В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век

Д. Семенов, ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ. ВЫПУСК I.СЕВЕРНЫЙ КРАЙ и ФИНЛЯНДИЯ. 1864 г.


[229]

7. Финский пастор.

Финляндия в отношении к церковному управлению разделяется на три эпархии: на абоское архиепископство и два епископства – боргоское и куопиосское. При каждом из трех епархиальных начальников находится духовный совет, так называемый Домкапитул или Духовная Консистория, где, под его председательством, членами состоят лектора гимназии абоской, куопиосской и боргоской; кроме дел церкви, духовному начальству подлежит и все училищное ведомство. Каждый год епархиальный глава либо сам объезжает свою часть края, либо посылает кого-нибудь из старших по нем для осмотра вверенных ему частей управления. Проезд епископа составляет важное событие для народа, который исстари смотрит на него с благоговением и принимает его с особенным почетом.

“Недавно проезжал здесь писпа (ф. еписвоп,)” или “скоро проедет писпа,” рассказывает подводчик седоку своему. Присутствуя на годичном экзамене в гимназии или в элементарном училище, епископ по окончании его произносит торжественную речь ученикам и наставникам. По дороге он заезжает к пасторам, которые на этот достопамятный случай сберегают лучшие свои хозяйственные сокровища и истощают все способы для угощения достойным образом своего начальника. Уважение, оказываемое званию его, так велико, что пасторы даже у себя дома обыкновенно стоят, когда он, сидя, разговаривает с ними.

Каждая епархия разделена на множество приходов (кирхшпилей)1 различной величины. В некоторых по [230] обширности их, недостаточно одного сборного места для богослужения: тогда от главной церкви (шв. moderkyrka) отделяется один или несколько округов. Каждый округ с своею церковью называются каппеллою. Округ главной церкви, вместе с зависящими от нее капеллами, составляет пасторат и находится в ведении пастора, а капеллами, под его надзором, управляют капланы2. Назначение пасторов к некоторым церквам требует Высочайшего утверждения; такие пастораты называются империалъными (в старину были регальными). От них отличаются консисториалъные, в которых пасторские вакансии замещаются, по предложению консистории, самим приходом. Консистория из числа соискателей назначает трех кандидатов. Все трое отправляются в вакантный пасторат и в тамошней церкви три воскресенья сряду произносят по очереди пробную проповедь. В третье после того воскресение, по окончании службы, прихожане избирают большинством голосов одного из кандидатов. Право подачи голоса принадлежит всякому владеющему землей или заводом. Для определения пастора в империяльный пасторат консистория также назначает трех кандидатов, из которых приход таким же порядком, как было описано, избирает одного; но окончательный выбор между ними производится по Высочайшему благоусмотрению.

Несколько пасторов вместе состоят под ведением так называемого контрактс-пробста, который избирается самими пасторами и утверждается консисториею. Что касается до звания пробста, то это – почетный титул, который епископ предоставляет достойнейшим членам сословия. [231] Немецкое слово пробст (по-шведски prost) происходит от латинского proepositus.

Каr по пространству земли, так и по числу прихожан, пастораты очень неравны, а от этих условий зависят и большие или меньшие доходы пастора, который содержится своею паствою. Он получает с прихожан, соразмерно с собственности каждого, определенное количество сельских произведений в натуре, как то: ржи, ячменю, мяса, масла и т. п. Кто добровольно не вносить должного, с того оно может быть взыскано сельскими властями. Степень строгости пастора в истребовании следующего ему зависит от образа мыслей и воли каждого. Разумеется, что в неурожайные годы, какие в последнее время были так обыкновенны, доходы пастора значительно уменьшаются, не только от недоимок, остающихся за крестьянами, но и от вспоможений, в которых ему трудно отказывать беднейшим из прихожан. В городах производятся в пользу пастора особенные денежные сборы, но так как сумма, таким образом составляющаяся, незначительна, то городской приход обыкновенно бывает соединен с ближайшим сельским.

Пастораты по степени обширности их и по количеству доставляемых ими доходов, разделяются на три класса. Между первостепенными есть такие, которые вносят от 12-ти до 14 тысяч руб. ассигнациями ежегодно. Со многих пасторатов получается две тысячи руб. серебром; с других только одна тысяча и даже менее. Доходный пасторат составляет высший предмет стремления множества молодых людей посвящающих себя духовному званию.

В самом деле, положение человека, достигшего этой цели, может возбудить зависть. Вдали от городских тревог, пользуясь властью и весом в своем круге действия, окруженный всеми приятностями независимого существования, семейной жизни и сельского быта, пастор про[232]водить дни свои в покое, в довольстве, часто даже в изобилии. В старости, когда исполнение трудных обязанностей ему уже не по силам, он берет адъюнкта молодого человека. Сам готовясь в пасторы, он охотно принимает на себя большую часть забот будущего своего звания. В вознаграждении за труды свои он получает, из собственных доходов пастора, рублей 200, 300 ассигнациями, и кроме того живет у него на всем готовом, садится за его трапезу и вообще находится в доме его как член семейства. В некоторых пасторатах, заведывающие ими, должны по постановлению иметь адъюнкта, или даже двоих.

Что касается до образованности финляндских пасторов, то они до сих пор, вообще говоря, не могут похвалиться основательным богословским воспитанием. Посвящающие себя этому званию обыкновенно учатся сперва в гимназии; потом, выдержав в университете экзамен, поступают в учрежденную при нем семинарию, откуда, не приобретя ученой степени, выходят для приискания себе места; наконец судьбу их решаает испытание со стороны Домкапитула в одной из епархий. При таком порядке вещей пасторы финляндские, в отношении к образованности вообще и к богословской в особенности, не могли заслужить слишком выгодного о себе мнения. В последнее время приняты меры к улучшению этой части общественного воспитания, и от них надобно ожидать самых благоприятных последствий.

Всякий пастор и всякий каплан живет недалеко от церкви, в особом доме, построенном на счет прихода. Дом этот с принадлежащими к нему строениями составляет так называемый пасторский двор, пасторскую усадьбу (шв. prestgard), или, употребляя финское слово, паппилу (от pappi, священник). К этому двору всегда бывают приписаны особые угодья, иногда значительные: [233] всякий пастор есть, следовательно, и помещик; часть земли своей он, по примеру других владельцев, нередко отдает крестьянам на откуп.

Войдя в дом пастора, вы обыкновенно находите несколько просторных, светлых комнат и неприхотливую, но удобную мебель, по большой части сделанную из простого дерева и выкрашенную белой и черной краской.

Из сеней почти всегда одна дверь ведет в залу, которая служит и столовой, а другая – в кабинет, который для удобства в прием приходящих крестьян, должен быть крайним покоем. В гостиной вы часто заметите, против дивана узенькую кровать покрытую перинами и шелковым одеялом и в случай надобности раздвигающуюся. Эта постель назначена для приезжих.

Между финляндскими пасторами гостеприимство искони составляет род гражданской обязанности или общественной повинности. В какую бы глушь вы не заахали, никогда в пасторском доме вы не застанете хозяйки в расплох: кладовая ее неиссякаемый источник вкусных и здоровых блюд, которые она с непритворным радушием предложить вам. Если вы придете под вечер, вам никак не дадут лечь спать без обильного ужина, состоящего из рыбы, мяса, молока, шоколаду, пирожного и т. п. Если приедете пораньше, опрятно одетая служанка поднесет вам и чаю. По утру, едва вы проснетесь, она является к вам с кофеем, который почти все пьют в постели. Часов в десять или раньше вас призывают к завтраку. Стол опять покрыт всякою всячиной.

Перед буфетным шкафом на опускной дверце, или на особом столике, стоит водка. Хозяин, налив ее в рюмку, часто сам подходить к вам с подносом и потчует. Местами встречается еще старинный обычай, что возле графина с водкой стоить скляночка с желудочными [234] каплями, которых несколько подливается в водку. Потом, сложив руки и помолившись, садятся за стол. Если у пастора есть взрослая или подрастающая дочь, то она в продолжение стола несколько раз встает и подносить гостю то соль, то какое-нибудь блюдо. Иногда она, совсем не садясь, служит все время и разносит кушанья. Изредка встает сама хозяйка и подает что-нибудь гостю, желая показать особенное к нему внимание.

Вот патриархальные нравы, сохранявшиеся преимущественно в северной Финляндии. За обедом и за ужином соблюдается тоже, что и за завтраком.

Вскоре после обеда всегда подается кофе и всегда его разносит служанка, за первою чашкой, предлагая вторую и третью. Крепкие напитки в большом употреблении. Между обедом и ужином вас угощают, кроме чаю, вином, пуншем или тодди (смесью из кипятку и рому или коньяку), при чем и хозяин и посторонний пьют ваше здоровье.

Если вы посетите пастора перед обедом, то также явится на столе поднос с бутылкой и рюмками, предвестник тостов, которые вас ожидают.


1 По-шведски församling иди socken. Последнее название, впрочем означает собственно округ, подведомственный каждому ленсману (сельскому чиновнику); но так как округ церкви почти всегда совпадает с округом ленсмана, то слово socken употребляется и для означения кирхшпилей. [229]

2 Впрочем и при большей части главных церквей находятся капланы, обязанные помогать пастору в исполнении его должности. [230]


<<< к оглавлению | следующая глава >>>

© OCR Игнатенко Татьяна, 2013

© HTML Воинов Игорь, 2013

 

| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика