В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии


[233]

Второе благочиние Кольского уезда.

296. Понойский приход.1)

Понойский приход занимает всю восточную часть Лопландского полуострова от Святого Носа, откуда начинается Терский берег, до Тетринского прихода, между каковыми пунктами считается до 400 верст по Терскому берегу Белого моря. В состав его входят с. Поной и пять лопарских погостов: Сосновский, Лумбовский, Иокангский, Куроптевский и Каменский. Село Поной лежит при р. Поное, в 10-ти верстах от впадения ее в Северный Ледовитый океан. Это самое [234] многолюдное селение среди прихода: к 1896 г. в нем было 43 двора и жителей мужеск. пола 92 и женск. 106. В этом селе находятся два приходских храма, отстоящие от г. Архангельска зимним путем в 1300 верст., а летом — на один день езды на пароходе, от г. Колы в 288 и от соседнего Чапомского прихода в 180-ти. Из погостов Сосновский лежит на 90 верст. южнее с. Поноя, в 5-ти верст. от Сосновского маяка. Лопари этого погоста (34 м. п. и 38 ж. п.) в образе своей жизни ничем почти не отличаются от русских: живут в обыкновенных домах, в которых встречаются даже “горницы” с голландскими печами, оставили кочевой образ жизни и занимаются уже не столько оленеводством, сколько морскими промыслами. Лумбовский погост, на 100 верст. севернее с. Поноя, делится на два: летний и зимний. Жителей в нем 49 м. п. и 51 ж. п., дворов 4 и туп 16. В последнее время в летнем Лумбовском погосте, равно как и в других таких же погостах, вместо туп “с комельками” стали устраивать обыкновенные избы с печами, а более зажиточные лопари имеют даже по две избы: одну в роде кухви с комельком, а другую чистую с печью. В Иокангском погосте, на 150 верст севернее Поноя, жителей 67 м. п. и 60 ж. п., дворов 3 и туп 25; в Куроптевском, в 200 верст. на запад от Поноя, 2 двора и 10 туп, в коих проживают лопарей 28 м. п. и 23 ж. п. Каменский погост самый отдаленный от села Поноя (250 верст. вглубь материка); в нем 13 туп и жителей 43 м. п. и 43 ж. п. Здешние лопари уже вовсе не выезжают к морю на промыслы, а, живя у озер, при верховьях рек Поноя и Варзуги, ловят здесь рыбу и сбывают ее в Варзугу и Кузомень. — Всех жителей в Понойском приходе к 1896 г. состояло 313 м. п. (221 лопар. и 92 русск.) и 321 ж. п. (215 лоп. и 106 русск.), дворов 69 и туп 66.

Образование Понойского прихода нужно относить ко времени обращения в христианство Терских ло[285]парей сначала иноками Соловецкой обители, имевшей в их пределах свои вотчины, а затем преп. Феодоритом. Понойский приход по времени образования первый после Кандалакшского среди Терских лопарей. По просьбе первых христиан из Терских лопарей, живших по р. Поною, около 1532 г. из Новгорода отправлена была сюда миссия, построившая на р. Поное первую церковь в честь св. ап. Петра и Павла.2) А в 1575 г. некоему старцу Феогносту дана была новгородским Владыкой грамота, которой повелевалось уже возобновить эту церковь и крестить лопарей, не успевших прежде креститься.3) В 1581 г. эта церковь поступила в ведение Троице-Сергиевского монастыря (Доброклонский), а с XVII ст. она

и перешла к Кольско-Печенгскому монастырю, причем с. Поной было вотчиной его. О принадлежности с. Поноя и Понойского храма означенным монастырям может в некоторой степени свидетельствовать сохранившееся до настоящего времени название одного колодца “монастырским”.

Первая приходская церковь находилась не в нынешнем селе Поное, которого в то время не могло быть, если в 1810 г. в нем было только 7 дворов, как видно из церковных документов, но в 110 верст. от него и в 10-ти от Лумбовского погоста, при впадении в р. Поной двух маленьких речек, где находится очень красивое место, до настоящего времени называющееся “церковным старинным местом”. Долго ли здесь находилась церковь, неизвестно. Но из сохранившихся некоторых документов (Указ Архиеп. Варнавы от 13 янв. 1710 г. о взимании пени за браки) видно, что в это время Петро-Павловская Понойская церковь стояла уже на месте, занимаемом нынешними приходскими храмами. Из дальнейшей истории этой церкви известно, что в первой половине того же восемнадцатого столетия она оставалась в [236] ведении Кольско-Печенгского монастыря, как видно из указа того же архиеп. Варнавы от 14 сент. 1726 на имя священника Андриана о перекрытии церкви новым тесом. По указу Духовной Консистории от 16 июня 1778 г. за № 623 опять разрешалось перекрыть церковную крышу, затем сделать новые главы и водрузить новый крест. Указ этот дан по просьбе тогдашнего священника Луки Адрианова “с прихожанами”, каковая прибавка дает право предполагать, что в это время село Поной и церковь Понойская уже вышли из под ведения Кольско-Печенгского монастыря. К концу прошлого столетия описываемая церковь, простояв более 250 лет (на двух местах), по крайней ветхости была разобрана, согласно указу консистории от 28 июля 1797 г. за № 1228. Вместо нее построена была новая, существующая до настоящего времени в довольно прочном виде благодаря ремонтировке ее в 1877-78 г.г. Весьма деятельное участие в устроении этой церкви принимал тогдашний священник Иван Андрианов.

В паперти Петропавловской церкви имеется придельный храм в честь Успения Божией Матери, устроенный в 1818 г. по ходатайству священника Андрея Андрианова и освященный в 1819 г. Кольским протоиереем Иоанном Дьяконовым при священнике Дамиане Андрианове.

Этот придельный храм устроен вместо отдельного Успенского храма. Время построения первого храма этого наименования неизвестно. Известно только, что он сгорел в 1753 г. В 1759 г. на имя священника Андрианова дан был указ о построении новой Успенской церкви, которая строилась почему-то очень долго и была освящена уже священником Лукой Андриановым по указу консистории от 18 июня 1776 г. за № 656. Но и эта церковь сгорела в 1817 г., и вместо нее устроен вышеупомянутый Успенский придел при Петропавловской церкви.

Стены Петропавловской двухпрестольной церкви внутри обиты холстом и выбелены, а снаружи – тесом [237] и окрашены. В одной связи с церковью устроена колокольня. Оба здания обнесены деревянной выкрашенной оградой и довольно прочны.

Кроме Петро-Павловской, в селе Поное рядом с ней стоит другая церковь, в честь Животворящего Креста Господня, начатая постройкой в 1869 г. на средства Кузонемского крестьянина Алексея Петровича Заборщикова и освященная 19 ноября 1871 г. священником Кузонемского прихода Григорием Орловым совместно с священниками — Варзугского Петро-Павловского прихода Вас. Григорьевым, Тетринского Екзакустодианом Титовым и местного Понойского Дмитрием Перовским. Церковь эта с внешней стороны имеет форму креста. В 1885 г. зона снаружи обшита тесом и окрашена, а внутри выбелена белилами. В 1891 г. обнесена деревянной оградой.

Утварью, ризницей и богослужебными книгами оба описываемые храма вполне достаточны. Иконостас Петро-Павловского храма трехъярусный со старинными иконами. Из предметов утвари более замечательным можно считать старинное напрестольное евангелие, пожертвованное в бывшую Успенскую церковь патриархом Никоном, о чем свидетельствует его собственноручная надпись: “Жертвую в Понойскую Успенскую церковь. Патриарх Никон”. Им же пожертвована небольшая в сребропозлащенной ризе икона Богоматери с такой же надписью. Из других икон особенно замечательной считается запрестольный образ Богоматери с изображением св. апостолов Петра и Павла на обратной стороне, стоявший в бывшем Успенском храме и найденный невредимым среди мусора и пепла после которого-то пожара, истребившего этот храм.

На содержание вышеупомянутых церквей от прихожан ежегодно поступает от 50 до 100 р. от улова семги по р. Поною. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 98 р. 17 к., свеч [238] продано 8 п. 18 ф. и выручено чистой прибыли 152 р. 55 к.

Кроме двух приходских храмов, в Понойском приходе находятся три приписных и две часовни. Первая из приписных церквей по времени ее построения, находится в летнем Лумбовском погосте, в 100 верстах от Поноя зимним путем и в 150-ти летним. Церковь эта в честь Рождества Пресв. Богородицы устроена в 1883 г. Кузоменским прихожанином Алексеем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Императора Александра II и освящена священником Кузоменского прихода Алексием Синцовым совместно с священниками — Тетринского прихода Вас. Сырневым и Понойского Ник. Шмаковым. В одной связи с ней устроена колокольня. В 1887 г. на средства местного лопаря Ив. Иванова Денисова оба здания обшиты тесом и окрашены и устроена вокруг них ограда, окрашенная белилами.

Вторая приписная церковь во имя Алексия, человека Божия, находится в Сосновском погосте, в 90 верст. от с. Поноя; устроена на средства местных лопарей в память чудесного спасения Августейшей Царской Семьи от смертной опасности 17 окт. 1888 г. и освящена 24 янв. 1891 г. священником Кашкаранского прихода Мих. Истоминым совместно с теми же двумя — Сырневым и Шмаковым. Церковь эта небольших размеров, крестообразная, без колокольни.

Третья приписная церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском погосте, построена в 1891 г. на средства Кузоменского крестьянина А. П. Заборщикова, часто проживавшего здесь по своим делам, освящена 6 февр. 1892 г. священниками: Истоминым, Шмаковым и Синцовым. Колокольни нет. Необходимые принадлежности богослужения имеются.

Из часовен одна, в честь св. пр. Илии, находится в летнем Иокангском погосте, близь Св. [239] Носа, при р. Иоканге. Построена она в 1876 г. местными лопарями. Весьма желательно было бы вместо часовни построить здесь церковь и даже открыть самостоятельный приход, так как по реке Иоканге самый лучший улов семги и морской камбалы, и потому здесь в летнее время бывает большой сбор рыбопромышленников.

Вторая часовня, в честь свят. и чудотв. Николая, находится на острове Сосновце, при Сосновском маяке, построена она в 1891 г. смотрителем маяка Михаилом Томиловым.

Для обучения детей в 1884 г. открыта церковноприходская школа, помещавшаяся сначала в доме священника, который был и учителем до 1892 г., а затем с 1891 г. в собственном доме, приобретенном путем пожертвования и довольно удобном. В 1895/6 уч. г. обучалось в ней 14 мальч. и 4 дев. Учительницей состоит кончившая курс в Епарх. женск. училище девица Анна Щеколдина с жалованьем в 120 р. (60 р. от церкви и столько же от Епарх. Учил. Совета). На отопление школы от местных жителей поступает 30 р.

Причт Понойского прихода состоит из священника и псаломщика. Священник имеет небольшой участок сенокоса у “Попова ручья” (на одну корову). Во владении причта имеется семужья тоня “Лахта” при устье р. Поноя, которая при хорошем улове и благополучной погоде дает от 200 до 300 р. в год. Но бывают годы, когда вместо прибыли бывает один убыток, как это и было, наприм., в 1894 г. Несмотря на давнишнее владение тоней, Понойские крестьяне дважды (в 1847 и 1875 г.) оспаривали права причта, но в оба раза безуспешно. От хорошего улова зависит и сумма причтовых доходов за требоисправления: в хороший год получается от 200 до 300 р., а в неблагополучный — много менее. Жалованья священнику положено 392 р., псаломщику 122 р., 60 разъезды обоим 100 р. Священнический дом устроен на средства общества [240] в 1867 г., а псаломщицкий — в 1891 г. на средства А. П. Заборщикова с помощью прихожан.

По синодику, начало которому положено в давние времена, в Понойском приходе со времени открытия его служило до 30 священников. Первым назван схиеромонах Евфимий. По сохранившимся же документам можно назвать только тринадцать священников из белого духовенства, а именно: 1) Андриан, служивший 16 лет с 1710 до 1726 г., когда на его имя дан был от архиеп. Варнавы указ от 7 авг. на исправление церкви. С 1726 по 1835 г. священствовали преемственно друг за другом целый ряд священников Андриановых, дети, внуки, правнуки и т. д. Андриана: 2) Филипп Андрианов, упоминаемый в указе от 27 сент. 1727 г. и в деле о сгорении Успенской церкви в 1753 г. 3) Лука Филиппов Андрианов с 1762 до 1797 г. 4) Иван Лукин Андрианов, бывший дьячок Понойского прихода, священствовал с 1797 до 8 марта 1808 г. 5) Андрей Иванов Андрианов, из дьячков Кольского собора, с 29 авг. 1808 до 1818 г. 6) Дамиан Лукин Андрианов, бывший пономарь Понойского прихода, священствовал с 3 марта 1819 до 1835 г. Со смертью его прекратился род Андриановых. За ним следовали: 7) Иоанн Заринский с 1839 до 1842 г. 8) Алексей Алексеевский, первый священник с полным богословским образованием, получивший на проезд в Поной 100 р. ассигн. за свое согласие служить среди лопарей, прослуживший только до 1845 г. и успевший однако значительно исправить церковь и колокольню. Вообще это был священник энергичный и распорядительный, добрый и простосердечный, заслуживший всеобщую любовь со стороны как прихожан, так и сослуживцев и умерший в г. Коле протоиереем в 1874 г. 9) Гавриил Гурьев, с 1845 до марта 1854 г. Священник этот был из рода Гурьевых, священнодействовавших много лет в Варзуге, а равно и в других приходах по Терскому берегу от Умбы до Поноя и с любовью вспо[241]минаемых всеми лопарями. Памятником служения о. Гавриила в Понойском приходе служат сделанные им переплеты богослужебных книг, каковым делом он охотно занимался. При нем некоторые иконы в Петро-Павловском иконостасе украсились сребропозлащенными ризами. 10) Сильвестр Иоаннов Заринский с 1854 до окт. 1858 г.; умер на покое в 1886 г. в с. Варзуге. От него сохранились купленные им на собственный средства (46 р.) десять праздничных аналойных икон. Покойный преосвящ. Варлаам, отправляя новопоставленных иереев в Корелию и Лапландию, советовал им познакомиться с о. Сильвестром, от которого они могли бы научаться благоговейному и истовому служению, прекрасному пению, чтению и делопроизводству. 11) Клеоник Митрофанов священствовал только один — 1858-й год; обучался он в Олонецкой семинарии, куда командирован был для изучения Корельского языка; до окончания курса (из высш. отд.) был вызван в Архангельск любителем церковного пения преосвящ. Георгием, для усиления архиерейского хора, был регентом, состояв в сане диакона, владел прекрасным голосом и привлекал многих в собор своим искусным пением. 12) Димитрий Васильев Перовский, студ. Костромской семин., священствовал в Поное с 23 июня 1859 г. до 1874 г. и умер протоиереем в Федорогорском приходе. “Все жители Поноя любили и почитали о. Дмитрия”, как человека умного, ласкового и приветливого. В настоящее время особенно почитают его те крестьяне, которых он научил грамоте, когда в Поное не было никакой школы. 13) Александр Алексеев Зуев, студ. арх. семин., с 1874 до 1883 г. При нем Понойская Петро-Павловская церковь заново была исправлена и украшена. По неприятностям со стороны богатых крестьян, обличаемых им за притеснения и поборы с бедных, о. Александр должен был оставить Понойский приход, переменил после того еще много мест и, наконец, состоя за [242] штатом, умер в общественной больнице г. Архангельска.

Ныне священником Понойского прихода состоит Николай Иванович Шмаков, 67 л., студ. арх. семин., в сане священника с 20 сент. 1852 г. и на занимаемом месте с 1883 г. При нем открыта церковно-приходская школа, помещавшаяся с 1884 до 1891 г. в его квартире, при чем он сам был и учителем до 1892 г., исправлен иконостас Петро-Павловского храма и наружные стены Воздвиженского храма, устроены три приписных храма в трех лопарских погостах и псаломщицкий дом на средства (исключая Сосновского храма) крестьянина А. П. Заборщикова по совету и убеждению отца Николая. Псаломщиком состоит Григорий Васильев Воюшин, 20 л., конч. курс дух. учил., на службе и в занимаемом приходе с 16 сент. 1893 г.


[233]
1) Извлечено свящ. Смирновыми из описания, представленного приходским священником Н. И. Шмаковым.

[235]
2) Церковная ист. Доброклонского, ч. 2, стр. 19.
3) См. там же и “Христ. в пред. Арх. еп.”, стр. 30.

 

<<< к оглавлению || следующая глава >>>

 

OCR Monia Rosomaha, 2010

HTML И. Воинов, 2010

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: Ламинат в Липецке купить Ламинат. *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика