В начало
Военные архивы
| «Здания Мурманска» на DVD | Измерить расстояние | Расчитать маршрут | Погода от норгов |
Карты по векам: XVI век - XVII век - XVIII век - XIX век - XX век
Святоносский маяк
Святой Нос

В России в районе Кольского полуострова, маяк Святоносский является одним из самых больших и старых и в связи с этим представляет собой историческую ценность.

Маяк Святоносский ( 680 10' N, 390 45' E ) установлен на полуострове Святой Нос Высота башни от основания 22 метра. Высота огня от уровня моря 94 метра. Дальность видимости 22 мили.

Развитие маячного строительств на Севере связано с именем отважного помора И. И. Пашина, совершившего на своей небольшой ладье "Святой Николай" два беспримерных плавания из Архангельска в Петербург вокруг Скандинавии. Благодаря этим плаваниям Пашин стал известен высоким царским чиновникам и широкой общественности. Находясь в 1835 году в столице, он подал прошение министру финансов, который в то время заведовал торговым мореплаванием. В своём письме Пашин подробно раскрыл навигационную и экономическую необходимость учредить в Белом море и на Мурманском берегу ряд освещаемых маяков по образцу западных стран и балтийских берегов России. В первую очередь мореход считал целесообразным поставить освещаемые маяки в пунктах, где во время осеннего плавания в Архангельск поморские и иностранные парусники резко меняли свой курс: на мысах Святой Нос, Городецкий, Терско-Орловский, Пулонга, Зимние горы, на островах Мудьюг, Жижтин, Жужмун, Сосновец.

В 1835 году Морским Министерством было принято решение построить на Белом море 9 маяков для обеспечения необходимого для безопасности плавания освещения берегов. В их числе значился маяк на полуострове Святой Нос, причём этому маяку было уделено особое внимание. В "Докладе по Департаменту Гидрографическому", подписанному генерал-майором Зелёным, сказано: "Маяк на Святом Носе, входной маяк в Белое море, существенно необходим, а не существование подобного входного маяка, единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая разве может объясняться тем, что наши военные суда, по преимуществу выходят из Белого моря, а не входят в него, и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно, и потому Департамент полагает, что на Святом Носе действительно нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего".

Первоначально на полуострове Святой Нос планировалось построить каменный маяк с аппаратом диоптрической системы Френеля. Из-за дороговизны такого проекта и сложности последующих ремонтных работ было принято решение о закупке чугунного или железного маяка за границей с последующей доставкой его в разобранном виде на полуостров Святой Нос, где планировалось его собрать.

18 марта 1859 года Главный командир Архангельского порта генерал-адъютант Б. А. Гяазенал обратился в Гидрографический Департамент Морского Министерства со следующим предложением: "я полагаю, что при самом ограниченном ассигновании, устройство деревянных маяков с должным расчётом проектированных, при меньшей их ценности сравнительно железными и каменными, может принести надлежащую пользу и на весьма продолжительное время".

Английский заводчик Гриссель ( Hety Gritsell, Recenis canal iron works London ) с которым велись переговоры по изготовлению металлического маяка, не предоставил соответствующих детальных чертежей, а сделал только фасады маяка. Чертёж фасада маяка сделан на высоком художественном уровне ( он храниться в ЦГА ВМФ ), но не позволял проверить соответствие требуемой им суммы в 57 тыс. рублей. К тому же анализ климатических условий показал необходимость соответствующей обработки металлический деталей, что приводило к существенному удорожанию всей конструкции маяка. Всё это, плюс нехватка средств, привело к тому, что Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич "… Высочайше утвердить изволил…" проект деревянного маяка на полуострове Святой Нос. Вместо аппарата системы Френеля ( современнейшего на это время ) было принято решение установить на маяке обыкновенные рефлекторы, изготовить которые в ламповой мастерской Дирекции Балтийских маяков в Ревеле ( Талинне ).

Подряд на постройку деревянных служб ( жилые и служебные здания и сооружения ) для маяка и доставку их на место взял архангельский купец Иван Ермолаевич Торопов. Постройка велась в селении Соломбала. Службы в разобранном виде были перевезены на полуостров и там собраны. Были построены: дом смотрителя, казарма, баня, кладовая с ледником, сарай для цистерн. Позже в Архангельске была собрана и маячная башня, которая в разобранном виде была перевезена морем на п-ов Святой Нос, где и была установлена предположительно к 15 (по старому стилю) сентября 1862 года. Тогда же на маяк была доставлена катоптрическая система с аргантовъми лампами из Ревеля (Таллинна).

6 (по старому стилю) ноября 1862 года Гидрографический Департамент сделал известие по Морскому ведомству о том, что "В Белом море окончены ныне постройкою два маяка, из коих один при входе из Северного океана, на верхнем, или южном холме северном части мыса, называемого Святой Нос, в расстоянии около 300 саженей к NW от башни и в 21/2 верстах от оконечности мыса на SO 291/2, в широте 68'51"N и долготе 39° 48'54"0 от Гринвича" (Вторым является маяк Сосновецкий ).

Маяк представлял собой деревянную восьмигранную пирамидальную башню с расширенным основанием, обшитую досками и окрашенную светло-жёлтой краской. На башне установлен металлический фонарь, снабжённый осветительным аппаратом отражательной (катоптрической) системы, который состоял из 18 аргантовых ламп, при таком же числе рефлекторов. Высота огня маяка от основания -17,4 метра, от уровня моря - 89,4 метра. Освещение маяка произведено 01 (по старому стилю) августа 1863 года. Огонь на маяке зажигался 01 августа и гасился 30 октября. Для обслуживания маяка назначалась команда, которая состояла из смотрителя маяка и 6-ти рядовых. Первым смотрителем на Святоносском маяке был определён отставной унтер-офицер Филиппов. Условия жизни на маяках Белого моря, а особенно самом северном на то время в Российской Империи Святоносском, были суровые. В первую же зимовку 1862/1863 г от цинги из 6 человек команды погибло 5. Смотритель маяка тоже перенёс болезнь, что и заставило его, с истечением контрактного срока, оставить службу на маяке. В 1863 году вместо Филиппова был назначен новый смотритель маяка отставной унтер-офицер Алексеев. Следующая зима 1863/1864 года принесла новые испытания для маячных команд. В эту зиму от цинги на маяке погибла вся команда кроме смотрителя. Эти трагические события стали предметом серьёзного анализа в Морском Министерстве из "Отчёта по морскому ведомству", "В суровом климате наших северных морей, в пустынных и отдалённых от всякого жилья местностях Белого моря, при постоянном одиночестве и отсутствии разумной деятельности в течение двух третей года, люди гибли от цинги, несмотря на улучшение пищи и медицинские средства. Причина смертности - упадок духа, к которому располагает угрюмая и унылая природа Беломорья и недостаток деятельности, сопряжённой с какой - либо занимательностью". С 1864 года смотрителю и прислуге Святоносского маяка разрешено после освещения маяка выезжать в деревню Варзуга, отстоящую на 300 вёрст от маяка. На время отсутствия маячной команды маяк оставался под присмотром лопаря из Йоканьгского погоста. В апреле команда вернулась из Варзуги и нашла маяк и маячное хозяйство в полном порядке. Летом 1864 года на шхуне, обходившей маяки первый раз, находился священник, который совершил освящение маячных зданий, "исповедовал и приобщал Святых таинств каждого из маячных жителей. Такое назначение оказало большую пользу и самое благотворное влияние, не только на команды, долгое время лишённые исполнять обязанности веры, но и на лопарей, рассеянных по Терскому берегу Белого моря, которые не находили слов для выражения благодарности, когда обряд Святого крещения совершён был над детьми их" В последующее время обеспечение и быт маяка были улучшены.

В 1866 году казённая прислуга заменена вольнонаёмной. На маяк приняты: отставной унтер-офицер - солдатский сын, мещанин, крестьянин и лопарь всего 5 человек.

Интересна история смотрителя маяка Святоносский Евлампия Багрецова.

С 1896 по 1917 год он был смотрителем Святоносского маяка. В 1905 году начал терять зрение. Управляющий беломорскими маяками полковник Васильев нашел возможным оставить его на службе при условии, чтобы ему помогала жена, много лет исполнявшая обязанности служителя, и чтобы он нанял себе грамотного помощника.

Все последующие годы служба на маяке при полуслепом смотрителе исполнялась безупречно. Однако нашлись недоброжелатели, видимо, из числа желавших занять пост смотрителя, которые периодически посылали письма в Главное гидрографическое управление с сообщениями о том, что на нормальную работу маяка полагаться нельзя, так как им руководит слепой человек.

В 1913 году с ревизией на маяк прибыл заместитель начальника Главного гидрографического управления контр-адмирал Бухтеев. Он был удивлен отличной организацией службы на маяке, и доложил начальнику управления, что "Багрецов, будучи слепым, настолько сжился с маяком, что чувствует его работу, как свой организм. Ему заметны любые сбои в освещении, любой непорядок на вахте, он входит во все маячные дела, ему хорошо помогает его жена и помощник, который производит метеонаблюдения. Полагал бы справедливым, чтобы он за многолетнюю исправную службу был представлен к очередной награде".

После этого Е. Багрецов проработал смотрителем еще четыре, года и в 1917 году передал дела своему сыну".

В 1871 г. на лоцмейстерской шхуне "Самоед" из Петербурга было доставлено пять медных трёхфунтовых сигнальных пушек, которые установили на : Святоносском, Терско-Орловском, Жижгинском и других маяках. Эти пушки стали первыми средствами подачи звуковых сигналов на маяках Севера.

В 1872 году на той же шхуне "Самоед" на мыс Святой Нос был доставлен и 16 августа того же года установлен вблизи маяка закупленный в Лондоне туманный аппарат системы Гольмса (первый в России) с двумя горнами, действующими сжатым, от ручного насоса, и нагретым, посредством машины Эриксона, воздухом. Туманные сигналы слышны в тихую погоду на 3-4 мили, а по ветру на 4 - 5,5 мили. Установка аппарата производилась "рабочими людьми" под руководством поручика фон-Воганса. Аппарат давал возможность судам, попавшим в туман, определять положение мыса Святой Нос. В 1911 году вместо аппарата Гольмса на Святом Носу сооружена изготовленная в Москве акционерным обществом "Густав Лист" пневматическая сирена с керосиновым двигателем, так называемая Святоносская сирена.

1873 году произошла очередная трагедия: на маяке Жужмуйский никто не вышел встречать шхуну "Самоед" совершавшую плановый обход Беломорских маяков -смотритель маяка и вся вольнонаёмная прислуга - 3 человека были найдены мёртвыми. В 1874 году под председательством директора Гидрографического департамента вице-адмирала Вевель-фон-Кригера была учреждена особая комиссия, которая должна была проанализировать как условия, сложившиеся на маяках Белого моря, так и меры, которые необходимо предпринять, чтобы предотвратить в будущем подобные несчастья.

28 июля 1874 года Высочайше были утверждены соответствующие "Положения...". Для улучшения быта служащих на маяках и полного обеспечения их благосостояния в материальном и хозяйственном отношениях маяки начали снабжаться из казны главными предметами продовольствия, противоцинготными средствами, тёплой одеждой и снаряжением для звериной и рыбной охоты. Тогда же было высказано мнение о необходимости надела маяков участками земли для огородов и сенокосов с целью разведения овощей, свойственных климату, и содержания домашнего скота. В 1878 году Архангельский управлением государственного имущества были выделены 6 участков земли для этих целей, в том числе и на полуострове Святой Нос. В Лоции Белого моря 1913 года издания так описывается быт на маяке Святоносский: "Население у Святоносского маяка состоит из смотрителя, 3 служителей и их семей. Пресная вода в озёрах, а также в ручьях губы Волоковой. Леса для дров нет, а плавник сюда выкидывается редко. На маяке имеется корова и несколько овец; можно также иногда получить дичь оленье мясо и сухую провизию". Доставка грузов осуществлялась, да и теперь осуществляется, морем в губу Лопское Становище или в губу Волоковая. Для временного хранения грузов в губе Лопское Становище в 1867 году был построен амбар.

В 1890 году на маяке установлен новый фонарь и осветительный прибор системы Френеля, который открыл освещение 14 (по старому стилю) августа 1890 года. Фонарь и осветительный прибор были изготовлены в Париже на фирме "F.Barbier &C1e", а установлены русскими работниками под руководством архангельского губернского инженера Савицкого. Подряд на доставку, выгрузку и подъем фонаря и аппарата на маячную башню взял архангельский купец Шмидт. В связи с заменой фонаря была произведена частичная перестройка верхней части маячной башни.

В 1900 года начат перевод маяков на новое освещение с помощью керосино-калильных горелок с колпачком Ауэра, в 1910 году на маяке установлен телефон. Осуществлялась телефонная связь с Городецким и Орловским маяками, Городецкой сиреной и с почтово-тёлеграфной конторой в Летнем Иоканъгском погосте.

Маяк Святоносский светил постоянным белым огнем. Дальность видимости огня составляла 18 миль. Во время Первой Мировой войны Иоканьгский рейд служил местом формирования караванов судов, следовавших из Англии в Архангельск с запасом угля, провизии, воды и материалами. Основным ориентиром для входа на Иоканьгский рейд служил маяк Святоносский. Для увеличения дальности видимости огня маяка и более лёгкого отличия его от других, рядом расположенных маяков, было принято решение сделать огонь проблесковым, а дальность видимости увеличить до 25 миль. Для этого в Стокгольме было заказано новое фонарное сооружение и осветительный газокалильный аппарат. 15 февраля 1917 года фонарное сооружение и аппарат были приняты в казну и записаны на приход.

В последующие годы, в связи с развитием и совершенствованием светооптической аппаратуры, на маяке проводились соответствующие модернизации.

Свой эволюционный путь прошла и светооптическая аппаратура. В конце тридцатых годов маяк был переведён на электрическое освещение. В настоящее время в старом, 1917 года, фонарном сооружении установлена автоматическая светооптическая аппаратура АСА-500. Маяк светит белым проблесковым огнём. Дальность видимости 22 мили. В результате реконструкции маяка по настоящему проекту на нем установлена солнечная энергетическая установка в составе: 6 солнечных панелей, 10 аккумуляторов типа KL-950, светооптический аппарат на светодиодах фирмы Нави-Далc, который светит белым проблесковым огнём. Дальность видимости 8 миль.

В настоящее время штат маяка составляет 7 человек. 3 июня 2001 года совершено освящение маяка Святоносский, о чём сделана собственноручная запись ключарем Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Мончегорска священником Сергием Погодиным.

В 2002 году решением Комитета по культуре и искусству Мурманской области маяк Святоносский внесён в "Список вновь выявленных объектов на территории Мурманской области, представляющих историческую, научную или иную художественную ценность" под Jfe 7/316 и подлежит охране в соответствии с требованиями Закона РФ "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

В настоящее время штат маяка составляет 7 человек. Смотрителем маяка работает с 26 ноября 1968 года по настоящее время Горбунов Михаил Иванович.

 

© Экологический проект 2004

© Мир маяков

 

Карта

1723 г. «Frederik den Femtes Atlas». Фрагмент датской карты. Кружком обозначен "Cap de Svetenoes" (увеличивается в новом окне)

Маяк

Святоносский маяк.

Внутри

Внутри маяка.

Вид с маяка

Заброшеный маячный городок.
(панорама открывается в новом окне)

Вид с маяка

Вид с маяка.
(панорама открывается в новом окне)

Памятный крест

Памятный крест на Святом Носу, надпись: «Поморам, прославившим землю Русскую, в год 300-летия Российского флота».

Местный

Местный.

© фото lumigraph, 2008 г.

Дополнительный материал

Внешние ссылки

Погода на rp5.ru

Погода на rp5.ru


Анимация
Анимация Lighthouse
| Почему так называется? | Фотоконкурс | Зловещие мертвецы | Прогноз погоды | Прайс-лист | Погода со спутника |
начало 16 век 17 век 18 век 19 век 20 век все карты космо-снимки библиотека фонотека фотоархив услуги о проекте контакты ссылки

Реклама: www.mirkuzni.ru *


Пожалуйста, сообщайте нам в о замеченных опечатках и страницах, требующих нашего внимания на 051@inbox.ru.
Проект «Кольские карты» — некоммерческий. Используйте ресурс по своему усмотрению. Единственная просьба, сопровождать копируемые материалы ссылкой на сайт «Кольские карты».

© Игорь Воинов, 2006 г.


Яндекс.Метрика