В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

 

М. Н. Тихомиров

Борьба русского народа за выходы к морю в XIII-XVII вв

Кроме небольшого участка побережья Финского залива, Россия издавна владела громадными по протяжению берегами северных морей - Белого и Баренцева. Баренцево море было известно русским под характерным названием "дышучего", т.е. незамерзающего моря, круглый год имеющего приливы и отливы.

На Кольском полуострове и у берегов Белого моря с давних пор появились поселения новгородцев. Охота за тюленями и рыболовство были извечными промыслами поморов, совершавших на своих судах дальние походы в Баренцево море. Отважные новгородцы пробирались далеко на восток и на север к берегам Новой Земли. В XIV в. три новгородских судна ("юмы") долго блуждали по северным морям: одно из них погибло, а два пристали к высоким горам. Во главе мореходов были Моислав Новгородец и его сын Яков, рассказавшие о виданном ими "самосиянном свете", который был ярче солнца, т.е. о северном сиянии. Предполагают, что Моислав и его спутники доходили до гористых берегов Вайгача и Новой Земли.

Пустынные берега Белого моря порой становились ареной ожесточенных боев русских с норвежцами ("мурманами"), разорявшими прибрежные земли. Об этом довольно подробно рассказывают летописи XV века. В 1419 г. норвежцы появились в устье Северной Двины с отрядом в 500 человек, "в бусах и в шнеках", и разорили Неноксу и несколько других погостов. Поморы напали на грабителей и уничтожили две шнеки, после чего уцелевшие норвежские суда ушли в море. В 1445 г. норвежцы вновь появились в устье Двины, причинив большой ущерб местным жителям. Этот набег был совершен, по видимому, в отместку за поход подвластных Новгороду карелов в пределы Норвегии (возможно речь идет о севере Финляндии и Норвегии). Карелы нанесли норвежцам большой урон, "избиша их и повоеваша и пленивше". Как и первый раз, поход норвежцев окончился полной неудачей. Внезапно напав на врага, двиняне перебили большое число норвежцев, убили трех их воевод и взяли пленных, которых послали в Новгород. Остальные норвежцы "вметавшиеся в корабли отбегоша".

Ввиду отсутствия, постоянной связи с Западной Европой через Балтийское море сообщение через северные моря имело для России большое экономическое и политическое значение. Путь в Европу через Белое и Баренцево моря был издавна известен русским поморам, а вовсе не открыт английскими моряками, как это утверждается во многих английских источниках. Этим путем вместе с датским посольством плавал в Европу Истома Григорьев в конце XV в. Путешественники сели в устье Северной Двины на четыре судна и шли вдоль берегов Кольского полуострова и Скандинавии, добравшись до Бергена. Поход Истомы не был явлением исключительным. Тем же путем шел русский посол, направленный в Испанию, и некоторые другие русские люди. Замечательнее всего то, что русские путешественники характеризовали этот путь в северную Европу как "более длинный", но и более безопасный".

Таким образом, прибытие в устье Северной Двины английского корабля под командой Ченслера было всего лишь началом более или менее регулярных торговых сношений Англии с Россией. Вслед за английскими в Белом море появились голландские корабли. Небольшое поселение в устье Северной Двины быстро выросло и стало городом Архангельском (1584 г.)-крупнейшим портом России в XVII веке.

Во время Ливонской войны судоходство в Белом море получило большое развитие. К этому времени относятся попытки Швеции утвердиться в Белом море. В 1571 г. поблизости от Соловецких островов появились шведские военные суда. Шведы, видимо, проводили рекогносцировку, готовясь к захвату Соловецких островов, что обеспечило бы им господство в Белом море. Для защиты от вражеских нападений вокруг Соловецкого монастыря был построен деревянный острог набраны стрельцы и казаки. Это оказалось своевременной мерой, так как во время русско-шведской войны 1590-1595 гг. шведы напали на западный берег Белого моря.

В августе 1591 г. на севере развернулись военные действия в довольно широких масштабах. Шведский отряд в 1200 человек "в малых судах" пробрался к Кольскому острогу. Неприятель подступил к двум башням деревянного острога с намерением их зажечь, но был отброшен. В сентябре нападение повторилось. На этот раз 400 шведов на малых судах пробрались рекой Кемь и внезапно появились у Сумского острога, В течение восьми часов шведы пытались поджечь острог, но в тот же день (23 сентября) сняли осаду и, разорив несколько деревень, ушли обратно. Под стенами деревянного острога, где сидело в осаде 200 русских, из которых только 30 были стрельцами и пушкарями, шведы понесли большой урон ранеными, убитыми и пленными. Шведский военачальник был убит.

В ответ на нападение шведов зимой того же 1591 г. русские войска вошли в пределы Швеции. Русский отряд насчитывал 3000 человек - стрельцов, казаков и ополченцов из Устюга, Холмогор, Заонежья, монастырских слуг Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Воеводами были князья Андрей и Григорий Волконские. Поход начался с Сумского острога, целью его была Каянская земля на севере Финляндии, в которой русские войска воевали шесть недель.

Таким образом, попытка шведов в конце XVI в. вытеснить русских с Кольского полуострова с целью воспрепятствовать торговому судоходству в Белом море не увенчалась успехом. Освоенный к середине XVI в. северный морской путь из Западной Европы в устье Северной Двины в течение всего следующего столетия служил основной магистралью для сношений России с западноевропейскими странами.

 

По материалам сайта http://www.navy.ru/history/io02.htm

 

 
| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама:
*


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика