В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Записки Императорского Русского Географического общества по отделению этнографии, том второй издан под редакцией действ. члена Л. Н. Майкова, 1869 г.

Е.К. Огородников

МУРМАНСКИЙ И ТЕРСКИЙ БЕРЕГА ПО “КНИГЕ БОЛЬШОГО ЧЕРТЕЖА”.(продолжение, часть 7)

[626]

Остров Шалим на карте Стат. Комит. показан между губами Навденской и Пазрецкой; на карте Оперманна (л. XXVI) ему соответствуешь остр. Навденский, лежащий в заливе Нейден-фьорд.

Положение погоста Бориса и Глеба (Пазвин, Пазрецкой погост, Пазрецка зимня)1 по Кн. Б. Ч. было бы совершенно верно с картами, если бы не представлялось недоразумения в том, как понимать выражение Кн. Б. Ч.: с левыя страны реки Таза от моря 20 верст? У Оперманна по левой стороне реки показано селение Пазвин или погост Пазрецкий, но только не при устье Таза, т. е. не при впадении его в Пазрецкую губу, а несколько выше по течению реки, при впадении Таза же в Челмозеро, чрез которое эта река протекает. Там действительно и находится Пазрецкий погост, поныне существующий в 250 верстах от становой квартиры, находящейся в г. Коле (с населением в 13 дворов и 206 д. жит. обоего пола). Думается, что здесь, при чтении Книги Большого Чертежа, следовало бы разуметь не [627] морское устье Таза (так как это значило бы: Пазрецкая губа, Пазрецкое устье), а устье этой реки при впадении ее в Челмозеро. Это тем более вероятно, что и расстояние Пазвина от моря, т. е. от морского берега (20 в.), по видимому, не будет противоречить показанию текста. Что касается до самой церкви, то о времени ее построения говорится в грамоте Колоспеченскому монастырю 1675 года: “На Паз реке... на устье храм Стратотерпцов Христовых, Бориса и Глеба, поставленье строителя (монастыря Печенского) старца Трифона”. Из жизнеописания препод. Трифона видно, что он первый пробрался на реку Печенгу, в Кольский присуд, около 1524 или, может быть, 1526 г., одновременно с устройством церкви среди Кандалагских Лопарей. Первый храм Печенского монастыря был освящен не раньше 1532 года; следовательно, устройство храма на Паз реке могло быть тоже не ранее 1532 года. Храм этот существовал еще в начале нынешнего столетия: о нем, как мы видели выше, упоминается в трактае России со Швецией в 1826 году; церковь Бориса и Глеба стояла на левом берегу Паз реки, с принадлежащею ей, по трактату, землею на версту в окружности2.

А от Таза реки морским брегом 20 верст, пала в море речка Денга, да речка Воема. А промеж ими брегом 30 верст. А промеж тех речек Волотово (Волитово) городище. А от тех речек до усть реки Печени 30 верст.

Денга и Воема. На 80-верстяом расстоянии по морскому берегу между реками Тазом и Печенью, по карте Оперманна и в атласе Пядышева нет этих речек, показанных в Кн. Б. Ч. Но на карте Стат. Ком. по этому берегу, кажется, несовсем правильно очерченному, показаны две губы: одна, ближайшая к р. Тазу, Ровденская, а другая в след за нею, – без названия. При последней означена рч. Ровденга, очевидно, ошибочно, потому что при этой губе следовало бы показать р. Ворьему, которая есть на карте Шуберта. Что касается до тождественности речек Ден[628]ги и Веемы с означенными здесь речками, то она подтверждается упоминанием о них в грамоте Колоспеченскому монастырю 1675 года, и именно в том порядки (хота и обратном по описанию, не от запада к востоку, а на оборот). Из этой грамоты видно, что название этих речек в Кн. Б. Ч. просто неправильно: “В Мотоцкой губе... луки со угодьи... и с речкою Верьемою.. а межа Пазрицкое устье… половина речки Ровденги”. Судя по встречающимся недопискам и искажениям в тексте Чертежа, и здесь, очевидно, следует разуметь вместо Денги – Ровденгу и вместо Воемы – Ворьему. Указание, нами приводимое, не противуречит тексту Чертежа относительно положения речек: Ровденги – ближе к Пазрецкой губе и Ворьемы – ближе к губе Печенской. Кстати заметим, что известно и шведское название Ворьемы: Якобс-Элв3.

Волотово городище. Между Денгой (Ровденгой) и Воемой (Ворьемой), по тексту Чертежа, считается 30 верcт, и на этом пространстве надо искать Волотово городище. Его, конечно, на картах нет. Предание о существовании этого городища записано еще в 1592 году, со слов лапландских старожилов, князьями Звенягородским и Васильчиковым. Предание приписывает построение этого городища Валиту или Варенгу (от него, вероятно, и Варенгский пролив получил свое название), который быль посаженником на владение от Господина Великого Новгорода. Финнологи считают этого Валита, по происхождению, Корелянином. Этот Валит, говорит предание, “Мурманскую землю учал войною приводити под свою власть, и Мурмане били челом Норвецким Немцом, чтоб они, по соседству, за них стали… И (Немцы) отстояти их не могли... а в Варенге на побоище Немецком, где Варенгской летней погост, (Валит) на славу свою, принесши с берегу, своими руками положил камень, в вышину от земли, есть и ныне (в 1592 году) больше косые сажени; а около него подале выкладено каменьем, кабы городовой оклад в [629] 12 стен, а назван был у него тот оклад Вавилоном... я тот камень, что в Варенге, и по сейчас (1592 г.) словет Валитов камень”. Предание это сохранилось и доселе у туземцев. О Валите встречается указание и в летописях. В I-й Софийской летописи, под 1337 годом, говорится: “Придоша Немци к Корельскому городку со многою силою, баше в городе тогда воевода Валит Корелянин, и доспе Валит перевес с Немци и предал город Немцам; Немци же начаша городом владити. Новгородци же, увидавши, со всею своею силою сташа под городом июля в 3-й день, в осмый же день приступиша к городу; а Валит доспе перевесь с Новгородци и отвори город; Новгородци же взяша свой город... а Немцев избиша, а иных извешаша.” Прежде всего, для определения местности Валитова городища, обратимся к указаниям, встречаемым в самом предании. В Варенге на побоище Немецком, где Варенгский летний погост, говорит предание, Валит положил камень, который слыл Валитовым камнем и в 1592 году. Если говорится о Варенгском заливе, то не идет ли речь о тех местностях, которые у Оперманна показаны на полуострове Шведском под именем Вадзое (по русским – Васина) или Вардегуза (на острове Вардое)? Можно думать и так, потому что говорится: Валит, принесши с берегу, положил своими руками камень; следовательно, он совершил плавание. Притом, если это предание относить к Вардегузу, то из него можно заключить, что крепость Вардегуз обязана своим происхождением Валиту или Варенгу, и что самое название Вардегуз есть извращенное Варенг-гауз, т.е. замок Варенга. Что касается до Волотова городища, то вероятно, об нем говорить предание, указывая, что подале выкладено камнем 12 стен, названных Вавилоном. Но здесь есть вопрос гораздо существеннее: о самом Валите. По преданию, как мы увидим ниже, такое же городище было поставлено Валитом на месте нышешнего города Колы, и городище это “развалено, когда острог делали”. Прежде всего скажем, что Кола, под именем Новгородской волости, известна уже в 1264 году, а острог построен только в 1582 году. Следовательно, городище Кольское явилось уже не позже 1264 года, если не ранее, и существовало до 1582 г. А между [630]тем в летописях Валит упоминается под 1337 годом. Или в летописи это хронологическое указание не верно: если это указание должно относиться в периоду за долго до 1264 года, то летописный Валит Корелянин был другой. Если же это указание верно, то Валит Корелянин жил очень долго, ибо, считая даже с 1264 года, ему в 1337 году было бы 73 года; следовательно, поход на Варенг и построение Вавилона он мог сделать только в ранней молодости. Все это возможно по известным примерам долговечности на севере, но было бы очень смело утверждать это положительно. Г. Спасский, указывая на существование каких-то Волотов, кои были известны, как великаны, думает, что и это Волотово городище было построено ими же, и потому считает правильнее называть его Волотовым, а не Валитовим, как того требует предание, и как то подтверждается даже текстом Чертежа, при чтении которого г. Спасский сам же приводит для Волотова городища вариант: Волитово городище4. Что касается Варенгского летнего погоста, существовавшего в 1592 году на Варенге, то ни на картах, ни в тексте Чертежа его не встречается.

А река Печень вытекла из езера и пала в морскую проливу, а у морской проливы на усть реки Печени 2 монастыря Печенские.

Р. Печень (Пейзе, Печенга) имеет течение с юга на север и, вытекая из озера Момеля, впадает в Печенскую губу, которая под этим названием означена на картах, а в Кн. Б. Ч. названа морскою проливой. Только на карте Оперманна губа эта названа Мункьфьерд или Печенская. Это последнее название и есть самое старинное: так губа называется в грамоте Печенскому монастырю 1556 года.


1Оперманна, л. XXIV; Карта Ц. Ст. Ком.,Кольск.у. [626]

2 Акты ист., IV, стр. 549; Русск. Свят, архиеп. Филарета, Декабрь, стр. 550 и сл.; Спис. нас. м. Арх. губ., № 526; И. Собр. Зак. Росс. Имп., т I, № 301. [627]

3 Акты ист., IV, 548, 549; Геогр.-стат. Слов. Росс. ими., изд. Геогр. Общ., т. I, 560; Карта Шуб., л. II, Полн. Собр. Зак. Росс. Ими., I, 1825-1827, № 801. [628]

4 Ист. Г. Росс, XI, пр. 56; Год на Севере Максим., I, 399; Полн. Собр. Лет., V, Соф. 1-я лет., стр. 220; Книга Б. Черт., Спасск., стр. 160 и прим. 37. [630]

< предыдущая часть | в начало^ | следующая часть >

© OCR Игнатенко Татьяна, 2012

© HTML Воинов Игорь, 2012

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: строительные ограждения от http://www.molgao.su *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика