда-то именно здесь на вполне законных основаниях существовала нацистская "Базис Норд".

В первые годы, когда зарождалась наша база, еще встречались здесь такие странные названия, как "завод гидросамолетов", "немецкий КПП", "немецкий причал". Мы воочию видели (автор служил в Западной Лице) следы некоего прошлого, но тогда увиденное относили к следам войны. Отдельные советские историки относили это к 100% "липе", а потому отвергали всякое наличие секретной немецкой базы в этих местах.

Но, несмотря на все сомнения отдельных наших историков, секретная база нацистов на Мурмане не только была создана, но еще и активно эксплуатировалась. К сожалению, наши реальные знания о ней пока очень скудны.

Вполне естественно, что такая крупная нацистская база на советской территории, да еще в период уже начавшейся Второй мировой войны, не могла долго оставаться в тени. Англичане узнали о ее существовании в феврале 1940 года и даже готовили на нее высадку англо-французского десанта. Поэтому 5 сентября 1940 года гросс-адмирал Эрих Редер принял решение о ликвидации "Базис Норд".

Можно сделать только один вывод: именно в конце 30-х годов XX века на "Базис Норд" зарождалось большинство арктических тайн III рейха.

 

© Вадим КУЛИНЧЕНКО
капитан 1-го ранга, ветеран-подводник

Военно-промышленный курьер, №16 (232) 23 - 29 апреля 2008 года

Дополнительно:

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: Профессиональная сертификация тр тс - у нас высокое качество услуг *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика