В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

А. А. Жилинский. КРАЙНИЙ СЕВЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ. 1919 г.


[255]

Глава IV.

Пути сообщения на крайнем Севере.

Грунтовые пути.

Север Европейской России является, в полном смысле слова, бездорожным, непроезжим краем. Здесь не связаны путями сообщения не только отдельные, даже сравнительно населенные и промышленнозаметные районы, но целые обширные области отрезаны друг от друга и тем самым одновременно лишены всякой всязи с нашими рынками.

Раскинувшись по побережью Белого моря и Ледовитого окена на протяжении около 8.000 верст, Архангельская губерния обслуживается, главным образом, естественными водными путями сообщения, речными и морскими, только в период летней навигации, причем огромные протяжения этих естественных дорго граничат прежде всего с их неустроенностью и недостаточным развитием водного транспорта.

В остальное время года, как раз в период наиболее интенсивной промысловой деятельности населения Архангельской губернии, последнее предоставляется исключительно своими собственными силами. В зимнее время население пользуется собственными всевозможными окольными путями, так называемыми “зимниками”, пролагая их по замерзании чрез болота и озера. Так задерживается колонизация Севера и рост его производительных сил. Между тем, сама строго практическая жизнь давно уже во всей рельефности обозначила значение вопроса дорожного строительства на Севере.

Только безотлагательное проведение грунтовых дорог на Севере России воскресит его жизнь, только одни они обеспечат нормальную жизнь Севера и явятся здесь проводниками его колонизации и всестороннего развития. Грунтовые дороги на Севере — явятся преддверием для железнодорожного строительства и оборудование ими Севера России государство должно взять в свои руки, в виду большой государственной важности этого вопроса. [256]

Сухопутные сношения в Архангельской губернии производятся по грунтовым дорогам (колесным), зимним, пешеходным тропам, во многих случаях соединенным с лодочным сообщением по рекам и озерам.

Дорог шоссейных в крае совершенно нет.

Общее протяжение дорог в Архангельской губернии, по официальным данным, исчисляется до 7.974 верст, в том числе земско-почтовых дорог 2.764 версты и 5.210 верст проселочных. Кроме того, в Архангельской губернии числится более 3.000 верст водных лодочных дорог и 500 верст узких мостков, настланных в сырых болотистых местах на волоках между реками, речками и озерами и служащих исключительно для пешего сообщения.

Большинство дорог содержалось до сих пор натуральной повиностью местного населения.

О состоянии дорог в Архангельской губернии, разумеется, не приходится и распространяться, настолько здесь картина удручающая. Передвижение по ним, особенно во время весенней или осенней распутицы, сопряжено с громадными затруднениями и мытарствами. Без всякого решительно преувеличения Архангельскую губернию можно считать лишенную всяких удобных грунтовых дорог.

Архангельск — Холмогоры.

Название станций   Версты.
г. Архангельск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Уемская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16¾
Лявленская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13¼
Косогорская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19½
г. Холмогоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
    70½

Архангельск — Шенкурск.

Архангельск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
г. Холмогоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70½
Товренская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17½
Копачевская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15¾
Ракульская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Сииская (зимой 25¾) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29¾
Емецкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заборская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Калежская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 [257]
Моржегорская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15½
Шастозерская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17½
с. Семеновское . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22¾
Устьважская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Кицкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22¾
Шеговарская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22½
Одинцовская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18¼

г. Шенкурск1 (зимой 18¾)

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24¼
    375½

Архангельск — Пинега.

Архангельск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Холмогоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70½
Усть-Пинежская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Нижне-Паленгская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Угзенская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Кузонемская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Вешконемская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18½
Юрольская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
г. Пинега (зимой 16 в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19½
    207½

Архангельск — Мезень.

Архангельск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пинега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207½
Пильегорская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Усть-Поченская (Прилуцкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25½
Усть-Ежугская (Березницкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Кокорная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24½
Колодливая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Чублажская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заладная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Комшинская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10¼
Большенисогорская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14¾
Бугаевская (Юромская) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 [258]
Палугская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Погорельская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Петрогорская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22½
Заозерская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
г. Мезень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
    513

Архангельск — Онега — Кемь.

Архангельск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рикасиха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Таборская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23¾
Солза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Ненокский Посад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22½
Сюземская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12½
Красногорская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22½
Унский Посад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29¾
Нижмозерская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25¾
Кяндская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Тамицкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Покровская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
г. Онега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15½
    233½
г. Онега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Порог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Корельская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Усть-Кожа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Чекуево . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Усолье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Чуново . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Озерко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Обозерск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
    153
Архангельск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
г. Онега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233¼
Ворзогорская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Малошуйская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 [259]
Кушерецкая (зимой 12) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Унежемская (зимой 23½) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Нюхотская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Руйга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20¼
Колежемская2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26½
Сумский Посад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27¼
Виремская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Сухонаволоцкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Сорокская (зимой 15) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Шуерецкая (зимой 27) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
г. Кемь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26½
    534¼

Архангельск — Устьцильма.

Архангельск

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пинега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207½
Пильегорская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Усть-Почерская (Прилуцкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25½
Усть-Ежугская (Березницкая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Кокорная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24½
Колодливая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Чублажская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Залазная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Комшанская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10¼
Большенисогорская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14¼
Лешуконская (Устьважская) (зимой 15¼) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Пылемская (зимой 15½) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Селищенская (зимой 20) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Ценогорская (зимой 20½) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Белощельская (зимой 12¾) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Палощельская (зимой 16) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Устькымская (зимой 11½) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Койнасская (зимой 12½) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Касамская (зимой 21) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Нижнесульская (зимой 25) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 [260]
Фоминская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Верхнесульская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Борковская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Сенская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15½
Валская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Фатеевская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24½
Усть-Мыльская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Усть-Усинская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Усть-Усицкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21¼
Устьцилемско-Волочковская (зимой 25) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29½
    781¼
Устьцильма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сосновская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Красноборская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Черноборская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Село Мохча . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
    99
Устьцильма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Хабарицкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Бугаевская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Лабасская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Шишеловская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Климовская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Шапкинская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Щучья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Ташвинская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Великовисочная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Пылемская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
с. Пустозерск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
    253

[261] Проектируемые дороги в Архангельской губернии.

Грунтовые дороги (основные).

Название станций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Версты.
1) Архангельск — Мезень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
2) Мезень — Устьцильма (вдоль р. Пезы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
3) Мезень — Пеша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
4) Кемь — Ухта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
5) Кандалакша — Кузомень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
    1.120

Грунтовые дороги, подъездные к жел. дор.

1) Кола — Печенга — Пазрека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
2) Кола — Нотозеро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
3) Пулозеро — Ловозеро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
4) Ковда — Мурманская жел. дор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5) Кереть — Мурманская “ ” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
6) Гридино — Мурманская “ ” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
7) Тунгуда — Выгостров — Сорока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
8) Турчасово — Северная жел. дор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
9) Емецк — Обозерская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
    623

Зимние пути.

1) Кузомень — Поной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
2) Мезень — Несь — Чижа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
3) Пеша — Индига — Пустозерск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
    550

Морские сообщения по Белому морю и Ледовитому океану.

Морское пароходное сообщение на Севере развито сравнительно слабо; многие не только значительные населенные пункты, но даже целые районы не обслуживаются пароходными рейсами. Морское сообщение устанавливается со времени открытия навигации.

Регулярные морские сообщения по Белому морю и Ледовитому океану производятся на пароходах Т-ва Архангельско-Мурманского срочного па[262]роходства. Мурманское Общество содержит еженедельные почтово-пассажирские и товарные линии — в Белом море: Онежскую, Кемскую, Кандалакшскую и Мезенскую; в Северном Ледовитом океане: Мурманскую, Печорскую и Новоземельскую.

По Онежской линии пароходы отходят из Архангельска по четвергам и понедельникам.

Пароход, вышедший из Архангельска в четверг, заходит: в Онегу (379¾ вер.), Кушереку, Унежму, Нюхчу, Колежму, Суму, Сороку (325½ вер.), Шую, Кемь (309¾ вер.), Соловецк (292¼ вер.) и в понедельник возвращается в Архангельск; в воскресенье в Кеми пароход этот встречается с пароходом, идущим из Архангельска по Кемской линии. Пароход, вышедший из Архангельска в понедельник, идет в Соловецк, Кемь, Шую, Сороку, Суму, Колежму, Нюхчу, Унежму, Кушереку, Онегу и в пятницу приходит в Архангельск. Во вторник пароход этот встречается в Кеми с пароходом, идущим по Кемской линии в Архангельск. В случае надобности, пароходы этой линии заходят в Пушлахту и Лямцу, а в некоторые установленные рейсы в Пертоминский монастырь.

Вследствие полной необорудованности подходов для морских пароходов к указанным остановкам, пароходы в большинстве случаев останавливаются в море на рейде.

Пароходы подходят к г. Онеге только при морском приливе, с осадкой до 10 фут, вследствие мелкого бара. Глубокосидящие суда останавливаются на рейде, с восточной стороны небольшого острова Кио. В Сумском посаде пароходы останавливаются верстах в 8, недалеко острова Калаганца, где имеется небольшой дом для приюта пассажиров; в Сумском посаде для доставки почты и пассажиров с берега на пароход и обратно пароходство содержит моторный бот; грузы перевозятся на особых шаландах “брамах”.

В с. Сороке парходы останавливаются на рейде в 5 вер. от селения. Пароходство содержит здесь моторный бот для доставки почты и пассажиров, груз перевозится на брамах. Суда с осадкой до 9 фут при приливе могут входить в р. Выг, где останавливаются на яме или около биржи лесопильного завода. Глубокосидящие суда, приходящие за лесом, останавливаются в 3 в. к югу от мыса Раз-Наволок, около 10 в. от с. Сороки, где и грузятся лесом с баржей, буксируемых маленькими пароходами. Стоянка пароходов в Сороцкой губе во время сильного волнения на море беспокойна. Пассажирские пароходы во время сильных штормов не могут здесь сдать груза и пассажиров. Вообще Сороцкая мелководная бухта, усеянная рифами, совершенно открыта от морских ветров.

По Кемской линии пароходы отходят из Архангельска по субботам, с заходом в Соловецк, Кемь, Поньгаму, Гридино, Кереть и Ковду. Из Ковды пароход идет обратно в Кереть, Гридино, Кемь, Соловецк и [263] Архангельск, куда и приходят в среду. Идя из Архангельска, пароход приходит в Кемь в воскресенье около полудня; здесь он встречается с пароходом, идущим по Онежской линии, а едущие из Онеги в Кандалакшский залив должны пересесть в Кеми на пароход, идущий по Кемской линии. Идя из Кандалакшского залива, в Кеми он встречается с пароходом, идущим из Архангельска в Онегу во вторник, и едущие в Сороку, Суму, Онегу и проч. должны пересесть на пароход, идущий по Онежской линии.

В некоторые рейсы пароход заходит в с. Черную реку. В Соловецком монастыре пароходы с осадкой 10-11 фут подходят к самой монастырской пристани в гавани “Благополучия”, против большой Преображенской гостиницы; суда с осадкой свыше указанной останавливаются на рейде, за островом, между Сенными и Песьей лудами, откуда пассажиры доставляются в Соловки на шлюпках. Место стоянки пароходов совершенно защищено от волнения.

В г. Кеми пароходы останавливаются в проливе между островами Попов и Як, против лесопильного завода (на Попове), в 8 в. от г. Кеми. Сообщение с Кемью производится на небольших частных пароходах; груз доставляется на карбасах. Кемская гавань около острова Попова представляет удобный морской защищенный от волнения порт. К о. Попову подходят пароходы с осадкой 25-28 фут. От Мурманской ж. д. на о. Попов, отделяемый от материка мелким проливом “салмой”, всего в несколько десятков сажен ширины, проведена железнодорожная ветка.

По Кандалакшской линии пароходы отходят из Архангельска по воскресеньям и заходят в Кузомень (252 вер.), Кашкаранцы, Умбу, Порью-Губу, Ковду (427 вер.), Княжну и Кандалакшу (465½ вер.).

Пароход в понедельник приходит в Кузомень, Кашкаранцы и Умбу, во вторник в Порью-Губу, Ковду, Княжну-Губу и Кандалакшу; обратно выходит в тот же день и приходит в среду в Ковду, Умбу, Кашкаранцы и Кузомень; в четверг приходит в Архангельск.

Некоторыми обратными рейсами пароход заходит в Чаваньгу, Тетрино, Чапому и Пялицу. Встреча пароходов Кандалакшской и Кемской линий в Ковде.

В Ковде пароходы, смотря по надобности, подходят к биржам лесопильных заводов около Ковды или становятся на якорь против устья реки Ковды, рейд спокойный, закрытый, глубина 8-14 саж.

По Мурманской линии пароходы отходят из Архангельска по пятницам и заходят в Поной, В. Лицу, Харловку, Золотую, Рынду, Трящино, Захребетную, Порчниху, Шельпино, Гаврилово, Териберку, М. Оленье, Александровск (719¼ вер.), Мурманск, Колу (763 вер.), Цып-Наволок, Вайда-Губу, Земляную, Печеньгу (840 вер.) и Вардэ (875 вер.).

В случае надобности пароход останавливается у Зарубихи, Кильдина и колонии Белокаменной в Кольском заливе. Некоторыми рейсами [264] пароходы заходят в Иоканьгу и Дроздовку; время захода в эти становища указывается в расписании. Из Архангельска пароход отходит вечером, а с наступлением темного времени — днем. В субботу в полдень пароход приходит в Поной, в воскресенье утром в В. Лицу и в тот же день, примерно, проходит становища Харловку, Золотую, Рынду, Трящино, Захребетную, Порчниху, Шельпино и Гаврилово; в понедельник проходит Териберку, М. Оленье, Александровск и Колу, во вторник приходит обратно из Колы в Александровск и идет в Цып-Наволок, Вайда-Губу, Земляную и вечером приходит в Печеньгу, в среду после полуночи выходит из Печеньги и приходит в Вардэ утром. В Вардэ пароходы встречаются с норвежскими пароходами, делающими рейсы в Южную Норвегию.

Выйдя из Вардэ в четверг в полночь, пароход в пятницу проходит Печеньгу, Вайда-Губу, Александровск, Мурманск, Колу, М. Оленье, Териберку; в воскресенье Гаврилово, Шельпино, Захребетную, Порчниху, Трящино, Рынду, Золотую, Харловку и В. Лицу, в понедельник Поной и во вторник приходит в Архангельск.

Едущие из Архангельска в становища Мотовской линии пересаживаются в Александровске на пароход, идущий по этой линии. Идя из Паз-реки, пароход Мотовской линии в Печеньге встречается с пароходом Мурманской линии, идущим из Вардэ; потом эти пароходы встречаются в Александровске.

Время остановок парохода в становищах Мурмана зависит от времени выгрузки, погрузки грузов, а также сдачи почты. В Александровске и Мурманске пароход подходит к пристаням, в остальных пунктах останавливается на рейде и иногда во время сильного волнения проходит мимо некоторых становищ. С. Поной находится от якорной стоянки в 10 в. по р. Поной. Пароход становится на якорь около скалистых маленьких островков “Понойский луд”, а во время значительного волнения проходит мимо. Сообщение производится на карбасах. В ст. Гаврилово пароход останавливается в губе Подпахте, в 4 в. от Гаврилова, сдает и принимает груз с брам, которые буксируются моторным ботом в с. Гаврилово. Пассажиры и почта (почтальоны, навьюченные баулами) направляются обыкновенно пешком по тропинке средь скал в Гаврилово и пароход должен терпеливо выжидать завершения подобных операций, пока не вернется почта и не окончены грузовые операции. Во время волнения на мотор не ходит и грузы неделями остаются в Подпахте. В становище Териберке пароход останавливается в бухте Лодейной, в 1½ в. от становища. До Колы пароход, вследствие мелководности вершины залива, не доходит 5 в. и останавливается на рейду у мыса Дровяного (где расположен лесопильный завод). В Печенгском заливе пароход останавливается около Трифонова ручья, в 17 в. от Печенгского монастыря, сообщение с которыми производится на монастырских лошадях. В Вардэ, который является центром торговли Севера России [265] с Норвегией, пароход останавливается на рейде гавани, защищенной молами, и стоит обыкновенно здесь около 1½ суток.

По Мезенской линии пароходы отправляются из Архангельска по особому заранее составленному расписанию рейсов. По пути пароход заходит в с. Золотицу, на Зимнем берегу, в с. Ручьи и к с. Койда (около мыса Юроватого) и везде останавливается на рейде в море. Сообщение на карбасах. При волнении пароход проходит мимо. Путь до Мезени (410 вер.) совершается 22-24 ч.; прибытие в Мезень парохода приурочивается к приливу воды. В с. Семже, при взомрье, пароход принимает лоцмана и проходит вверх по реке до мыса Самоедского или к Каменке (против лесопильного завода), где останавливается на т. н. “яме”, в 5 верстах от г. Мезени, сообщение с которым производится на карбасах. Пароходы с осадкой свыше 12 фут, а также грузовые пароходы, приходящие за лесом, останавливаются на рейде реки около местечка “Чушино” на правом берегу р. Мезени, верстах в 25 ниже г. Мезени, между р. Семжа и р. Пыя.

По Печорской линии пароходы отправляются из Архангельска в конце июня или начале июля, в зависимости от открытия навигации. Выйдя из Архангельска, пароходы держат тот же курс, которым следуют и пароходы Мурманской линии, но от Городецкого маяка, на Терском берегу, сразу же поворачивают на Канин Нос. В некоторые рейсы пароходы заходят к о. Колгуеву и останавливаются около становища Бугрино, а также и к о. Вайгачу, в Югорский Шар. На Печоре пароходы останавливаются в проливе у острова Горчакова, против д. Никитницы, версты 4 выше Куи, и в 120 в. от устья р. Печоры. Пассажиры и грузы доставляются на пристань, устроенную на о. Горчакова, и здесь переходят на речные пароходы. Путь парохода (1.200 в.) из Архангельска до указанной остановки продолжается 2½-3 суток.

По Новоземельской линии пароходы из Архангельска делают в навигацию два рейса: первый в начале июля, а второй в начале сентября, рейс, в среднем, продолжается около 10 суток. Пароходы заходят в Белужью губу, самый южный пункт Новой Земли, употребляя на этот переход 2½-3 суток, в зависимости от состояния погоды. Переход парохода далее из Белужьей губы в Малые Кармакулы 12 час.; из Малых Кармакул в Маточкин Шар 8-10 час. Конечный пункт пути пароход на север Новой Земли — становище в Крестовой губе, до которого из Маточкина Шара 8-9 час. Продолжительность остановок парохода в становищах Новой Земли зависит от времени на грузовые операции и состояния погоды. Из Крестовой губы пароход идет в Архангельск, употребляя на переход около трех или несколько более суток. Приход парохода на Новую Землю составляет необычайное событие для поселенцев, которые, завидя его еще издали, открывают усиленную стрельбу из ружей, поднимается лай собак; и долго гро[266]хочет пароходный свисток в угрюмых скалах, отдаваясь жутким пустынным эхом, уходя все дальше и дальше вглубь ледяного материка.

Морское пароходное сообщение между портами Англии и Америки с Архангельском и Мурманском производится по особым расписаниям.

Речные пути сообщения.

Регулярное сообщение по р.р. Сухоне, Сев. Двине и Вычегде производится на почтово-пассажирских пароходах Северного Пароходного Общества. По Вологодско-Архангельской линии рейсы делаютя ежедневно до спада воды — около первых чисел июля, после чего между Вологдой и В. Устюгом рейсируют маленькие мелкосидящие пароходы. Путь от Вологды до Архангельска совершается около 4 суток, обратно — около 5 суток.

    Расстояние в верстах.
Вологды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0
Шуйского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Голубей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Устья-Толшемск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Тотьмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Брусеница . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Берез.-Слободки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Бобровского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
Опок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
В. Устюга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
Красавина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521
Приводина (Новин.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 538
Котласа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 563
Комарицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 590
Красноборска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 626
Пермогорья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 645
Черевково . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 668
Ягрыша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 696
В. Тоймы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 723
Н. Тоймы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 768
Пучуги (Петропавловское) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 783
Сельца-Борка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 802
Конецгорья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 836
Березника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 868
Усть-Моржа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 900
Емецка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 970
Сии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 994 [267]
Ракулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.014
Кривого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.034
Устьпинеги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.071
Ровдина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.092
Архангельска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.162

Из В. Устюга до Устьсысольска и обратно пароходы ходят четыре раза в неделю; об отправлении парохода из Усть сысольска в Устькулом делается особое объявление.

Путь от Устюга до Устьсысольска продолжается около 2½ суток, обратный же около 2 суток.

    Расстояние в верстах.
Устюга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0
Красавина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Приводина (Новин.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Котласа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Сольвычегодска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Коряжмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Книжицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Чакулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Сойги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Пустыни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Шаровиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Яренска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Гама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Айкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
Устьвыми (Вогвазд.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
Палевиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Зеленца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
Устьсысольска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490

По р. Печоре и притоку ее Усе сообщение происходит на товаро-пассажирских почтовых пароходах “А. М. Черных”. Движение пароходов согласовано с приходом морских пароходов, которые, в случае запоздания прихода в Печору, обязательно ожидаются срочным пароходом у пристани. От Якшинской пристани пароходы следуют через:

    Расстояние в верстах.
Пожегу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Пороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 [268]
Усть-Илыч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Троицко-Печорское . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Пончинскую . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Митрофановское . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Пашни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Савин Бор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Лаитибожское . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Подчерье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Усть-Шугор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Усть-Соплесу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Усть-Вая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Оранец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Медвежскую . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Устькожву . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Соколовую . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Устьлыжу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Смольный материк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Усть-Усу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Новик-Бож . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Щелья-Бож . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Н.-Проскан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Денисовку-Бож . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Мутный материк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Кипиевскую . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Кычкару . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Няша-Бож . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Щельяюру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Устьижму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Устьцильму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Хабариху . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Бугаево . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Мещанский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Росвинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Абрамовский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Лиственичный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Еремичи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Виски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Пылемской . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Оксино . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Завод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Тельвисочную . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Кую (о. кн. Горчакова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

[269] Железные дороги.

Северная железная дорога соединяет Архангельск с Москвой и Петроградом чрез Вологду. В Архангельске железная дорога выходит на левом берегу р. Северной Двины, в месте, т. н., “Глухое”3. Сообщение с городом (3 в.) производится на пароходах; во время весеннего разлив С. Двины поезда не доходят до ст. Архангельск-Пристань 6-8 в. и останавливаются в месте Бакарица или, в крайнем случае, на ст. Исакогорка.

Вологда — Архангельск.

Вер.   Северные ж. д.   Вер.
Отпр. Вологда Приб. 595

|
|
|
|
|
|
|
|
Разъезд 5 вер.
|
|
|
|
|
|
|
Монастырский раз.
Заианикиевский раз.
Разъезд 23 вер.
30 Сухона 565
Разъезд 41 вер.
48 Морженга 547
Разъезд 61 вер.
Пустынь Успен. пл.
68 Семигородний мон. 527
Разъезд 77 вер. 513
82 Приб.
Отпр.
Харовская Отпр.
Приб.
513

|
|
|
Разъезд 94 вер.
|
|
|
102 Пундуга 493
Разъезд 110 вер. —-
“ 118 ”
“ 124 ”
“ 133 ”
139 Приб.
Отпр.
Вожега Отпр.
Приб.
456

|
|
|
|
Разъезд 148 вер.
|
|
|
|
|
“ 157 ”
“ 163 ”
171 Лухтонга 424
Разъезд 177 вер.
“ 186 ”
“ 193 ” — [270]
197 Приб.
Отпр.
Коноша Отпр.
Приб.
398

|
|
|
|
|
|
Разъезд 204 вер.
|
|
|
|
|
|
“ 213 ”
“ 219 ”
Фоминская раз.
Разъезд 231 вер.
238 Вандыш 357
Разъезд 247 вер.
“ 252 ”
Бурачиха раз.
Разъезд 269 вер.
277 Приб.
Отпр.
Няндома Отпр.
Приб.
318

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разъезд 285 вер.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
“ 294 ”
“ 302 ”
308 Шожма 287
Разъезд 313 вер.
“ 322 ”
Междудворье раз.
Разъезд 337 вер.
340 Шалакуша 255
351 Лепша 244
Разъезд 363 вер.
“ 372 ”
“ 377 ”
“ 385 ”
394 Плесецкая 201
Разъезд 406 вер.
“ 416 ”
“ 426 ”
433 Емца 162
Разъезд 445 вер.
“ 455 ”
“ 466 ”
472 Приб.
Отпр.
Обозерская Отпр.
Приб.
123

|
|
|
|
|
|
|
|
Разъезд 483 вер.
|
|
|
|
|
|
|
|
“ 493 ”
“ 501 ”
“ 511 ”
515 Холмогорская 80
Разъезд 527 вер.
“ 533 ” — [271]
“ 538 ”
“ 546 ”
553 Тундра 42
Разъезд 567 вер.
“ 577 ”
584 Приб.
Отпр.
Исакогорка Отпр.
Приб.
11
  Бакарица раз.  
595 Приб. Арханг. пристань Отпр.

Петроград — Вологда.

Отпр. Петроград Ник. Приб. 1156

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обухово
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 Рыбацкое 1143
Ижоры пл.
Понтонная пл.
24 Саперная 1132
Пелла пл.
Разъезд № 2
46 Мга 1111
Михайловский Пост
Разъезд № 3
Русановская пл.
64 Назия 1093
Жихарево пл.
Разъезд № 4 —-
86 Войбокала 1071
Разъезд № 5
Пупышево раз.
114 Приб.
Отпр.
Званка Отпр.
Приб.
1043

|
|
|
|
|
|
Дубовики раз.
|
|
|
|
|
|
Куколь раз.
Мыслино раз.
137 Скит 1020
Зеленецкий мон. раз. № 8
Валя раз.
164 Черенцово 993
Цвылево раз.
Разъезд № 11 — [272]
187 Приб.
Отпр.
Тихвин Отпр.
Приб.
970

|
|
|
|
Разъезд № 12
|
|
|
|
Дыми раз.
212 Большой Двор
222 Пикалево 934
Разъезд № 15
239 Чудцы 917
Разъезд № 16
257 Приб.
Отпр.
Ефимовская Отпр.
Приб.
899

|
|
|
Фетино раз.
|
|
|
Разъезд № 18
287 Заборье 870
Разъезд № 19
309 Тешемля 847
Разъезд № 20
329 Приб.
Отпр.
Бабаево Отпр.
Приб.
827

|
|
|
|
|
Тимошкино раз. № 21
|
|
|
|
|
Разъезд № 22
359 Сиуч 797
Разъезд № 23 —-
379 Уйта 778
Разъезд № 24
401 Кадуй 756
Разъезд № 25
423 Приб.
Отпр.
Суда Отпр.
Приб.
734
  Разъезд № 26  
444 Приб.
Отпр.
Череповец Отпр.
Приб.
713

|
|
|
|
|
|
|
|
Разъезд 27 вер.
|
|
|
|
|
|
|
|
460 Шеломово 696
Разъезд № 28
480 Шексна 676
Разъезд № 29
499 Чебсара
Разъезд № 30
516 Кипелово 640
Разъезд № 31
536 Дикая 620
Молочная раз.
Вологда тов.
560 Приб. Вологда пасс. Отпр. 596 [273]

Вятка — Котлас4

Вер.   Пермская ж. д.   Вер.
Отпр. Вятка I Приб. 359
6
|
|
Вятка II
|
|
353
37 Мелянка 323
62 Юрья 297
86 Великая 274
111 Приб.
Отпр.
Мураши Отпр.
Приб.
249
143
|
Староверческая
|
217
173 Опарино 187
199 Альмеж 161
226 Приб.
Отпр.
Пинюг Отпр.
Приб.
133
257
|
|
Лунданка
|
|
103
280 Луза 80
305 Сусаловка 55
330 Савватия 30
359 Приб. Котлас (Сев. Двина) Отпр.

Москва — Вологда.

Вер.   Северные ж. д.   Вер.
Отпр. Москва пасс. Сев. Приб. 471

|
Лосиноостровская
|
Перловская пл.
Тайнинская пл.
17 Приб.
Отпр.
Мытищи Отпр.
Приб.
454

|
|
|
|
|
|
Тарасовская пл.
|
|
|
|
|
|
Клязьма пл.
Мамонтовская пл.
8 Пушкино
Братовщина пл. 443
Спасская пл.
42 Софрино 429
Ашукинская пл.
Каллистово пл.
56 Хотьково 415 [274]
66 Приб.
Отпр.
Сергиево Отпр.
Приб.
405

|
Бужаниновский пост
|
90 Арсаки 381
97 Струнино 374
105 Приб.
Отпр..
Александров Отпр.
Приб.
366

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разъезд 110 вер.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мошнино раз.
122 Балакирево 349
Разъезд 128 вер.
136 Берендеево 335
Шушково раз.
Разъезд 149 вер.
154 Рязанцево
Беклемишево раз.
171 Итларь 300
Сильницы раз.
187 Петровск 284
196 Деболовская пл. 273
Разъезд 204 вер.
210 Приб.
Отпр.
Ростов Яросл. Отпр.
Приб.
261

|
|
|
Разъезд 215 вер.
|
|
|
|
224 Семибратово 247
234 Коромыслово раз. 237
Разъезд 239 вер.
246 Козьмодемьянск 225
253 Хожаево раз. 218
     
262 Приб. Ярославль Отпр. 209
 
Отпр. Ярославль   151а Приб. 79
79 Приб. Рыбинск Отпр.
Отпр. Ярославль   151б Приб. 88
88 Приб. Кострома Отпр.
 

|
|
|
|
|
Всполье
|
|
|
|
|
Филино раз.
Коченятино раз.
300 Уткино 171
Пучковский раз.
Догадцево раз.
320 Путятино 151
Вахрамеевский раз. — [275]
341 Отпр. Данилов Приб. 130

|
Разъезд 70 вер.
|
354 Макарово 117
Разъезд 83 вер.
369 Приб.
Отпр.
Пречистое Приб.
Отпр.
102

|
|
|
Разъезд 101 вер.
|
|
|
386 Скалино 85
Гилленшмидт раз.
Разъезд 125 вер.
408 Бакланка 63
Скоморохово раз.
427 Приб.
Отпр.
Грязовец Отпр.
Приб.
44

|
Разъезд 155 вер.
|
Волоцкой раз.
Приб. Стеблево Отпр.
 

Отпр. Стеблево |
|
|
153а Приб.
Отпр. Туфаново Отпр.
Приб. Вятка Отпр.


 
  Отпр. Стеблево Приб.
449
|
|
|
Бурдуково пл.
|
|
|
22
Паприха 18
Чахлово пл.
453 Разъезд 186 вер.
471 Приб. Вологда город Отпр.

Петроград — Мурман.

Мурманская железная дорога выходит в Кольском заливе, севернее г. Колы, в Семеновской бухте, в г. Мурманск. Г. Мурманск и его порт находятся еще в периоде постройки, как и вся эта новая могущественная русская артерия5. Общее протяжение линии Петроград — Мурман 1.367 вер.:

Петроград — Званка . . . . . . . . . . . . . . . 114 вер.
Званка — Петрозаводск . . . . . . . . . . . . . . . 266 ”
Петрозаводск — Сорока . . . . . . . . . . . . . . . 356 ”
Сорока — Кандалакша . . . . . . . . . . . . . . . 370 ”
Кандалакша — Мурман . . . . . . . . . . . . . . . 261 ” [276]

Мурманская железная дорога начинается от ст. Сев. ж. д. Званка, от разъезда Дубовики.

На своем протяжении Мурманская железная дорога примыкает ко всем главным водным системам. Примыкая к Онежскому озеру около г. Петрозаводска и около ст. Медвежьей Горы (в 100 в. от Петрозаводска), Мурманская железная дорога смыкается с Мариинской водной системой.

Посредством Мариинской водной системы (Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро) Мурманская железная дорога сообщается у ст. Званка с р. Волховом, т. е. с Вышневолоцкой водной системой, конечным пунктом которой на Волге является г. Тверь (при устье р. Тверцы).

Мурманская железная дорога выходит и на большую систему Озерного края — Тихвинскую. Вторая станция от Званки ст. Колчаново расположена у р. Сяси, входящей в Тихвинскую систему, конечным пунктом которой является г. Молога (при устье р. Мологи).

Мурманская железная дорога.

Станции.   Верст.
Званка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Михайло-Архангельская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Колчаново . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Паша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Лодейное Поле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Свирь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Токари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Ладва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Пьяжева-Сельга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Петрозаводск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Шуйская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Кивач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Лижма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Капсельга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Медвежья Гора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Масельская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Уросозеро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Сегежа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Парандово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Олимпий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Сорока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Шуерецкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Кемь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Поньгама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Сиг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Энгозеро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Боярская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Кереть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Полярный круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Ковда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Жемчужная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Кандалакша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Нива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Тикозеро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Имандра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Оленья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Тайбола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Лопарская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Кола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Мурманск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Примечания

[257]
1 Из Шенкурска имеется дорога на ст. Няндому, Сев. ж. д.

[259]
2 Из Сумского Посада до г. Повенца Олонецким земством в 1892 г. устроен грунтовый путь, протяжением 193½ в., направляющийся чрез станции: Лапинская, Сумостровская (Арх. губ.), а далее станции Олонецкой губ.: Вореньма, Корос-озеро, Вожмосальма, Петровский Ям, Теликинская, Масельская, Волозерская и Повенец.

[269]
3 Вопрос о переводе Сев. ж. д. чрез р. С. Двину к Архангельску поднимался безрезультатно неоднократно. Линия Вологда — Архангельск перешита на широкую колею только в 1915-1916 г.г., в связи с военными событиями.

[273]
4 Железная дорога Вятка — Котлас была проведена в 1889 г., главным образом, благодаря предположениям дать выход сибирскому хлебу по р. Северной Двине чрез Архангельский порт заграницу. Чрез Котлас проходило не более 1-1½ милл. пуд. хлеба, который после текущего урожая доставлялся в Котлас по замерзании р. С. Двины и далее сплавлялся с открытием весенней навигации.

[275]
5 Для окончательного завершения этого грандиозного сооружения России необходимо продолжить Мурманскую железную дорогу на восточный Мурман и на западный Мурман — к Мотовскому заливу.

<<< к содержанию | следующая глава >>>

© OCR И. Ульянов, 2012 г.

© HTML И. Воинов, 2012 г.

 

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: По материалам: Якин: "В защите мы действовали сконцентрированно". *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика