В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Записки Императорского Русского Географического общества по отделению этнографии, том второй издан под редакцией действ. члена Л. Н. Майкова, 1869 г.

Е.К. Огородников

МУРМАНСКИЙ И ТЕРСКИЙ БЕРЕГА ПО “КНИГЕ БОЛЬШОГО ЧЕРТЕЖА”.(продолжение, часть 8)

[630] Два Печенских монастыря. Для определения местоположения этих двух монастырей можно привести следущие картографии[631]чеcкие указания: на пути течения р. Печени или Печенги показано озеро (безымянное), а близь него, но не при морском устье Печени, но по правой стороне реки означено селение Пейзе (Опперманна, XXVI). Кроме того, уже при морском устье Печени или, правильнее, в Печенской губе, на острове, значится Печенский летний погост, или, по карте Ст. Ком. – Печенска летня, но не на острове (как у Оперманна), а на западном берегу Печенской губы, от которого вблизи показан и безымянный остров. Есть на этой карте и другая деревня – Печенска зимня, соответствующая селению Пейзе, но ошибочно поставленная на левой стороне Печени и притом не при самой реке, а при одном из ее безымянных притоков. Прибавим к тому, что сел. Пейзе, под названием Печенского погоста, поныне существует в 810 верстах от Кеми и 210 верстах от становой квартиры в городе Коле.

Основанию Печенского монастыря, как видно из жизнеописания преподобного Трифона, предшествовало поселение этого пустынножителя на берегах р. Печенги около 1524 года, когда он впервые появился среди диких Лопарей и приготовил многих из них к восприятию св. крещения, но не крестил их, потому что еще не имел тогда сана священника и не был иноком. Он побывал потом в Новгороде, испросил у архиепископа Макария грамоту на построение храма и привел с собою новгородских плотников. Деревянный храм вскоре был построен, но несколько лет оставался неосвященным, и только в 1532 году, по просьбе строителя, прибыл на р. Печенгу из Колы иеромонах Илия, который освятил храм в честь Св. Троицы, крестил Лопарей и самого строителя постриг в монашество, под именем Трифона. Самый монастырь, как видно из сказаний об его основании, возник вскоре за освящением храма, хотя в первые годы препод. Трифону трудно было найти средства к обеспечению обители. Бедность монастыря была такова, что и через сто лет после основанья иноки писали о нем, что “монастырь стоить на украйне, на Студеном море; пашни... около монастыря нет, земля каменистая и стужа великая, во все лето снеги мало сходят”. Заботы об обеспечении обители вынудили преп. Трифона на новое путешествие в Новгород и Москву в 1556 году, и [632] тогда Трифон получил от царя Ивана Васильевича Грозного грамоту на владение Лопарским поморьем от Печенги и даже за р. Колу, как увидим из грамоты Колоспеченскому монастырю 1675 года. К этому же времени, кажется, надобно отнести и распространение самой обители, и устройство отдельных погостов, по мысли же преподобного Трифона. Таким образом, как мы видели выше, он устроил на Паз-реке церковь во имя св. Бориса и Глеба и потом, вероятно, около того же времени или несколько позднее, желая уединиться для безмолвного служения Богу, основал небольшую пустынь там, где мы по картам нашли летний Печенский погост, где была им построена и церковь во имя Успения Богородицы, и где, по завещанию, был он первоначально погребен в 1583 году. Автор жизнеописания преподобного Трифона при этом замечает: “По Большому Чертежу видно, что пустынька эта в последствии обратилась в монастырь”. По этому объяснению выходить, что из двух Печенских монастырей один быль на р. Печенге там, где стоит Печенский погост или селение Пейзе, а другой, в виде пустыни преподобного Трифона, основанной после 1532 года, находился там, где по картам показан летний Печенский погост, находившийся на острове Печенской губы, при устье Печенги морском. В описании Колоспеченского монастыря упоминается, что в 1590 году Шведы, идя с моря, разорили и сожгли прежде всего церковь Успения Богоматери, ту самую, в которой был погребен просвятитель Лопского поморья. В том же году был разорен и выжжен Шведами Печенский монастырь, тогда уже довольно многолюдный. По крайней мере видно, что Шведы, ограбив все знания монастыря и предав огню храмы, избили иноков в числе 51 человека, а послушников и рабочих в числе 65 человек. Дальнейшая история этого монастыря представляет нам другой повод к объяснению того, что могли быть два Печенские монастыря и после 1590 года. Известно, что после шведского избиения иноки разоренного Печенского монастыря вновь собрались на месте старой обители, и что там даже в 1724 году, когда уже давно существовал Новопеченский монастырь на р. Коле, на месте старого Печенского монастыря, на р. Печенге, была церковь Сретения [633] Господня, раcстояние коей от Колы (может быть, ближайшим зимним путем) рассчитывалось тогда на 185 верст; ныне же от селения Пейзе до Колы считается 210 верст. Когда эта церковь была построена не известно: может быть, она возникла после 1590 года, а именно в то время, когда на прежнем пепелище Печенского монастыря вновь поселились иноки. Далее известно, что по разорении Печенского монастыря велено было, по воле царя Феодора Иоанновича, построить в этом крае новый монастырь, но для большей безопасности от шведских разорений, этот монастырь воздвигнуть был уже не на р. Печенге, а в Кольском остроге и назван Колоспеченским (или правильнее, Кольским-Печенским); к нему была приписана церковь Благовещения от Кольского острога. Церковь эта и обитель сгорели в 1619 году. Обитель вновь была построена, но уже не в остроге Кольском, а за рекою Колою, и этот монастырь назван был Новопеченским. В 1724 году в нем упоминаются три церкви: Троицкая, Успенская и Петра и Павла. Новопеченский монастырь был упразднен в 1764 году. Одна из упомянутых церквей, Троицкая, еще в 1824 году изевестна была под именем Кладбищенской. Сведение это, заимствованное из описания Колоспеченского монастыря, поясняется приведенною выше грамотой 1675 года, в которой, междупрочим, говорится: “В прежних де годех Печенской монастырь трижды Свейские Немцы разоряли, и вчетвертые (1590 г.) сгорел без остатку... И о таком де разоренье в прошлом во 145 (1637) году было разыскивано де... Да им же (Печенским инокам) в Колском остроге, после Немецкого разорения, дано под монастырь место в городе (т. е. в самом остроге) у Благовещенья Пречистыя Богородицы, и на том месте был построен монастырь, а в 127 (1619) году тот монастырь сгорел; да у них же (Печенских иноков) подле города (т. е. за острогом) было старое дворовое место... да дворь на нижнем посаде... и на тех на всех местех построились насилством Кольские посадские люди”. Из этого упоминания обнаруживаются некоторые дополнительные обстоятельства, не вошедшие в летопись Печенского монастыря; именно первое то, что Шведы трижды разоряли Печенский монастырь и до 1590 года, о чем не упоминается ни в истории обители, ни в [634] жизнеописании преподобного Трифона; во вторых, видно то, что у Печенских иноков была собственность и за острогом, на посаде, может быть, около того места, где построен быль Новопеченский монастырь. Останавливаясь на вышеизложенных соображениях о существовании Сретенской церкви после 1590 года на пепелище первого Печенского монастыря, и в тоже время, имея в виду сведения, почти одновременные вышеупомянутым, об устройстве Колоспеченского монастыря, сгоревшего в 1619 году, можно думать, что был период и после 1590 года, когда существовали два Печенских монастыря: один – на прежнем месте, у церкви Сретения, а другой – в Кольском остроге под названием Колоспеченского монастыря. Таким образом для обозначения показания Кн. Б. Ч. о двух Печенских монастырях мы имеем четыре пункта, походу событий разновременно появлявшиеся в качестве Печенских монастырей. Припомним теперь, что по тексту Чертежа оба монастыря находились при устье Печени у морской проливы. Если разуметь под морскою приливой губу Печенскую, то это выражение Кн. Б. Ч. можно было бы перевести на обыкновенный язык так: при впадении р. Печенги в Печенскую губу; но там по картам мы видели только Печенский летний погост, где была пустынь преподобного Трифона. Что же значить: при устье Печени у морской проливы? Не следует ли читать, что один монастырь находился при устье Печени, а другой – у морской проливы? Тогда под именем монастыря у морской проливы, можно разуметь названную нами пустынь преподобного Трифона, а для другого Печенского монастыря надобно будет отыскать и другое устье Печени. Обратимся к селению Печенскому, нынешнему погосту того же имени: он также стоит при устье Печени, только не при морском ее устье, а при впадении Печени в безымянное озеро, чрез которое она протекает. Таким образом первоначальный, по преимуществу Печенский монастырь, основанный после 1532 года, будет на своем месте. Все это объяснение, как упомянуто выше, будет относиться к Печенским монастырям, существовавшим до 1590 года. После этого года погоревший на р. Печенге монастырь, с возвращением туда иноков и устройством церкви Сретения, снова может разуметься под именем Печенского монастыря, при впа[635]дении р. Печени в безымянное море. Но был монастырь и у проливы морской. Какая же именно пролива или губа здесь разумеется? Если не Печенская, то может быть только Кольская губа, где в остроге Кольском был после 1590 года основан Колоспеченский монастырь. Если допустить подобное объяснение, то в период между 1590 и 1619 годами окажется промежуток времени, в который, также как и в период предшествовавшиц (1532-1590 г.), могло быть занесено в текст Чертежа сведение о двух Печенских монастырях. Оба эти соображения имеют еще особенное значение в том смысл, что, судя по этим двум срокам, можно будет отыскивать в описании Чертежа и две разные редакции изложения. Мы придерживаемся того мнения, что упоминаемые в Кн. Б. Ч. два Печенские монастыря по времени своего существования относились к периоду с 1532 по 1590 года1.


1 Оперм., XXVI, Пядыш., 48, а; Опис. Арх. губ., Молчан., 230; Ист. Церк. Иерарх., IV, 554; Русс. Свят., Фил. арх. Черн., дек., 550 и след.; Акты Ист., IV, 545-546; Слов. Щек., т. III, Кола. [635]

< предыдущая часть | в начало^ | следующая часть >

© OCR Игнатенко Татьяна, 2012

© HTML Воинов Игорь, 2012

 

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика